Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:11, курсовая работа
Цель данной работы: подробное изучение волшебных сказок, свадебных обрядов и их взаимосвязи.
Задачи:
1) изучить процесс свадебного обряда, в частности сватовства, и найти его характерные черты;
2) изучить тексты волшебных сказок, выявить наличие в них элементов свадебных обрядов, в частности сватовства;
3) выявить взаимосвязь между сватовством и волшебной сказкой.
Введение 3
Глава 1. Свадебный обряд – что это?
Общее описание свадебного обряда
Сватовство и его основные черты
Глава 2. Волшебная сказка
2.1. Связь волшебной сказки с обрядами
2.2. Функции невесты и мотив «трудных задач»
2.3. Содержание задач (по В. Я. Проппу)
2.4. Волшебные сказки и элементы сватовства
Заключение
Библиографический список
Задачи, задаваемые герою, могут быть разными: это может быть и строительство чего-либо за очень короткий срок, это может быть поедание огромного количества еды, выпивание также огромного количества вина, кроме того, героя заставляют мыться в раскаленной бане. Все эти испытания преодолеваются героем с помощью чудесных помощников (Аф. 129, 134, 144, 159 и т.д). Обладая чудесными помощниками, герой показывает свою власть над стихиями (Мороз-Трескун). Кроме того, присутствуют также испытания физической силы героя. Рассмотрим состязание в беге. "Царская дочь побежит к колодцу за водой, и если кто ее перегонит, за того ее замуж отдадут. А если кто возьмется, да не перегонит, тому голову долой" (Худ. 33). Или в афанасьевской сказке, в кратчайший срок, "пока царский обед по кончится", нужно достать "целющей и живущей воды". Герой тужит, ему и за год не успеть достать ее. Услышав, эту задачу, "товарищ его отвязал свою ногу от уха, побежал и мигом набрал целющей и живущей воды". На обратном пути он ложится отдохнуть, но Зоркий или Чуткий его обнаруживает, Стрелец будит его искусным выстрелом, и Скороход вовремя прибывает с водой (Аф. 144).
Рассмотрим теперь на конкретных
примерах, какие же черты сватовства
встречаются в волшебных
2.4. Волшебные сказки и элементы сватовства
"Крошечка-Хаврошечка"
(Аф. 100). Девушка, которая живет
со злой хозяйкой и ее
В сказке "Буренушка" задание аналогичное, т.е. испытывается девушка, но есть одно небольшое дополнение: если в предыдущей сказке у Крошечки-Хаврошечки кроме коровы никого не было, то в этой сказке Марье-царевне птицы помогают набрать ягоды для царевича.
"Василиса Прекрасная".
У Василисы умирает мать, оставив
в помощь куклу. Вскоре ее
отец женится на другой
"Королевич и его
дядька". Начинается, как и все
сказки, стандартно. Было у мужика
три сына: двое умных, а один
дурак. Повадился кто-то у них
горох топтать. Ни старший,
ни средний не смогли
Здесь можно увидеть ложного героя, мотив клеймения и последующего узнавания. Кроме того, мы видим, что царь дает задания герою, которые тот с честью выполняет (не без помощи чудесного помощника). Эти задания мы можем рассматривать, как "трудные задачи", даваемые перед сватовством.
"Иван-царевич и Марфа-царевна"
В данной сказке прослеживается мотив спасения царевны, но заслуги приписывает себе человек недостойный этого. Здесь идет избавление царства от змея, и от посягательств Водяного царя. Кроме того, присутствует мотив клеймения жениха, по рубцу на щеке Марфа-царевна узнает своего избавителя.
"Три царства - медное,
серебряное и золотое". Вихрь
похищает мать трех молодцев.
Они отправляются на поиски. Младший
брат - Иван - достигает больших успехов,
чем его братья. Он находит
и мать, и трех прекрасных девушек,
но братья покидают его и
приписывают себе все заслуги.
Иван находит способ
Здесь мы видим традиционный для сказок мотив узнавания главного героя и присутствуют задачи, задаваемые царевной.
В сказке "Буря-богатырь Иван коровий сын" идет ссылка на прямое сватовство, т.е. сватаются не как обычно, говоря загадками, а идет прямое приказание: "Доложите <...> королю, чтобы выдавал свою дочь Марью-королевну за Ивана-царевича замуж, а не отдаст, так войско бы высылал, да и сам выезжал". Невеста здесь выступает в противостоянии с женихом - для того, чтобы не выходить за него замуж, она задает ему загадку. Кроме того, в сказке присутствует мотив воспитания молодой жены - Буря-богатырь помогает Ивану-царевичу усмирить и покорить жену. То же самое мы видим и в сказке "Иван Быкович". Царица золотые кудри изо всех сил старается погубить героя, но он при помощи своих спутников справляется со всеми трудностями. Но затем царица помогает Ивану пройти испытание, приготовленное стариком.
В сказке "Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст" уже в самом начале ставится задача - добыть коня. Кто того коня добудет - тот получит в жены царскую дочь. Иван, который растолковывает царю сон, вскоре вырастает, растит себе коня и отправляется в путь. В дороге он сражается с тремя змеями: трехглавым, девятиглавым и двенадцатиглавым. Затем он спасает себя и своих спутников от мести их матери и жен. Чтобы вернуть своего коня, Иван сначала три года занимается перевозкой людей через реку. Затем мужичок дает ему задание украсть царевну и тогда он получит своего коня. Иван соглашается и приводит девушку, получает коня и возвращается домой. Потом он узнает, что царевна, обманув мужичка, возвращается вместе с ним. Царь получает коня, а Иван - царевну в жены. Здесь мы видим, что сватовство своей целью ставит испытание жениха на смекалку, силу, ум.
Сказка «Зорька, Вечорка и Полуночка» рассказывает о том, как три богатыря спасают дочерей короля от похитившего их змея. В ней присутствует традиционный мотив всенародного клича. Король велел по всему государству клич кликать, не найдется ли кто из простого люда, кто спасет его дочерей. Это является своеобразным испытанием женихов на смелость, силу, находчивость.
«Марья Моревна». В этой сказке сватается не главный герой, а второстепенные, причем сватаются они к сестрам главного героя. «Только пришли во дворец – как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать»». Как видно из этого отрывка, намерения добра молодца ясно выражены, он пришел сватать сестру Ивана-царевича. Так и остальные: и орел, и ворон – ясно выражают свои намерения. О самом же Иване-царевиче и Марье Моревне не говорится ничего, кроме: «Иван-царевич <…> две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней». Как мы видим, как такового сватовства не было.
Заключение
Библиографический список