Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:26, реферат
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Однако человек не только объект и субъект социализации.
Введение……………………………………………………………………………………….2
I. Тема «человек - жертва» в русской художественной литературе XIX века…………....3
1. Н. В Гоголя «Шинель»……………………………………………………………….......3
2. Ф.М. Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание»…………………...4
3. М. Горький «На дне»…………………………………………………………………......6
II. Тема «человек - жертва» в русской художественной литературе XX века…………....7
1. М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина»…………………………………....7
2. А. И. Солженицын. « Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»……...…...9
Заключение…………………………………………………………………………………....11
Список используемой литературы…………………………………………………………..12
Министерство образования Российской Федерации
Нижневартовский
Государственный Гуманитарный
Факультет культуры и сервиса
Кафедра социально-культурного
«Тема «человек - жертва» в русской
художественной литературе»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I. Тема «человек - жертва» в русской художественной литературе XIX века…………....3
1. Н. В Гоголя «Шинель»…………………………
2. Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
3. М. Горький «На дне»……………………………
II. Тема «человек - жертва» в русской художественной литературе XX века…………....7
1. М. А. Шолохов «Тихий Дон»,
«Поднятая целина»…………………………………
2. А. И. Солженицын. « Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»……...…...9
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………………
Введение.
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Однако человек не только объект и субъект социализации. Он может стать и ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Таким образом, можно сказать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе.
Поколение писателей, выступившее в начале 30-х годов XIX в., понимало, что нужно глубоко и серьезно разобраться в тех реальных отношениях, которые складывались в обществе. На смену романтизму и в споре с ним формируется реализм – искусство большой правды. Реалисты эпохи Просвещения изображали своих героев, в поведении которых большую роль играли интеллект и нравственные законы. Социальные обстоятельства стали определять поведение героя, основу его трагических столкновений с миром. Особую роль на этапе Просвещения играет разум человека: ему приписывается возможность изменять мир, уничтожая его пороки. Под влиянием разума может совершенствоваться человеческая природа. Искусство XVIII и начала XIX в. – просвещенческий реализм – стремилось изобразить, как должно или как не должно быть и выражало свое отношение к миру, а реалистическое искусство XIX в. поставило своей целью показать, как есть в действительности и почему.
К разряду литературных героев эпохи реализма применяется определение «маленький человек» - это литературный тип человека-жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д., обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Тему «маленького человека» поднимают многие писатели. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. «Маленький человек» - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.
I. Тема «человек- жертва» в русской художественной литературе XIX в.
1. Н. В Гоголя «Шинель».
В повести «Шинель» Гоголь выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого. Писатель обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной. Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола. Башмачкин умер: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…»
Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновника в повести является Акакий Акакиевич. Всё в нём было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности.
За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильём, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеётся, но он смеётся не именно над Акакием Акакиевичем, он смеётся над всем обществом.
История жизни Акакия Акакиевича - это новая полоса в его жизни. А новая шинель - символ новой жизни. Апогеем творчества Акакия Акакиевича является его первый приход в департамент в новой шинели и посещение вечеринки у столоначальника. Трудная работа Акакия Акакиевича увенчалась успехом, он хоть чем-то доказал людям, что у него есть самомнение. На этой, казалось, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича бессильный протест. Добиваясь приёма у «самого честного» и обращаясь к «значительному лицу», Акакий Акакиевич «раз в жизни захотел показать характер». Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но он даёт ему возможность противостоять. Но Акакий бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и в конце концов погибает так же незаметно, как и жил. Он показывает нам финал: мёртвый Акакий Акакиевич, который при жизни был безропотным и смиренным, теперь появляется в качестве привидения.
Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В «Шинели» повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на направление русской литературы, тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.
2. Ф.М. Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание».
Ф.М. Достоевский становится автором одной из ведущих тем в русской литературе - темы «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Достоевский утверждает своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.
Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе «Бедные люди» обращается к теме «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Главные герои романа – Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Писателя волнует проблема самосознания человека, но вместе с тем судьба главных героев изображается на широком фоне повседневной жизни многочисленных обитателей Петербурга. Писатель окружает героев людьми, истории которых представляет как бы ещё один типичный, возможный поворот судьбы Девушкина и Вареньки. Тем самым писатель подчёркивает закономерность, всеобщность их трагической социальной судьбы.
Социальная тема, тема бедных людей, униженных и оскорбленных, была продолжена автором в «Преступлении и наказании», здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Ф.М. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя.
Не бедность даже, а нищета, при которой человек не только буквально гибнет от голода, но и теряет человеческий облик и чувство собственного достоинства, - вот состояние, в которое погружено несчастное семейство Мармеладовых. Запойный старик мармеладов, ради рюмки водки унижающийся перед трактирщиком; жена его, «гордая» Катерина Ивановна, умирающая от чахотки и посылающая семнадцатилетнюю падчерицу, великую страдалицу Соню торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти, гибнущие от голода малые дети Мармеладова - яркое тому подтверждение. Материальные страдания влекут за собой мир нравственных мучений, которые уродуют человеческую психику.
Чтобы
понять меру унижения человека, нужно
вникнуть во внутренний мир титулярного
советника Мармеладова. Душевное состояние
этого мелкого чиновника
Человек не только гибнет от нищеты, но понимает, как он духовно опустошается: начинает презирать самого себя, но не видит кругом ничего, за что бы уцепиться, что удержало бы его от распада личности. Мармеладов в своём поведении дошёл до утраты последних человеческих качеств. Он уже настолько унижен, что человеком себя не ощущает, а только мечтает о том, чтобы быть человеком среди людей.
3. М. Горький «На дне».
Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале XX века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.
Максим Горький написал пьесу "На дне", в которой все действующие лица - жертвы бездушного общественного порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева мещане собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей. Действие происходит в ночлежке. Здесь собраны все отбросы общества: пьяницы, убийцы и воры. Все они жестоки, у них нет чувства сострадания, желания помочь ближнему. Они сами виноваты в том, что с ними произошло, у них нет сил и упорства бороться с судьбой. Оскорбления в данном обществе становятся нормой. Никто не хочет сказать друг другу ласкового, теплого слова. Потом в их однообразной, жестокой и мерзкой жизни появляется Лука. Он способен сострадать, утешать людей. И постепенно на время некоторые люди становятся чуть добрее. Лука приносит им надежду на лучшую жизнь, он нежен и добр с ними. Когда же он уходит, все собираются бежать за ним, искать его. А все только потому, что этот простой и тоже "маленький человек" подарил им надежду и сочувствие, все то, чего они так долго ждали. Судьбы всех этих людей и самое их существование служат грозным обвинением буржуазному миру.
Информация о работе Тема «человек - жертва» в русской художественной литературе