Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 02:04, сочинение
Чехов в своем творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви. Безусловно, любовь - самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни. В России во время Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке
ТЕМА ЛЮБВИ В
РАССКАЗЕ ЧЕХОВА
"ДАМА С СОБАЧКОЙ"
Чехов в своем творчестве уделял огромное
внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых
движений человеческой души и особенно
чувству любви. Безусловно, любовь - самое
светлое и прекрасное чувство, но жизнь
в обществе накладывает на человека ограничения
и запреты, призванные направить могучую
стихию любви в спокойное семейное русло,
где страсть узаконена и становится лишь
одним из элементов повседневной жизни.
В России во время Чехова были очень сильны
патриархальные представления о любви
и браке. Считалось вполне нормальным
жениться и выходить замуж не по любви,
а либо по "разумному расчету", либо
по договоренности родителей, либо из
каких-то других соображений житейского
здравого смысла. Однако прожить без любви
или же загнать в тесные рамки живое свободное
чувство далеко не просто. Если человека,
обделенного любовью, не поглощали целиком
интересы практического или духовного
свойства, то в какой-то момент он с мучительной
остротой и болью ощущал бессмысленность
и бесцельность жизни. Ему становилось
страшно и скучно жить лишь для того, чтобы
- по словам Пушкина - благополучно "скончаться
посреди детей, плаксивых баб, да лекарей".
Герои рассказа Чехова "Дама с собачкой"
живут спокойной и размеренной жизнью,
которая уже давно определилась, приобрела
вполне завершенную форму, а в перспективе
у них - медленное старение. В их жизни
нет места сильным страстям, в ней ничего
не происходит. Скучно! Героиня едет на
море лишь потому, что в обществе принято
ездить на море. Она, как сотни других праздных,
старательно отдыхающих женщин, исполняет
предписанный ритуал: прогуливается по
набережной, греется на солнце, дышит полезным
морским воздухом. Главный герой, Гуров,
живет так же размеренно и скучно. Правда,
он время от времени позволяет себе "маленькие
шалости", чтобы как-то скрасить свои
унылые серые будни в семье, которая всегда
была ему чужой. Он изменяет жене, которую
не любит, да и никогда не любил, женившись,
скорее всего, чтобы быть "как все".
Его измены - отнюдь не романтические приключения,
они - часть все того же рутинного порядка.
Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны
представляется обоим чем-то случайным
и мимолетным, хотя женщина впервые изменила
мужу и искренне переживает это. Тем не
менее этот "южный" роман вносит в
их существование оживление: их, словно
детей, привлекает то, что их связь относится
к сфере запретов, над ней тяготеет притягивающее
понятие "нельзя", и они не задумываются
о последствиях. Но эта как будто ни к чему
не обязывающая игра постепенно перерастает
в серьезное чувство, а время летнего отдыха
уже подо шло к концу. Хотя им и жалко расставаться
друг с другом, они уверены, что справятся
с собой и забудут приятный курортный
роман. Но зародившаяся любовь сильнее
их - в общем-то слабых и безвольных людей.
Гуров ничего не может с собой поделать
и отправляется в городок, где живет его
"дама с собачкой". Он ни на что не
надеется, но при встрече с Анной Сергеевной
узнает, что и она тосковала по нему, тщетно
пытаясь его забыть.
Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей
убедительностью показывает нам любовь
людей самых обыкновенных и ничем не примечательных,
"маленьких". Они - заурядные и в общем-то
скучные люди. Они не в силах совладать
ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так
и остается обычной связью, ибо они не
в состоянии ни разорвать свои отношения,
ни вступить друг с другом в законный брак.
Гуров боится свою жену, а Анна Сергеевна
не хочет ранить своего мужа. Однако на
самом деле не это главное: мы понимаем,
что их обоих удерживает страх изменить
привычный образ жизни. Они продолжают
время от времени тайком встречаться,
чтобы "урвать" у жизни крупицу счастья,
но это счастье искусственно и не подлинно.
Чехов оставляет конец рассказа открытым,
он не показывает читателю, как любовь
его героев неуклонно погружается в болото
пошлой повседневности, но об этом нетрудно
догадаться, поскольку рассказанная им
история не может иметь конца. Это - своего
рода "дурная бесконечность", ибо
ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не
стремятся и жизнь их не наполнена смыслом,
который могла им даровать любовь, если
бы они не были так слабы...
Информация о работе Тема любви в рассказе Чехова "Дама с собачкой"