Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:34, контрольная работа
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне великой революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, наиболее значительная во всей литературе нового времени «женская» поэзия - поэзия Анны Ахматовой.
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне великой революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, наиболее значительная во всей литературе нового времени «женская» поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Удивительно то, что ее творчество, лишенное периода ученичества, уже с первых стихотворений о любви приобрело столь высокий интерес читателей и критиков, поставивших поэтессу в ряд самых выдающихся поэтов того времени. Одним из характерных первых произведений начинавшей поэтессы можно назвать «Хочешь знать, как все это было». Оно было написано в 1910 году, то есть до того, как вышла первая ахматовская книжка «Вечер» (1912), но одна из самых характерных черт поэтической манеры Ахматовой в нем уже выразилась в очевидной форме. ллллАхматова всегда предпочитала «фрагмент» последовательному, повествовательному рассказу, так как с помощью такого нового литературного приема удавалось насытить стихотворение острым и интенсивным психологизмом, отличавшим все ее произведения. К тому же в таких моментах выражалась характерная для ее творчества манера повествования: как будто перед нами оказывается то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, то оброненная записка, не предназначенная для чужих глаз. Мы, таким образом, как бы случайно заглядываем в чужую драму, словно вопреки намерениям автора, не предполагавшего нашей невольной нескромности.
В лирике, говорила Ахматова, «себя не выдашь». Свое, сугубо личное поэтесса творчески преображала в понятное многим, многими переживаемое. Такая позиция позволила тончайшему лирику стать впоследствии выразителем судеб поколения, народа, страны, эпохи. Но не будем забегать вперед. Основная особенность любовной лирики первого и последующих сборников состояла в том, что ее главной темой становятся переживания женщины. Лирика поэтессы позволяет говорить о динамике образа женщины в русской поэзии. В пушкинское время, то есть в период романтизма и расцвета любовной лирики, женщина изображалась всего лишь как объект любви лирического героя — мужчины. Внутренний мир женщины не раскрывался. У Ахматовой женщина сама становится лирическим героем, субъектом переживания. Поэтесса подробно анализирует весь диапазон переживаний женщины, мужчина здесь изображается как их объект («Любовь покоряет обманно» 1911). К тому же, Ахматова стала первой женщиной – поэтом, заговорившей о своих чувствах с небывалой силой и лиризмом. Характерно то, что к самому интимному «любовному» своему сборнику автор взяла отрывок из стихотворения одного из своих предшественников в области любовных коллизий, Баратынского:
Прости ж навек! но знай,
Что двух виновных,
Не одного, найдутся имена.
В стихах моих, в преданиях любовных.
В этом сборнике читатели увидели то, чего они, быть может, хотели услышать от многих поэтов ХХ века. То, что любовь в стихотворениях, вошедших в сборник , у Ахматовой изображена как неотъемлемая часть человеческого бытия, основа гуманистических ценностей, вызвало огромный интерес читателей той эпохи. Ее стихотворения были не только услышаны, - их заучивали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы, ими даже объяснялись влюбленные. л
Похожие мотивы звучат и в «Четках». Например, можно для сравнения назвать стихотворение «Вечером» («Звенела музыка в саду...», 1913), напечатанное в 1914 году в сборнике «Четки». Здесь «расстановка сил» немного другая, более определенная. В «Вечере» героиню любили, а она не была постоянна и уверена в своем чувстве, здесь она любит, но чувство уже надломленное, потому что не встречает ответного чувства, во всяком случае такого, которое было бы с ним соизмеримо. Стихотворение импрессионистично, целиком основано на впечатлениях героини, сталкивающимися с чисто внешними проявлениями страстно ожидавшегося торжества. Переживания героини глубоки, но скрыты, внешне не выражены. Сравнение с кошками, птицами, которых гладят, стройными наездницами, которыми любуются без любви, развивает тему отсутствия настоящего чувства у «друга», спокойствие и веселость которого абсолютны и резко контрастируют с состоянием героини. Содержание стихотворения передает читателям состояние тонко чувствующей и глубоко несчастной героини, испытывающей тяжелое разочарование, крушение мечты, обиду на человека, еще дорогого и любимого ею. Пришедшее ясное понимание истинного положения дел, избавление от иллюзий говорит о силе ума и духа страдающей женщины.
Важно отметить, что ранние стихотворения Ахматовой из «Вечера» и «Четки» - менее духовны, чем более зрелые ее произведения. В них больше чувственности, суетных обид, слабости; чувствуется, что они выходят из обыденной сферы, из привычек среды, из навыков воспитания, из унаследованных представлений.
Начиная уже с «Белой стаи» любовное чувство приобретает у поэта более широкий, религиозный характер. От этого оно не становится слабее. Наоборот, стихотворения 20-х – 30-х годов, посвященные любви, идут по самым вершинам человеческого духа. По сравнению с более ранним творчеством здесь само существование, жизнь вносят в любовные переживания всю массу присущих им оттенков. Наполнившись этим огромным содержанием, любовь становится «более богатой и многоцветной, по-настоящему трагедийной». Библейская, торжественная приподнятость ахматовских любовных стихов этого периода, с моей точки зрения, можно объяснить подлинной высотой, торжественностью и патетичностью заключенного в них чувства. Предшествующие лишения времен гражданской войны, тяжелейшие потери, неудача попыток устроить личную жизнь также влияют на тональность и настрой произведений о любви. Они становятся более светлыми по тональности, в них звучат воля к жизни и сила духа. Мотив памяти обретает новый, во многом надличностный характер. Но некоторые характерные особенности любовной лирики остаются прежними. Любовный эпизод, например, как и раньше выступает перед нами в своеобразном ахматовском обличии, в них обычно нет ни конца, ни начала. Это по-прежнему какой-то эпизод из жизни: любовное признание, отчаяние или мольба. л
«Новые» стихи о любви связывают «Белую стаю» со сборником 1921 года «Подорожник» (от названия «Лихолетье» отговорили друзья), на две трети состоящим из дореволюционных стихов. В нем Ахматова как бы завершает отдельные лирические сюжеты «Белой стаи».
1922 годом датирована книга «Anno Domini МСМХХI» («Лета Господня 1921г») — пятая по счету. Она была встречена критикой неоднозначно. В ней Ахматова оплакивала безвременно ушедших, погубленных, с тревогой смотрела в будущее и принимала на себя крест — обязанность стойко перенести все тяготы вместе с родиной, оставшись верной себе, национальным традициям, высоким принципам.
Ахматова не боялась быть откровенной в своих интимных признаниях и мольбах, так как была уверена, что ее поймут лишь те, кто обладает тем же шифром любви. Поэтому она не считала нужным что-либо объяснять и дополнительно описывать. Таково, например, стихотворение «Небывалая осень построила купол высокий...» (1922). Переживания героини передаются с помощью описания осени и настроения людей, наблюдающих пейзаж, а самое главное - мы как бы видим все это в восприятии героини. Только в последней строке мы видим центральное событие, ради которого написано произведение - встреча с возлюбленным. Используя прозрачные метафоры, выразительные эпитеты и сравнения: «и крапива запахла, как розы», «изумрудною стала вода замутненных каналов» и оксюморонного эпитета «весенняя осень» раскрывается состояние души лирической героини. Одна из ключевых метафор - солнце представлено в мужском образе, осень - в женском:
л
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему...
подготавливают заключительный переход к самой героине и ее избраннику. Трудно назвать в мировой поэзии более триумфальное и патетическое изображение того, как приближается любимый.
Поздние стихи, собранные автором в несколько циклов, были тематически разнообразны. Адресат поздней Ахматовой - некое обобщенное «ты», объединяющее живых и мертвых, дорогих автору людей. Зато лирическое «я» теперь не многоликая героиня ранних книг, это образ более автобиографический и автопсихологический. Ближе к классическим стали формы стиха, торжественнее - интонации. Нет прежних «сценою прежней «вещности», больше книжности», сложных переливов мысли и чувства.
При всей своей экспрессивности, Анна Ахматова все же более пластична в непосредственном изображении психологического содержания. Нужно только помнить, что эта пластичность не предполагает медленной текучести. Перед нами по-прежнему - взрыв, катастрофа, момент
неимоверного напряжения двух противоборствующих сил, сошедшихся В роковом поединке, но зато теперь это затмившее все горизонты грозовое облако, мечущее гром и молнии, возникает перед нашими глазами во всей своей устрашающей красоте и могуществе, в неистовом клублении темных форм и ослепительно игре пс6есного светила:
Но если встретимся глазами,
Тебе клянусь я небесами.
Встречи, разлуки, нежность и чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, истома, поющая в сердце радость, несбывшиеся ожидании, самоотверженность, гордыня, грусть - в каких только гранях и изломах мы не видим любовь и чувства на страницах ахматовских книг. Этот список можно продолжать и продолжать. И это далеко не весь спектр чувств, переданныхпоэтессой в своих произведениях. л
Ознакомившись с любовной лирикой Анны Ахматовой, мы убеждаемся в ее талантливости и поэтической одаренности. Глубокое восхищение у меня вызвало мастерство поэтессы, с которым она в своих произведениях о любви раскрывает внутренний мир человека. Читая ее стихотворения, действительно убеждаешься в том, что не зря она обладает славой выдающейся поэтессы, сумевшей добиться превосходного владения формой и словом для выражения того, что до нее никто не мог и не смел передать. Она как будто открыла какую-то новую страницу в «книге знаний человечества», «создала свой язык», упрощающий понимание действительности. Наиболее это актуально в наши дни, когда общество находится на развивающемся этапе существования и наибольшее внимание уделяется изучению и пониманию внутреннего мира человека, столь изучить который не удавалось еще никому, кроме Анны Ахматовой. Поэтесса подходит к этому весьма серьезно, причем в своих стихотворениях она не стремится к изображению романтически преувеличенных чувств, которые обесценивают все обычное, простое, земное. Она говорит о простом человеческом счастье о простом личном горе: разлуке, измене, одиночестве, отчаянии - о том, что близко каждому человеку, что переживает и понимает каждый.