Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:58, реферат
Цель моего реферата: рассмотреть и изучить тему любви в творчестве В.В. Маяковского.
Задачи:
1) Изучить биографию поэта.
2)Проанализировать любовное творчество В.В. Маяковского.
I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Основная часть…………………………………………………………………6
2.1 Тема любви в творчестве В.В Маяковского ……………………………..…6
III. Заключение…………………………………………………...……………....21
IV. Список литературы…
Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф.Катанова
Институт Филологии и журналистики
Кафедра
стилистики русского языка и журналистики
Реферат
По дисциплине: История русской литературы
ТЕМА
ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ
В.В. МАЯКОВСКОГО
Выполнила:
Шестопалова Н.С.
Грибков А.Г
Абакан, 2011 год
Содержание:
I. Введение…………………………………………………………
II. Основная часть…………………………………………
2.1 Тема любви в творчестве В.В Маяковского ……………………………..…6
III. Заключение………………………………………………….
IV. Список литературы…………………………………
Введение
Владимир Владимирович - один из моих любимых поэтов. Маяковский - предтеча, певец и жертва октябрьской революции 1917 г. Он воспевает, описывает, выражает создаваемыми образами переживаемый им самим мир, свое мировоззрение. Творчество поэтов всегда интересно. Изменяется человек, изменяется общество -- появляются те или иные стихи, отражающие его мысли, а значит и, так или иначе, общества, в котором он живет. Поэтому биография поэта всегда помогает понять смысл его произведений, посмотреть на мир, события его глазами.
Маяковский
и любовная лирика. Раньше я считала,
что эти два понятия
Тема
личной жизни известных писателей
и поэтов всегда интригующая, потому
что очень интересно
Цель моего реферата: рассмотреть и изучить тему любви в творчестве В.В. Маяковского.
Задачи:
1) Изучить биографию поэта.
2)Проанализировать
любовное творчество В.В.
Оценивая свой первый опыт сочинения стихов, Маяковский в автобиографии пишет: «Третья гимназия издавала нелегальный журнальчик «Порыв». Обиделся. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно… Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим «социалистическим достоинством», бросил вовсе». Именно это своеобразное стеснение писать лирику, выглядеть как все, повлияло в дальнейшем на отражение поэтом в стихах темы любви.
Любовь. Неисчерпаемость этой темы очевидна. Во все времена, судя по дошедшим до нас сказаниям и преданиям разных народов, она волновала сердца и умы людей. Любовь - это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В любви невозможно быть мелочным и бездарным - здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Тема любви в творчестве великих поэтов всегда актуальна, потому что она как ничто иное позволяет так глубоко прочувствовать их внутренний мир и состояние души. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литературным материалом для осмысления феномена любви.
Хотя
ранняя русская литература не знает
таких прекрасных образов любви,
как литература Западной Европы, но
в конце XIX - начале XX века тема любви
врывается в русскую литературу
с вулканической энергией. За несколько
десятилетий в России о любви
пишется больше, чем за несколько
веков. Причем литература эта отличается
интенсивными поисками и оригинальностью
мышления. Я хотела бы остановиться,
к сожалению, только на одном из них
- Владимире Владимировиче
Глубину своей любви, величину страданий поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий свет».
1. Тема любви в творчестве Маяковского В.В.
О
любви В.Маяковский писал в дневнике: «Любовь
это жизнь, это главное.
От нее разворачиваются
и стихи, и дела, и все
прочее. Любовь -- это
сердце всего». Этот тезис поэт переносил
и в творчество, отражая его в различных
вариантах, даже рассматривая любовь не
только как отношения мужчины и женщины,
но и шире любовь ко всему миру, построенная
на основе этих отношений, любовь к партии,
строю и т.п.
Против обывательщины в любви, о личном
в отношениях людей В.Маяковский говорит
и в стихах 1915 г. Например, в стихотворении
«Военно-морская любовь» поэт описывает
любовь миноносца и миноносочки с печальным
финалом. После вмешательства «медноголосины»
в отношения любящих сердец, после удара
по ребру миноносьему овдовела миноносица.
Стихотворение отражает и личное понимание
автора, выступление против мещанства
в любви. Музой поэта считается Лиля Брик.
Ей он посвящал ранние лирические стихи
(Лиличка! Вместо письма, 1916 г.):
И
в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над
виском нажать.
Надо мною,
Кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни
одного ножа…
Глубину своей любви, величину страданий поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий свет».
Лиле Брик посвящена поэма В.Маяковского «Облако в штанах». Познакомились они в 1914 г. Осип Брик, первый муж Л.Брик, был поклонником творчества В.Маяковского. Именно он издал «Облако в штанах» отдельной книжкой на свои деньги.
Биограф Маяковского отмечает, что с Лилей поэта «связывало какое-то мистическое чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине… Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой. Ведь Маяковский скорее хотел быть «горлопаном» и «бунтарем» и многим действительно таким и казался, однако в душе он был человеком ранимым и даже не уверенным в себе. Тем, кто слушал выступления Маяковского, кто восхищался его бравадой, громовым голосом, задором, это могло показаться выдумкой. Его огромная фигура казалась воплощением силы. Но, тем не менее, как и многие люди искусства, в глубине души Маяковский постоянно нуждался в заверениях в своем величии. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им, успокаивала его, внушала уверенность. Она не играла и уж подавно не льстила ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах.
Катанян
В.А., биограф В. Маяковского, собрал
и опубликовал в 1993 г. В сборнике
«Имя этой теме: любовь» воспоминания
женщин, близких Владимиру
О своей любви к Яковлевой поэт говорит в стихах «Письмо товарищу Кострову о сущности любви». Любовь В.Маяковского готова сметать все преграды. Он сравнивает ее со стихийным бедствием, порожденным «ураганом, огнем и водой»:
Нам
Любовь не рай да кущи,
Нам
Любовь
Гудит про то,
Что опять
В работу пущен
Сердца
Выстывший мотор.
«Эмигрантка»
и «невозвращенка» - так говорили
о Т.Яковлевой современники поэта.
Эта история любви полна
Вы
и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Татьяна Яковлева вызвала у поэта большое чувство, он посвятил ей поразительные по силе стихи:
Ты
одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови...
Ревность,
жены, слезы...
ну их! -
вспухнут веки,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Что касается места темы любви в творчестве Маяковского, то А.Субботин в книге «Горизонты поэзии» доказывает, что мотив возвышения любви пронизывает все творчество поэта. Потому что не только поэт такого масштаба, но и любой «человек не может «просто жить» и «просто любить». Ему нужно понять, осознать, объяснить себе и другим, почему он живет и любит так, а не иначе…».
Любовь у Маяковского сочетала «личное и общественное». Гипербола была доминантой стиля Маяковского. Его страсти были также гиперболичны, как и образы. Если он любил, это была немыслимая любовь. Его любовная лирика, рисующая неразделенную любовь мучительна до крика, до истерики.
С
появлением в печати «Облака в
штанах» («Тринадцатый апостол») в русской
поэзии произошло событие отнюдь
не рядовое. Поэма 22-летнего Маяковского
покушалась на основы буржуазного миропорядка
и предсказывала скорый приход революции.
По словам самого поэта, она явилась
результатом «выкрепшего
Свою поэму Маяковский начал еще в первой половине 1914 года, после посещения Одессы во время черноморского турне. В Одессе Маяковский влюбился в юную Марию Денисову, девушку необыкновенного обаяния и сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы…Затем был большой перерыв, война отодвинула этот замысел. И когда наступило прозрение относительно войны, когда поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в ином понимании жизни вообще. Любовная драма перерастала в драму жизни. Сам поэт так определил смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Закончена поэма была к июлю 1915 года.
В самом начале поэмы, в ее предисловии, утверждается наступательная мощь молодости:
У меня в душе ни одного седого волоса,И старческой нежности нет в ней!Мир огромив мощью голоса,Иду - красивый, двадцатидвухлетний.
Молодость и любовь идут рядом. Тема любви является основной в первой главе поэмы. Любовная драма, служащая завязкой сюжета, необычна. В любовном треугольнике нет преуспевающего счастливого соперника, которого полюбила Мария. Она вообще не говорит при объяснении - любит или не любит, она только сообщает: «Знаете, я выходу замуж». Она - Джоконда, «которую надо украсть!». Ее украли, купили, прельстили богатством, деньгами, комфортом… Любое из этих предположений может быть верным. В треугольнике третьим персонажем включен буржуазный жизнепорядок, где отношения между мужчиной и женщиной основаны на выгоде, корысти, купле-продаже, но не на любви. Здесь Маяковский типизирует явление, уходит от реального факта, так как Мария Денисова не выходила тогда замуж, это произошло позднее. И брак ее не был браком по расчету: другая судьба, другой характер. И вообще героиня поэмы - образ собирательный (хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой). Имя Мария, как считает поэт, подходит к нему больше, чем какое-либо другое, оно кажется ему наиболее женственным.
Герой поэмы глубоко страдает. Страдание и отчаяние толкают его к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая способна затопить человека, увлекая его в поток невиданных страстей. Именно тут рождаются парадоксальные метафоры:
Информация о работе Тема любви в творчестве В.В. Маяковского