Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:44, доклад
Сюрреализм (от фр. Surrealisme — сверхреализм) — эстетическое течение, возникшее во Франции в первые десятилетия ХХ века. Наиболее ярко сюрреализм проявил себя в живописи, литературе и кинематографе Франции, Испании, США… Крупнейшие художники-сюрреалисты стали одновременно и наиболее известными живописцами ХХ века — это Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст. В кино сюрреализм связан с именами Луиса Бунюэля и Жоржа Садуля, в литературе — Андре Бретона, Робера Десноса, Луи Арагона, Поля Элюара, Рене Шара, Анри Мишо.
Сюрреарилизм
в литературе
Сюрреализм (от
фр. Surrealisme — сверхреализм) — эстетическое
течение, возникшее во Франции в
первые десятилетия ХХ века. Наиболее
ярко сюрреализм проявил себя в живописи,
литературе и кинематографе Франции,
Испании, США… Крупнейшие художники-сюрреалисты
стали одновременно и наиболее известными
живописцами ХХ века — это Сальвадор Дали,
Хуан Миро, Макс Эрнст. В кино сюрреализм
связан с именами Луиса Бунюэля и Жоржа
Садуля, в литературе — Андре Бретона,
Робера Десноса, Луи Арагона, Поля Элюара,
Рене Шара, Анри Мишо.
Главная категория
сюрреалистической эстетики — так
называемое автоматическoе письмо,
то есть творчество без контроля сознания,
опирающееся только на подсознательные
импульсы. Формулируя его, теоретики
сюрреализма опирались на учение французского
философа-интуитивиста Анри Бергсона
и на психоанализ Фрейда–Юнга. Разумеется,
в действительности такой тип творчества
практически невозможен — напротив, многие
полотна того же Сальвадора Дали производят
впечатление тщательно сконструированных
символических конструкций, каждый элемент
которых не просто поддаётся расшифровке,
но и настоятельно её требует. Другое дело,
что практически все произведения сюрреалистов
ориентированы на интерпретацию, они изображают
не предметы, а их идеи и образы. Соответственно,
восприятие сюрреалистических полотен
и текстов требует от зрителя и читателя
определённой умственной и эмоциональной
подготовки, которая позволила бы найти
с ними общий язык. Стремление выражать
свои мысли и эмоции на усложнённом языке,
принципиальное перескакивание через
логические мостики, бурная и прихотливая
ассоциативность, насыщенность текста
непрямыми значениями делают чтение сюрреалистических
произведений увлекательной, но не всегда
лёгкой работой.
Принято считать,
что само слово сюрреализм “изобрёл”
Гийом Аполлинер, использовав его впервые
в одной из своих пьес 1918 года и в статье
того же года “Дух времени и поэты”. Как
термин он впервые был использован двумя
годами позже, в статье будущего мэтра
этого течения поэта Бретона, посвящённой
тому же Аполлинеру. В том же году выходит
в свет классический текст сюрреализма
— книга “Магнитные пути” Бретона и Супо,
показывающая, по мысли авторов, революционные
возможности автоматического письма.
Таким образом, сюрреализм начался не
с отдельных текстов, а сразу со своеобразной
“книги образцов”, хрестоматии, в которую
вошли произведения разных жанров: более
или менее связные рассказы, отрывочные
заметки и стихи.
В автокомментарии к книге Бретон называет одной из основных её особенностей высокую и постоянно меняющуюся скорость письма, характеризуя с этой точки зрения различные тексты, вошедшие в книгу. При этом самым быстрым (а значит, самым автоматическим) автор назвал вполне связный, рационально выстроенный рассказ “Затмения”. А вот как выглядит одно из стихотворений книги — “Занавесы” из цикла “Изречения рака-отшельника”:
Мышеловки души тушили калорифер белого меридиана таинств
Шатун корабля
Спасательный плот
Прекрасно падают пригожих водоросли разных цветов
Трепет ночных возвращений
Две головы
плоские чаши весов
Следом за этим,
в 1922–1923 годах, сюрреалисты проводят
серию сеансов сна (“эпидемию
сна”), на которых поэт Робер Деснос
диктовал видимое им во сне и отвечал
на вопросы участников сеанса; ответы
записывались и были опубликованы затем
в виде стенограмм. По утверждению Бретона,
Деснос читал “в самом себе словно в открытой
книге и нисколько не пёкся о том, чтобы
сберечь эти листки, разлетающиеся на
ветру его жизни”.
В 1924 году тот
же Бретон создаёт “Манифест сюрреализма”
Тогда же начинают
выходить журналы “Сюрреализм” и
“Сюрреалистическая революция”. Тем
же 1924 годом датируется коллективный
памфлет сюрреалистов на смерть классика
французской словесности Анатоля Франса
— ещё один манифест зарождающегося направления,
в котором отчётливо сказался ещё один
важнейший принцип сюрреалистической
эстетики — обращение к так называемому
чёрному юмору.
В 1924 же году появляется
сюрреалистическая драма “Тайны
любви” Роже Витрака (поставлена в 1927-м).
При том что в наиболее чистом
виде сюрреализм проявился более
всего в поэзии и в бессюжетной
малой прозе, драматургия тоже занимала
в его арсенале немаловажное место.
По мнению Бретона, “к диалогу формы сюрреалистического
языка лучше всего приспосабливаются”
— чем сюрреалисты и были заняты в своих
повседневных играх, которые впоследствии
публиковались ими как коллективные произведения.
Кроме записей сновидных сеансов Десноса,
это была, например, словесная игра “Изысканный
труп”, участники которой подписывали
к невидимым ими существительным-подлежащим
глаголы-сказуемые с подчинёнными им словами.
Что получается в результате таких игр
— известно: это довольно распространённая
забава в быту школьников и студентов
всего мира. Но только сюрреалисты решились
объявить эту нехитрую игру произведением
искусства, поскольку она вполне совпадала
с их представлением о спонтанности творческого
процесса, его непредсказуемости.
Тот же приём
использовался и в других играх
— например, при составлении связных
диалогов, в которых отвечающий не
знает задаваемого ему вопроса.
В результате получаются такие определения:
“Что такое самоубийство? — Много
оглушающих звонков; Что такое радость
жизни? — Это шарик в руках школьника;
Что такое живопись? — Это маленький белый
дым”. Диалоги эти, вполне подобные тем,
что сюрреалисты сочиняли для героев своих
индивидуальных пьес, нельзя назвать абсолютно
лишёнными смысла — напротив, неожиданное
столкновение фраз заставляет читателя
искать в них скрытый смысл, и это, как
правило, удаётся. Тем более когда авторы
вопросов и ответов — профессиональные
писатели, умело и образно выстраивающие
свои реплики.
В этом же внешне
абсурдистском ключе
Поль: Я тебя
люблю. (Долгий поцелуй.)
Валентина: Молочное
облако в чашке чая...
Относительно
больших жанров имеет смысл говорить
только о большем или меньшем
влиянии сюрреалистической
Например, в 1925 году
Б.Пере и П.Навиль создают “Бюро сюрреалистических
исследований”; к этому времени направление
уже получило свою теоретическую платформу,
к поэтам-теоретикам присоединились прозаики,
художники, кинематографисты. В том же
году сюрреалисты публикуют на страницах
своего журнала ряд обращений — к правительствам
стран мира (“Откройте тюрьмы. Распустите
армию”), к ректорам европейских университетов,
к Папе Римскому (с характерным обвинением:
“Ты положил Бога в свой карман”), к главным
врачам лечебниц для душевнобольных. Все
они содержат гневные обвинения против
существующего порядка мироустройства.
В отличие от них, обращения к буддийским
школам и далай-ламе — это своего рода
просьбы о помощи и духовном наставничестве,
не лишённые, правда, некоторой иронии
(“Придумайте нам новые дома”).
Продолжая теоретическое
самоопределение сюрреализма, в 1927
году создаёт свой “Трактат о стиле”
Луи Арагон, обосновав в нём
принципиальный отказ сюрреалистической
словесности от соблюдения правил правописания.
В контексте общей доктрины автоматического
письма это звучит вполне логично, и сюрреалисты
последовательно соблюдали предложенное
Арагоном антиправило. Именно от них начался
сознательный отказ поэтов самой разной
ориентации от использования в стихах
традиционной, “прозаической” системы
знаков препинания.
Вообще, поэты-сюрреалисты
заметно расширили диапазон художественных
средств европейской поэзии. Во-первых,
они утвердили господство в ней
свободного стиха (верлибра), не сковывающего
поэта традиционными
В том же 1927 году,
что и трактат Арагона, появляются
“Видения полусна” художника Макса
Эрнста — своего рода продолжение
опытов Десноса. А в следующем году Бретон
и Арагон записывают и публикуют свои
“Сюрреалистические игры” — ещё один
опыт создания нового жанра, которых к
тому времени сюрреалисты изобрели уже
немало. Причём большинство из них демонстрировало
претензии поэтов нового направления
на решение не только художественных,
но и психотерапевтических задач.
Наконец, в 1929 году
Бретон пишет второй манифест сюрреализма,
подводящий итоги десятилетнего
существования нового направления
в искусстве. В новой работе ещё
раз перечислены предшественники и
оценён их вклад в создание сюрреализма,
проанализирован опыт современных сюрреалистов,
намечена программа новых действий —
на этот раз с поправкой на идеи оккультизма.
Тогда же, в конце
1920-х годов, в лагере сюрреалистов
намечается раскол. Вслед за этим группа
радикально настроенных сюрреалистов
вливается в марксистское движение во
Франции, некоторые из них участвуют в
движении Сопротивления, даже вступают
в компартию.
В дальнейшем пути
сюрреалистов расходятся в разные стороны.
Элюар и Арагон отказываются от усложнённости
образов, присущих сюрреалистической
эстетике, и постепенно обращаются к неоклассическим
формам поэзии и прозы, вполне соответствующим
их симпатиям к коммунистической идеологии.
Другие поэты и художники продолжают формальные
поиски, открывая новые и новые горизонты
творчества, ориентированного на подсознание.
Интерес к сюрреализму
неоднократно вспыхивал и в последующие
десятилетия. Так, его влияние сказалось
в творчестве многих латиноамериканских
поэтов, в поэзии и драматургии США
и славянских стран в 1940–1950-х годах, затем
в 1970-е. Можно с уверенностью сказать, что
приёмы, выработанные сюрреалистами, оказали
и оказывают на искусство ХХ века постоянное
воздействие.
Русская поэзия берёт на вооружение некоторые приёмы сюрреалистического письма довольно поздно, в 1980–1990-е годы. Элементы сюрреалистической образности можно обнаружить в некоторых стихах И.Бродского, Г.Сапгира, Г.Айги; наиболее последовательно работает с сюрреалистической поэтикой в 1970–1980-е годы художник и поэт Лев Кропивницкий.