Тема «маленького человека» в литературных произведениях русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:22, реферат

Описание работы

Тема «маленького человека» относится к описанию героев литературных произведений, занимающих довольно низкое место в социальной иерархии. В основном автор, развивающий это понятие, представляет нам бедных чиновников, своего рода материально «униженных» людей. Литературные произведения менялись на протяжении веков: начиная от простых записок заканчивая всемирно известными романами. Чем демократичнее становились произведения, тем больше актуализировалась тема «маленького человека». Само понятие «маленький человек» не имело точного определения, до момента ее первого упоминания Белинским в статье 1840 года «Горе от ума».

Содержание

1. Введение
o Тема «маленького человека»
2. Сравнение темы «маленького человека» в произведениях Пушкина и других авторов
* «Маленький человек» в произведениях
o А. С. Грбоедова
o Н.В. Гоголя
o М.Ю. Лермонтова
o Горького
o Куприна
o Островского
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

ццц.docx

— 35.16 Кб (Скачать)

  

Создание  образа «маленького  человека» Максимом Горьким 

Максим Горький  написал пьесу "На дне", в которой  все действующие лица являются "маленькими людьми". Действие происходит в ночлежке. Здесь собраны все отбросы  общества: пьяницы, убийцы и воры. Все они жестоки, у них нет чувства сострадания, желания помочь ближнему. У Клеща умирает жена, а ему все равно. Сестра калечит родную сестру, все вечно пьют и никому нет дела до другого. Они сами виноваты в том, что с ними произошло, у них нет сил и упорства бороться с судьбой. Оскорбления в данном обществу становятся нормой. Никто не хочет сказать друг другу ласкового, теплого слова. Потом в их однообразной, жестокой и мерзкой жизни появляется Лука. Он способен сострадать, утешать людей. И постепенно на время некоторые люди становятся чуть добрее. Лука приносит им надежду на лучшую жизнь, он нежен и добр с ними. Когда же он уходит, все собираются бежать за ним, искать его. А все только потому, что этот простой и тоже "маленький человек" подарил им надежду и сочувствие, все то, чего они так долго ждали. Лука похож на библейский персонаж, на паломника. Он воплощение добра и справедливости. И эта схожесть не случайна. Горький обращает внимание читателя на то, что в нашей жизни не хватает сочувствия и тепла. Он призывает помогать ближнему, а ведь это важно для любого человека.

Таким Горький рисовал  нам "маленького человека" в реалистических произведениях, что в корне отличается от героев его ранних романтических  произведений. В пьесе "На дне" мы можем провести аналогию с "Преступлением  и наказанием".

Достоевский тоже призывал к состраданию. В этом взгляды  Горького и Достоевского совпадают, а значит Горький также испытал на себе влияние образа «маленького человека» Пушкина, опосредствованное Николаем Гоголем. 
 

«Маленький  человек» в «Гранатовом  браслете» А.И. Куприна 

У А.И.Куприна в "Гранатовом браслете" Желтков  является "маленьким человеком". И снова герой принадлежит  к низшему классу. Но он любит, и  любит он так, как не способны многие из высшего общества. Желтков полюбил  девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь - это возвышенное чувство, это шанс, подаренный ему судьбой, и его нельзя упускать. Его любовь - это его жизнь, его надежда. Желтков  заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина  понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна - человек необыкновенной души, способный  на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему, а такой дар - это  редкость. Поэтому "маленький человек" Желтков представляется нам фигурой, возвышающейся над окружающими. Он не угнетен как герои «маленький человек» Пушкина, скорее наоборот морально он выше всех остальных, но это и губит его. 

 Тема «маленького человека» у А.Н. Островского 

У А.Н.Островского  представления о "маленьком человеке" больше похожи на чеховские, но есть в  них что-то и от Достоевского. В пьесе "Бесприданница" "маленьким человеком" является Карандышев. Он не хочет чувствовать себя человеком третьего сорта, как это было у Чехова, но при этом он осознает свою несостоятельность в обществе, как и персонажи Достоевского. Карандышев хочет влиться в это общество, в общество, где его не ждут, где он никому не нужен. Но в то же самое время он хочет унизить унижавших его. Это желание мести делает его бесчувственным по отношению к своей невесте, которой поведение Карандышева доставляет мучения. В "Грозе" Тихон и Борис, несмотря на их внешнее несходство, одинаково безвольны. Никакого уважения к ним не испытывает ни автор, ни читатели.  
Женские образы в этих пьесах, наоборот, очень яркие. Главная героиня пьесы "Бесприданница" - Лариса Огудалова. Советы её матери таковы: "Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески… И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь." Но Лариса Огудалова - человек цельный, неспособный изворачиваться и лгать. Душа ее открыта людям. И жить по-другому она не хочет. Катерина Кабанова, как и Лариса, готова умереть, но не жить в пошлом, лживом мире. Смерть для них обеих становится единственным выходом. Лариса Огудалова и Катерина Кабанова похожи на Соню Мармеладову. Они не сливаются с общей массой мелочных и желчных людей. Соня - духовный человек, она ни на кого не обижается и помогает всем. Лариса тоже не похожа на всех, она не следует правилу: "Без хитростей на свете не проживешь». Перед смертью она всех прощает, хотя, наверно, она и не обижается ни на кого. При всех их одинаковых духовных качествах, внешние проявления у этих героинь разные. Соня с виду очень скромный и даже робкий человек. Лариса и Катерина - натуры более решительные и сильные внешне, но все они одинаково твердые духовно. Позиция Островского совпадает с позицией Тургенева, который изображал своих девушек на порядок выше нравственно, чем окружающих их мужчин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Образ «маленького  человека» появился в мировой  литературе в XIX веке и стал очень  популярным. Этот герой представлял  собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и  недостатками, радостями и печалями, мечтами и чаяниями. Во время расцвета реалистического направления в  литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимала многих писателей. Особенно часто к  теме «маленького человека» обращались русские классики. Каждая эпоха дает своего «маленького человека».

Но, с начала XX века данная тематика постепенно сходит на нет и образ «маленького человека» в русской литературе исчезает, уступая место другим героям.

Информация о работе Тема «маленького человека» в литературных произведениях русской литературы