Тема будущего в поэме "Освобожденный Прометей" П.Б. Шелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

В данном реферате мы рассмотрим тему будущего в произведении «Освобожденный Прометей» П.Б. Шелли. Нашей первой задачей будет, рассмотреть определения понятия «тема», и решить какому понятию мы будем придерживаться. Так же постараться ответить на следующие вопросы:
1. Почему жена поэта Мэри Шелли назвала поэму «Освобожденный Прометей» - «душой поэзии Шелли»?
2. Почему автор отказывается от традиционной мифологической развязки?
3. Какие события сопутствовали созданию поэмы? Как к ним относился автор? Какое отражение это нашло в поэме?
4. Каким видит будущее автор поэмы и как это выражено в самом тексте произведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 2
Глава 1. Определение понятия «тема»……………………………... 3
Глава 2. П.Б.Шелли и его поэма "Освобожденный Прометей"…. 6
2.1 Краткий биографический очерк П.Б.Шелли ………………….. 6
2.2 Период создания поэмы "Освобожденный Прометей"……….. 8
2.3 Тема будущего в поэме "Освобожденный Прометей"……….. 12
Заключение………………………………………………...…………….15
Список литературы……………………………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 44.65 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Новосибирский государственный  технический университет»                                              Факультет гуманитарного образования                                                                            Кафедра иностранных языков ГФ

 

 

 

Тема будущего в поэме "Освобожденный Прометей" П.Б. Шелли 

 

Реферат

 

 

 

                                                                      студентки 4-го курса ФГО

                                                                      Кобзарь К.Ю., гр. ИЯ-92

 

                                                                      Научный руководитель –

                                                                      Кучина С. А., к.филол.н.,

                                                                      доцент кафедры ИЯ ГФ

                                                                      

 

 

 

Новосибирск 2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 2                                                                

Глава 1. Определение понятия «тема»……………………………... 3                                          

Глава 2. П.Б.Шелли и его поэма "Освобожденный Прометей"…. 6

2.1 Краткий биографический очерк П.Б.Шелли ………………….. 6

2.2 Период создания поэмы "Освобожденный Прометей"……….. 8

2.3 Тема будущего в поэме "Освобожденный Прометей"……….. 12

Заключение………………………………………………...…………….15                                                           

Список литературы……………………………………………………. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данном реферате мы рассмотрим тему будущего в произведении «Освобожденный Прометей» П.Б. Шелли. Нашей первой задачей будет, рассмотреть определения понятия «тема», и решить какому понятию мы будем придерживаться. Так же постараться ответить на следующие вопросы:

1. Почему жена поэта Мэри Шелли назвала поэму «Освобожденный Прометей» -  «душой поэзии Шелли»?

2. Почему автор отказывается от традиционной мифологической развязки?

3. Какие события сопутствовали созданию поэмы? Как к ним относился автор? Какое отражение это нашло в поэме?

4. Каким видит будущее автор поэмы и как это выражено в самом тексте произведения.

5. Как связаны образы природы с темой будущего в поэме?

Я взяла эту  тему для рассмотрения, прежде всего  из-за самого произведения. Меня настолько  поразило красота мыслей и изложение  текста автором, что мне хотелось читать и читать это произведение. Я думаю так же что, тема будущего не менее важна для каждого  из нас, и мне было довольно интересно  посмотреть, как представляет себе наше будущее Шелли.

 

 

 

 

Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТЕМА»

     Для того что бы непосредственно могли перейти к рассмотрению произведения, мы должны определиться, что мы с вами будем представлять под термином «тема».

     Слово «тема» произошло от древнегреческого слова «thema» то, что положено в основу. В литературе «тема» употребляется в разных значениях. Эти значения можно приблизительно поделить на две группы.

     К первой группе относятся наиболее важные составляющие художественной структуры. «В литературе это – значения ключевых слов, то, что ими фиксируется». Термин «тема» давно используется в музыковедении и в лирике. Например, поэтам–сентименталистам было свойственно употребление таких слов, как «грустный», «томный», «сумерки», «печаль», «гробовая урна» и т. П.»1 и т. Д.

     Во второй группе, тема представляет собой фундамент художественного творения и включает в себя все, что стало объектом авторской оценки, внимания и осмысления. Б.В. Томашевский называет следующие темы: любви, смерти, революции. Он утверждает, что тема связывает части художественной конструкции, имеет актуальностью и порождает интерес у читателей.

     В поэме «Освобожденный Прометей» П.Б. Шелли, мы будем рассматривать тему будущего. И придерживаться мы станем первому определению значения «тема», так как вся поэма пронизана так называемыми ключевыми словами, которые и передают главную мысль произведения. К ним можно отнести такие слова, как «любовь», «красота», «доброта» и т. Д. Именно с помощью них, мы погружаемся в атмосферу, где царит мир и спокойствие, и каждый из нас может сам ощутить, какое будущее ждет человечество [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. П.Б.ШЕЛЛИ  И ЕГО ПОЭМА «ОСВОБОЖДЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ» 

2.1 Краткий биографический  очерк П.Б.Шелли

      Перси Биши Шелли родился 4 августа 1792 года, в Фильд-Плэсе, в графстве Сассекс в старинной и аристократической семье. Перси был старшим ребенком и унаследовал от матери всю красоту. Нравом он был кроток, любил фантазировать и приходил в восторг от странностей и необычайностей. С десяти лет он обучался в в Айльворсз, в Sion House Academy, затем он перешел в Итон. Там много читал и проявлял большой интерес к философским воззрениям. Хотя он был еще юн, он предвидел бесконечное развитие человечества. Многое из этого стало действительностью в XIX столетии.

     Его первым опубликованным романом был  "Застроцци" в апреле 1810 года. В этом же году он стал студентом в University College в Оксфорде. Но 25 марта он был изгнан из Университетского колледжа за продажу своего памфлета "Необходимость Атеизма". В итоге Шелли остался один.

     28 августа 1811 года Шелли женился на шестнадцатилетней Гарриэт Вестбрук в Эдинбурге. В 1813 он заканчил писать свою знаменитую поэму о "Царице Маб", где описывает мечты о фантастическом будущем. В марте 1814 года Гарриэт бросает Шелли и переезжает жить в Басз. Но уже в мае Шелли встречает Мэри. Это была девушка семнадцати лет. Их сильно влекло друг к другу, как оказалось это была любовь. И утром 28 июля 1814 года они бегут во Францию. И в январе 1816 года Мэри рожает ему сына Вильяма.

Во время этой поездки  во Францию был написан "Шильонский Узник". Затем такие произведения, как "Монблан" "Гимне Духовной Красоте", "Царевич Атаназ" "Розалинда и Елена", "Лаона и Цитны".

     Весной 1818 Шелли с семьей едет в Венецию к Байрону, там умирает его маленькая дочь Клара. 12 ноября 1819, во Флоренции, у него рождается сын, Перси Флоренс. И они решают всей семьей решают переехать в Пизу. Там он пишет произведения "Волшебницы Атласа", "Эдип Тиран, или Тиран Толстоног", "Эпипсихидион", "Адонаис", "Карл I".

     В Пизе Шелли очень полюбил море, и даже соорудил лодку. И 8 июля 1822 года Перси Биш Шелли, его друг лейтенант Э. Э. Уильямс отплыли из Ливорно, но во второй половине дня начался шторм. Они оба утонули. Через некоторое время их сильно покалеченные тела прибило к берегу [4].

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Период создания  поэмы "Освобожденный Прометей"

     Весной 1818 Шелли  с семьей едет в Венецию  к Байрону. Италия производит  на него очень большое впечатление.  В то время в Италии, Греции  и Албании  проходит  национально-освободительное  движение народа. Шелли захватывает  эта борьба. Он сочувствует народу  и призывает его бороться.

     В эти же  годы он начинает проявлять  большой интерес к истории  не только итальянского, но греческого  народа. Шелли изучает древних  философов, историков и поэтов. Там он читает труды Эсхила, Геродота, Платона, Юлия Цезаря, Плиния. И у него возникает вопрос, почему сейчас предки древних  эллинов и римлян, которые создали  такие великие произведения культуры, теперь живут в бедности и  вынуждены бороться за свою  свободу. Е. Б. [3].

     Шелли был  восхищен глубиной греческих  произведений. И его любимым греческим  персонажем был Прометей. Он видел  в нем героя, человека, который  не побоялся пойти против тирании.  Шелли так же считал, что греки  унаследовали героизм, талант  и ум от своих  предков.  И когда, наконец, греческий  народ восстал против  турецкого  иго, Шелли был безгранично  счастлив. Под впечатлением этого  события, он начинает писать  поэму «Освобожденный Прометей»

     Шелли обращается  в своей поэме к древнейшей  народной легенде о Прометее, получившей свое классическое  воплощение в трагедии Эсхила [5]. Замысел написания этой поэмы был не только заманчивым, но и дерзким: заманчивым, потому что героем произведения будет самый великий и бесстрашный тиран – Прометей; а дерзкий, потому что он дает повод заподозрить автора в попытке соревнования с самим Эсхилом [1].

     Когда первый  акт «Освобожденного Прометея»  был закончен в поместье Байрона  в Эсте. В этот день к Шелли  пришла его жена Мэри, он дал  ей свою рукопись и попросил  высказать свое мнение. Шелли  был очень взволнован, так как эта рукопись была ему очень дорога, а Мэри была строгим критиком... Но на этот раз Мэри была в восторге. Но у нее был лишь один вопрос, что будет дальше? Басистова И тут он сказал, что не согласен с тем, как заканчивался этот миф. Он решил сделать очень смелый поступок и переделать классическую концовку мифа - примирение повелителя Олимпа и гордого Титана - защитника и учителя людей [5].

     Так как  по сюжету, у Эсхила Прометей  представлен жертвой Зевса, который  дал ему свободу за предостережение  об опасности, грозящей его  власти, если он вступит в брак  с Фетидой. У Шелли Прометей  — герой, поступки которого  продиктованы высокими идеалами, «добрый и справедливый» даже  по признанию Юпитера [7].

     Шелли писал  - "По правде говоря, я испытывал  отвращение к такой слабой  развязке - примирению между Защитником  и Угнетателем человечества. Моральный  интерес мифа, столь мощно поддерживаемый  страданиями и непреклонностью  Прометея, исчез бы, если бы мы  могли себе представить, что  он отказался от своей гордой  речи и испугался своего удачливого  и вероломного противника" (предисловие  к "Освобожденному Прометею"). И перерабатывает сюжет легенды  в соответствии со своими революционными  взглядами. 

     В мифе о  Прометее Шелли превозносит опыт  социальной борьбы его эпохи  и делает акцент на то, что  грандиозная война между добром  и злом заканчивается победой  сил света. Прометей предстает  перед нами как спаситель рода  человеческого. И только борьба  с тиранией и гнетом может  нас спасти от гибели. Обладая  всеми героическими способностями,  он в одиночку вступают в  страшную борьбу между добром  и злом, за жизнь людей. 

... вступил в  борьбу

И встал лицом  к лицу с коварной силой

Властителя заоблачных высот,

Насмешливо глядящего на землю,

Где стонами измученных рабов

Наполнены безбрежные пустыни...

      Испытывая  ужасную боль и страдания, Прометей  стоит на своем. Он верит  в то, что люди соберут все  силы и свергнут жестокого  тирана.

Прометей терпит все пытки  Юпитера и берет свои силы от народ. И обстановка поэму показывает нам, что грет час когда люди восстанут против «зла» [3].

Вот обманутый  народ

От отчаянья восстал,

Полднем ярким  заблистал,

Правды хочет, правды ждет,

Воли дух его  ведет.

     Прометей один знал, что настанет тот день, когда появиться более могущественный Титан.

       И время  настало, это был сын Юпитера  и Фетиды Демогоргон. Он был порождён поэтической фантазией Шелли. Пантея его описывала вот так:

Я вижу мощный мрак,

Он дышит там, где место царской власти...

И черные лучи струит кругом, -

Бесформенный, для  глаз неразличимый,

Ни ясных черт, ни образа, ни членов;

Но слышим мы, что это дух живой...

     Это дух судьбы, дух перемен; когда он пророчествует, ему внимают стихии, внимают столетия. В этом образе он воплощал свои мечты, о времени, когда старый мир рухнет под натиском насилия и произвола, появиться совсем новый, чистый и добрый мир с высокими и совершенными отношениями в обществе. Все люди станут равны, и богатый уже никогда не сможет изнурять тяжелой работой труженика.

      Деморгон является вестником, который подает нам надежду, что все измениться. Люди встанут на защиту друг друга, и произойдёт великая революция людей за свободную и счастливую жизнь. "Освобожденный Прометей" это произведение, проникнутые верой в революционную диалектику жизни, в которой человечество через поражения идет к победам [6].

     К. Маркс назвал Прометея самым благородным святым и мучеником в философском календаре {К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. I, стр. 26.}.

Информация о работе Тема будущего в поэме "Освобожденный Прометей" П.Б. Шелли