Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:39, сочинение
Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.
Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь и люди. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. У писателя звучит мысль о том, что человек создает сопротивление окружающей среде.
С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.
Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.
Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь и люди. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. У писателя звучит мысль о том, что человек создает сопротивление окружающей среде.
С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.
Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей.
В произведении
возникает романтический
В рассказе «Старуха Изергиль» ставится проблема этической направленности романтической личности. Есть романтический герой и есть просто люди. Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда.
Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить последующие комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.
В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. Еще явственнее это проповедничество в чисто горьковском жанре – песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).
Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: речь идет о столкновении героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием.
Эта проблема во многих отношениях развивалась М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги, – в те годы их принято было называть босяками.
М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества».
В самой этой теме не было новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции.
Если бедняки вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы неблагоприятных жизненных обстоятельств, то у М. Горького все иначе. Его босяки – это не столько несчастные жертвы, сколько бунтари. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.
Можно увидеть М. Горький, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола.
Без людей такого типа, как это предугадал писатель, не обойтись в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но от них, чаще всего, мало проку в нормальном течении человеческой жизни.
Сегодня проблемы, поставленные писателем М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для нашего времени.
В свое же время эти проблемы и необычные для читателя герои сразу вызвали к писателю огромный интерес. В русскую литературу М. Горький входит в девяностых годах XIX века. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького.
Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль о том, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший подлинную российскую жизнь.
Литераторов и читателей, принадлежавших к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте.
М. Горький уже в начале писательского пути изумил своей самобытностью. И он не может не интересовать современного читателя.
Информация о работе Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького