Великие
произведения литературы никогда не
утрачивают своей свежести и красоты.
Самой суровой проверкой художественной
ценности произведения является время.
Прошло около 8 веков со времени рождения
гениальной поэмы "Слово о полку Игореве".
Но она и сейчас близка русским людям.
Честь первооткрывателя "Слова" принадлежит
знатоку русской древности Мусину-Пушкину.
"Слово" было найдено в 18 веке в одном
из старых монастырей. В 18 веке "Слово"
было переведено некачественно. Оригинал
сгорел в войну 1812 года в Москве, остался
один Екатерининский список. "Слово"
рассказывает о походе на половцев князя
Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах
12 века в связи с участившимися половецкими
набегами на Русь князья стали договариваться
о совместных действиях против воинственных
кочевников.В начале 80-х годов киевский
князь Святослав Всеволодович, объединив
русские дружины, могучим ударом отбросил
половцев в глубь причерноморских степей.
Игорь в этом походе не участвовал, так
как был болен, и совершил свой поход через
год (1185 г.). Князь пошел на половцев ради
личной славы. Превосходящие силы половцев
разгромили Игореву дружину и взяли Игоря
в плен. Игорь, по существу, сам "отворил
ворота" кочевникам на Русь."Слово"
состоит из вступления, трех частей и концовки.
Во вступлении автор вспоминает вещего
певца Бояна (здесь поэт), который прославляет
воинские подвиги русских князей. Создатель
"Слова" стремится рассказать людям
суровую правду. Первая часть "Слова"
- рассказ о походе Игоря. Вторая часть
"Слова" переносит читателя в Киев.
Киевский князь Святослав, умудренный
опытом полководец и государственный
деятель, горько сетует на своих младших
двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные
начальники решили: "Будем одни мужественны,
одни захватим будущую славу, да и прежнюю
сами поделим". Великое горе принес
их необдуманный поход. Святослав обращается
ко всем русским князьям, призывая к объединению.Третья
часть "Слова" рассказывает о плаче
Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается
к могучим силам природы, умоляя помочь
князю вернуться на родную землю. Будто
услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена.
Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю
Святославу. Концовка поэмы отражает желание
автора увидеть князей объединившимися
для отпора общему врагу. Таково содержание
"Слова". Что представляют собой герои
поэмы?Игорь Новгород-Северский - смелый,
неустрашимый военачальник. Он горячо
любит свою родину. Это благородный человек.
Воинская честь и чувство привязанности
не позволяют ему оставить в беде милого
брата Всеволода. Выручая его, Игорь попадает
в плен.Его отважный брат Всеволод, сражающийся,
как былинный богатырь, в пылу битвы забывает
и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице.
Он не дорожит своей жизнью. Хотя автор
восхищается подвигами Игоря и Всеволода,
он осуждает их за легкомыслие и жажду
славы. Но он и сочувствует Игорю, который
нужен отечеству. "Тяжко тебе, голова
без плеч, худо тебе, тело без головы. Так
и русской земле без Игоря". Вот почему
поэма заканчивается провозглашением
славы Игорю, понявшему и тяжело пережившему
свою роковую ошибку.Безупречен положительный
герой "Слова" - киевский князь Святослав.
Это человек глубокого ума. В его уста
поэт вложил мысль о том, что во имя родины
все распри и личные обиды должны быть
забыты, все русские силы должны быть объединены
для борьбы с врагом.Обаятельна жена Игоря
- Ярославна. В ее плаче, напоминающем лирическую
народную песню, выражена скорбь тысяч
русских женщин, чья мирная жизнь, счастье
и любовь нарушились ужасами войны.Большая
роль в поэме отводится собирательному
образу дружины. Храбрая дружина сражается
с половцами до последнего человека. Называя
дружину "русским золотом", автор
укоряет Игоря за то, что он погубил это
"богатство".Есть в поэме еще один
образ. Это величественный образ Руси.
Это и родная природа, и русские люди, и
созданные их трудом города и села. Все
произведение проникнуто идеей государственного
единства русской земли.Широте и разнообразию
жизненных явлений, показанных в "Слове",
соответствует его поэтический язык. Автор
сочетает достижения современной ему
книжной литературы с образными средствами
устной народной поэзии.Как считал Карл
Маркс, "Слово" представляет для нас
величайшую ценность как живое свидетельство
великого развития древнерусской культуры. |