Свадебные обряды в волшебных сказках

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: подробное изучение волшебных сказок, свадебных обрядов и их взаимосвязи.
Задачи:
1) изучить процесс свадебного обряда, в частности сватовства, и найти его характерные черты;
2) изучить тексты волшебных сказок, выявить наличие в них элементов свадебных обрядов, в частности сватовства;
3) выявить взаимосвязь между сватовством и волшебной сказкой.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Свадебный обряд – что это?
Общее описание свадебного обряда
Сватовство и его основные черты
Глава 2. Волшебная сказка
2.1. Связь волшебной сказки с обрядами
2.2. Функции невесты и мотив «трудных задач»
2.3. Содержание задач (по В. Я. Проппу)
2.4. Волшебные сказки и элементы сватовства
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Свадебные обряды в волшебных сказках.docx

— 33.10 Кб (Скачать)

Задачи, задаваемые герою, могут быть разными: это может быть и строительство чего-либо за очень короткий срок, это может быть поедание огромного количества еды, выпивание также огромного количества вина, кроме того, героя заставляют мыться в раскаленной бане. Все эти испытания преодолеваются героем с помощью чудесных помощников (Аф. 129, 134, 144, 159 и т.д). Обладая чудесными помощниками, герой показывает свою власть над стихиями (Мороз-Трескун). Кроме того, присутствуют также испытания физической силы героя. Рассмотрим состязание в беге. "Царская дочь побежит к колодцу за водой, и если кто ее перегонит, за того ее замуж отдадут. А если кто возьмется, да не перегонит, тому голову долой" (Худ. 33). Или в афанасьевской сказке, в кратчайший срок, "пока царский обед по кончится", нужно достать "целющей и живущей воды". Герой тужит, ему и за год не успеть достать ее. Услышав, эту задачу, "товарищ его отвязал свою ногу от уха, побежал и мигом набрал целющей и живущей воды". На обратном пути он ложится отдохнуть, но Зоркий или Чуткий его обнаруживает, Стрелец будит его искусным выстрелом, и Скороход вовремя прибывает с водой (Аф. 144).

Рассмотрим теперь на конкретных примерах, какие же черты сватовства встречаются в волшебных сказках.

 

2.4. Волшебные сказки и  элементы сватовства

"Крошечка-Хаврошечка" (Аф. 100). Девушка, которая живет  со злой хозяйкой и ее злобными  дочерьми, очень одинока, и только  одна у нее радость - ее рябая  корова, которой она может пожаловаться  на несправедливое обращение  к ней ее хозяев, на немыслимое  количество работы, и которая всегда ей помогает. Но однажды хозяйка узнает о ее секрете и приказывает зарезать корову. Крошечка-Хаврошечка собирает ее кости и закапывает в саду и затем на их месте вырастает яблоня: "Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные..." Однажды эту яблоню видит барин и говорит, что та, кто поднесет ему яблочко, станет его женой. Здесь мы можем увидеть "испытание", связанное с добычей яблока. Что более интересно, здесь испытывается не жених, а невеста. Конечно, трудно назвать это задание полноценным испытанием, но все же некие наметки присутствуют.

В сказке "Буренушка" задание  аналогичное, т.е. испытывается девушка, но есть одно небольшое дополнение: если в предыдущей сказке у Крошечки-Хаврошечки кроме коровы никого не было, то в  этой сказке Марье-царевне птицы  помогают набрать ягоды для царевича.

"Василиса Прекрасная". У Василисы умирает мать, оставив  в помощь куклу. Вскоре ее  отец женится на другой женщине  с двумя дочерьми. Мачеха сразу  невзлюбила падчерицу - мучила  ее всевозможными работами, чтобы  та утратила свою красоту, но, несмотря на все ухищрения  мачехи, Василиса продолжала хорошеть. Во всех работах помогала ей  материнская куколка. Однажды,  когда купец уехал по торговым  делам, задумала мачеха с дочерьми  извести Василису и отправили  ее к Бабе-Яге за огнем. Три  дня работала Василиса у Яги,  и получила-таки огня. Когда она  принесла огонь (а это был  череп с горящими глазами), то  он стал жечь мачеху и дочек,  да так, что к утру они  превратились в уголь. Тогда  Василиса пошла в город и  стала жить у одной старушки. Однажды она попросила купить  себе самого лучшего льну и  спряла пряжу тоненькую да  ровную, и соткала полотно такое  тонкое, что вместо нитки в иглу продеть можно. Старушка унесла это полотно к царю, который сказал, что раз смогла она такое полотно спрясть, то и сорочки сшить она сможет. Василиса сшила сорочки, да такие, что царь захотел ее вознаградить, но только увидел ее, то влюбился и женился на ней. Испытание, которое можно отнести к сватовству - это проверка швейного мастерства девушки. Что опять же примечательно, испытывает мужчина, а не женщина. И, если посмотреть повнимательнее, можно обнаружить скрытые черты сватовства, но в сильно сокращенной форме. Как сватов можно рассмотреть и старушку, и королевского гонца. Само же сватовство опущено, т.е. царь увидел девушку и сразу решил жениться на ней. Это скорее похоже на рукобитье, когда стороны уже сговорились и ударили по рукам.

"Королевич и его  дядька". Начинается, как и все  сказки, стандартно. Было у мужика  три сына: двое умных, а один  дурак. Повадился кто-то у них  горох топтать. Ни старший,  ни средний не смогли дознаться,  а вот младший - дурак - смог  поймать нарушителя. Никанора-богатыря  привозят с помощью дурака  к царскому дворцу. Однажды младший  сын царя помогает освободиться  этому богатырю, и тот предсказывает  ему непростую судьбу. За этот  проступок царь изгоняет своего  сына. Однажды Иван-царевич захотел  пить, они вместе со слугой  Ванькой решили попить из колодца.  Слуга шантажом потребовал, чтобы  он стал царевичем. Делать нечего, пришлось согласиться. Приходят  они в большой город. Иван-царевич  становится пастухом, но самозванец  хочет его погубить, и строит  козни, нашептывает царю наветы. Справляется со всем царевич  при помощи Никанора-богатыря. А  тут новая беда, повадился Змей  у царя дочь просить в жены, и каждого змея Никанор побил.  В третьем сражении ранили  царевича в руку, царевна шалью  перевязала ее. Потом именно по  этой шали узнает царевна своего  спасителя. Тут вся правда открывается  и Иван-царевич женится на царевне.

Здесь можно увидеть ложного  героя, мотив клеймения и последующего узнавания. Кроме того, мы видим, что  царь дает задания герою, которые  тот с честью выполняет (не без помощи чудесного помощника). Эти задания мы можем рассматривать, как "трудные задачи", даваемые перед сватовством.

"Иван-царевич и Марфа-царевна". Иван-царевич помогает старику  бежать из тюрьмы. Его наказывают  и выгоняют из царства. Он  приходит в другое царство  и нанимается на службу конюхом.  Началась война и этот царь  уел воевать, вместо него править  стала Марфа-царевна, которая  делает Ивана губернатором. Однажды,  гуляя, Иван-царевич встречает  мужичка, которому он помог  убежать из тюрьмы. Старичок наделяет  Ивана недюжинной силой. Тут  в царство беда приходит. Водяной  царь требует Марфу-царевну в  жены, не то он все царство  пожжет. Иван-царевич трижды спасает  Марфу, в третий раз она,  чтобы разбудить Ивана, чиркнула  ножиком по его щеке. После  того, как победил всех трех  змеев Иван-царевич, Водяной царь  стал просить виноватого, отправляется  Иван вместе с барином к  Водяному царю. Не смог ничего  добиться Водяной царь отпустил  и Ивана, и барина. А барин все свадьбу торопит, но Марфа решила осмотреть солдат, и, заметив шрам на щеке Ивана-царевича, указывает на него, как на своего спасителя. Дело заканчивается свадьбой.

В данной сказке прослеживается мотив спасения царевны, но заслуги  приписывает себе человек недостойный  этого. Здесь идет избавление царства  от змея, и от посягательств Водяного царя. Кроме того, присутствует мотив  клеймения жениха, по рубцу на щеке Марфа-царевна узнает своего избавителя.

"Три царства - медное, серебряное и золотое". Вихрь  похищает мать трех молодцев. Они отправляются на поиски. Младший  брат - Иван - достигает больших успехов,  чем его братья. Он находит  и мать, и трех прекрасных девушек,  но братья покидают его и  приписывают себе все заслуги.  Иван находит способ спуститься  с горы и неузнанным приходит  в свой город. Он нанимается  к башмачнику и помогает ему  делать башмаки, платье и построить  город для Елены Прекрасной. Иван-царевич  передает записку, где объясняет, что сделали его братья. Он прощает братьев и все кончается свадьбами.

Здесь мы видим традиционный для сказок мотив узнавания главного героя и присутствуют задачи, задаваемые царевной.

В сказке "Буря-богатырь Иван коровий сын" идет ссылка на прямое сватовство, т.е. сватаются не как  обычно, говоря загадками, а идет прямое приказание: "Доложите <...> королю, чтобы выдавал свою дочь Марью-королевну  за Ивана-царевича замуж, а не отдаст, так войско бы высылал, да и сам  выезжал". Невеста здесь выступает  в противостоянии с женихом - для  того, чтобы не выходить за него замуж, она задает ему загадку. Кроме  того, в сказке присутствует мотив  воспитания молодой жены - Буря-богатырь помогает Ивану-царевичу усмирить и  покорить жену. То же самое мы видим  и в сказке "Иван Быкович". Царица золотые кудри изо всех сил  старается погубить героя, но он при  помощи своих спутников справляется  со всеми трудностями. Но затем царица помогает Ивану пройти испытание, приготовленное стариком.

В сказке "Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст" уже в самом  начале ставится задача - добыть коня. Кто того коня добудет - тот получит  в жены царскую дочь. Иван, который  растолковывает царю сон, вскоре вырастает, растит себе коня и отправляется в  путь. В дороге он сражается с  тремя змеями: трехглавым, девятиглавым и двенадцатиглавым. Затем он спасает  себя и своих спутников от мести  их матери и жен. Чтобы вернуть  своего коня, Иван сначала три года занимается перевозкой людей через  реку. Затем мужичок дает ему задание  украсть царевну и тогда он получит своего коня. Иван соглашается  и приводит девушку, получает коня и  возвращается домой. Потом он узнает, что царевна, обманув мужичка, возвращается вместе с ним. Царь получает коня, а  Иван  - царевну в жены. Здесь  мы видим, что сватовство своей целью  ставит испытание жениха на смекалку, силу, ум.

Сказка «Зорька, Вечорка  и Полуночка» рассказывает о том, как три богатыря спасают дочерей  короля от похитившего их змея. В  ней присутствует традиционный мотив  всенародного клича. Король велел по всему государству клич кликать, не найдется ли кто из простого люда, кто спасет его дочерей. Это является своеобразным испытанием женихов на смелость, силу, находчивость.

«Марья Моревна». В этой сказке сватается не главный герой, а второстепенные, причем сватаются  они к сестрам главного героя. «Только пришли во дворец – как  грянул гром, раздвоился потолок, и  влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать»». Как видно из этого отрывка, намерения добра молодца ясно выражены, он пришел сватать сестру Ивана-царевича. Так и остальные: и орел, и ворон – ясно выражают свои намерения. О самом же Иване-царевиче и Марье Моревне не говорится ничего, кроме: «Иван-царевич <…> две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней». Как мы видим, как такового сватовства не было.

 

Заключение

 

Библиографический список

  1. Адоньева С. Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. Л., 1989.
  2. Великорусские сказки в записях И. А. Худякова. / Сост. В. Г. Базанова, О. Б. Алексеева. М., 1964.
  3. Лирика русской свадьбы. / Сост. Колпакова Н. П. Л., 1973.
  4. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Л., 1983.
  5. Обряды и обрядовый фольклор (сборник статей)./Под ред. Соколовой В. А. М., 1982.
  6. Полная энциклопедия обрядов русского народа: Сост. Панкеев И. М., 1998.
  7. Проблемы взаимовлияния фольклора и литературы (сборник статей). М., 1984.
  8. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 2000.
  9. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928.
  10. Рошияну Николае. Традиционные формулы сказки. М., 1967.
  11. Русская свадьба./ Сост.: А. С. Кулагин, А. Н. Иванов. М., 2000.
  12. Структура волшебной сказки./ Под ред. Усенко Н. В. М., 2001.
  13. Традиции волшебных сказок о сватовстве и свадебных обряд: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. / Гуржий Татьяна Геннадьевна. М.: 1997.
  14. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья./ Сост.: Т. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева. Л., 1985.

Информация о работе Свадебные обряды в волшебных сказках