Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа
Данный роман и стал объектом нашего исследования, цель которого заключалась в выявлении особенностей построения в нем системы художественных образов. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- описание главных героев романа;
- выявление автобиографических черт в образах главных героев;
- характеристика системы второстепенных персонажей.
Введение ………………………………………………………………..…..3
Глава 1. О. Уайльд как прототип главных героев …………………….....4
1.1. Образ лорда Генри Уоттона ……………………………………….…5
1.2. Образ Бэзила Холлуорда ……………………………………………..9
1.3. Образ Дориана Грея …………………………………………………11
Глава 2. Изображение викторианского общества в романе ………….. 17
2.1. Семья Вейн ………………………………………………………......18
2.1.1. Сибилла Вейн ………………………………………………...........18
2.1.2. Джеймс Вейн ………………………………………………………19
Заключение ……………………………………………………………….21
Список использованной литературы …………...……………………….22
Эта попытка Бэзила повлиять на нравственность Дориана оказалась роковой для обоих: она привела художника к насильственной смерти от руки Дориана. Художник, боготворивший физическую красоту Дориана Грея, погибает от руки того, в чьей душе он зародил нелепое, чудовищное тщеславие [3, с.118].
Убийство Бэзила Холлуорда – самое тяжкое из описанных преступлений. Можно взглянуть на это событие с позиций, отстаиваемых в предисловии к роману. «Художник – тот, кто создает прекрасное»18 [2, с.5], - гласит первый афоризм. Прекрасное, согласно кодексу эстетизма, превыше всего. Герой, поднявший руку на прекрасное, наказывается. Получается, что убив творца прекрасного – создателя портрета, – он совершает не менее тяжкое преступление.
Среди возможных прототипов героя был художник Бэзил Уорд. Есть мнение, что в 1884 году Уайльд позировал этому художнику, который, окончив картину, сказал: «Как было бы восхитительно, если бы вы могли оставаться таким, какой вы есть, а портрет старился бы и увядал вместо вас». Но этот факт не доказан, а сам Уайльд распространил и другую версию. Он был автором истории, опубликованной 24 сентября 1891года в «Сент-Джеймс газетт» о том, что канадская художница Фрэнсис Ричардс, с которой Уайльд познакомился в Канаде в 1882 года, написала его портрет в 1887 году. Глядя на него, Уайльд сказал: «Как это трагично! Я буду стареть, а портрет навсегда останется таким, каков он есть. Если бы могло быть наоборот!» Еще об одной версии сообщает Эрнест Даусон, который слышал слова Уайльда, сказанные 9 октября 1890 года в доме Герберта Хорна о том, что прообразом Бэзила Холлуорда был Чарлз Риккетс [9, с.358].
В начале романе Дориан Грей предстает перед читателем в образе двадцатилетнего юноши необыкновенной красоты: «Лорд Генри смотрел на Дориана, любуясь его ясными голубыми глазами, золотистыми кудрями, изящным рисунком алого рта. Этот юноша в самом деле был удивительно красив, и что-то в его лице сразу внушало доверие. В нем чувствовалась искренность и чистота юности, ее целомудренная пылкость. Легко было поверить, что жизнь еще ничем не загрязнила этой молодой души»19 [2, с.26]. Но он не осознает всю силу своего обаяния, не понимает, какое влияние его внешность оказывает на окружающих людей. Дориан ведет размеренный образ жизни, интересуется искусством и занимается благотворительностью.
Встреча в саду с лордом Генри Уоттоном становится для него роковой. Речь лорда Генри о новом гедонизме не оставляет его равнодушным: «Он смутно сознавал, что в нем просыпаются какие-то совсем новые мысли и чувства. Ему казалось, что они пришли не извне, а поднимались из глубины его существа. Да, он чувствовал, что несколько слов, сказанных этим другом Бэзила, сказанных, вероятно, просто так, между прочим, и намеренно парадоксальных, затронули в нем какую-то тайную струну, которой до сих пор не касался никто, и сейчас она трепетала, вибрировала порывистыми толчками»20 [2, с.30]. А урок о необходимости лечить душу ощущениями Дориан усваивает на всю жизнь. С этого самого момента Дориан, не подозревая об этом, становится объектом научного эксперимента лорда Генри, результаты которого не заставляют себя ждать. Осознание собственной красоты при виде портрета вызвало у Дориана желание остаться молодым: «Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!»21 [2, с.39] Готовность отдать душу за то, чтобы остаться молодым и красивым, ведет Дориана к падению, показывая сложное, непростое соотношение героя с портретом.
По мере продвижения к своей цели Дориану часто приходится оказываться перед выбором, который становится с каждым разом все труднее и труднее. Дориан остается глух к отчаянным призывам Бэзила. Он остается последователем ограниченной эстетической теории лорда Генри, который учит его следовать только инстинкту наслаждения и избегать страданий. Культ юности, красоты и наслаждения ведет к самосовершенствованию, учит лорд Генри. И Дориан верит каждому его слову. Он окружает себя красивыми вещами, считая, что красивые вещи, помогут ему почувствовать себя истинным гедонистом.
Кажется,
что случайная встреча с
С того самого момента, когда Дориан жестоко отверг любовь Сибиллы Вейн, в нем все время борются два противоположные чувства: сочувствие и безразличие. Стоит вспомнить, что изменения портрета начинают происходить именно тогда, когда отвергнутая Дорианом Сибилла Вейн покончила с собой, положив конец жизни, которая для нее оказалась важнее, чем искусство.
Дориан со страхом и интересом наблюдает за изменениями портрета: «Если портрету суждено меняться, пусть меняется. Зачем так глубоко в это вдумываться? Ведь наблюдать этот процесс будет истинным наслаждением! Портрет даст ему возможность изучать самые сокровенные свои помыслы. Портрет станет для него волшебным зеркалом. В этом зеркале он когда-то впервые по-настоящему увидел свое лицо, а теперь увидит свою душу»25 [2, с.144]. Связь, которая устанавливается между Дорианом и его портретом, иллюстрирует позицию самого О. Уайльда и отражает его постулат о том, что искусство реальнее жизни, и что жизнь подражает искусству, а не наоборот. Дориан справедливо называет портрет своим дневником.
Постепенно портрет начинает восприниматься не как воплощение красоты, теперь он вселяет ужас в душе его оригинала. Портрет уносят в детскую, где прошли самые чистые и светлые годы Дориана. Теперь же, встав на путь порока, Дориан часто смотрит на свой портрет – свидетельство его грешной взрослой жизни. Невольное сопоставление своей внешности с ужасным портретом, отражающим уродство его же собственной души, не проходит для Дориана бесследно. Он до ужаса боится, что кто-то еще, кроме него может увидеть жуткий портрет – свидетельство гибели его души, и ради этого он готов стать на путь преступления. Он идет на убийство создателя портрета, Бэзила Холлуорда [3, с.114].
Однако, убив художника, Дориан хочет стереть следы греха из своей памяти. Собственное падение открывается ему без самообмана: «Он сознавал, что загрязнил ее, растлил свою душу, дал отвратительную пищу воображению, что его влияние было гибельно для других, и это доставляло ему жестокое удовольствие»26 [2, с.291].
Содрогания души, заставляющие думать, что совесть не окончательно умерла в нем, делают дарованную ему вечную молодость непосильным для него бременем. Жизнь для него превращается в самую настоящую пытку. Ужас становится всеохватывающим. Он уже мечтает освободиться от вредного влияния лорда Генри. Но Дориан осознает, что ничто не сможет очистить его совесть, пока он не раскается в своих грехах. Однако раскаяние выше его сил: «Сознаться? Отдаться в руки полиции, пойти на смерть? Дориан рассмеялся. Какая дикая мысль!»27 [2, c.294] Поэтому он решается «убить» свою совесть – уничтожить ненавистный портрет, который «знает» все о его грехах [3, с.119]: «Он убьет прошлое, и, когда прошлое умрет, Дориан Грей будет свободен! Он покончит со сверхъестественной жизнью души в портрете, и когда прекратятся эти зловещие предостережения, он вновь обретет покой»28 [2, с.296]. Только не знал Дориан, что, убив совесть, он убьет и себя.
Финал романа трагичен. Гибель Дориана произошла потому, что он осознал правду. Трагедия героя в том, что жизнь, которую он вел, требовала от него проявления нравственности намного настойчивее, чем салонная жизнь эстета лорда Генри. И дело вовсе не в том, что эстетическая доктрина не верна по своей сути, а в том, что ее следует пересмотреть с тем, чтобы учитывать не только положительный опыт, но и отрицательный [3, с.142].
Дориан погибает, однако искусство остается, так как у Уайльда красота и искусство вечны. Это подчеркивается тем, что в конце романа, уничтожив портрет, Дориан уничтожает не только свою жизнь, но и красоту. Одновременно совершается чудо возрождения портрета: «Войдя в комнату, они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это»29 [2, c.297].
В некоторых частностях история Дориана смыкается с жизнью О.Уайльда: о Дориане тоже говорили, что он «намерен перейти в католичество»; он приобщился к мистицизму, как Уайльд к масонству. Дориана едва не забаллотировали в Вест-Эндском клубе; Уайльда задело, когда его вычеркнули из списка потенциальных членов Сэвил-клуба. Уайльд сообщает нечто о себе и своих литературных занятиях, говоря, что Дориан «часто увлекался идеями, заведомо чуждыми его натуре, поддаваясь их коварному влиянию, а затем, постигнув их сущность, насытив свою любознательность, отрекался от них с тем равнодушием, которое не только совместимо с пылким темпераментом, но, как утверждают некоторые психологи, часто является необходимым его условием» [9, с.366].
Возможным прототипом Дориана Грея является Джон Грей, ворвавшийся в уайльдовский кружок весной 1892 года. Дать герою своего романа фамилию Грей было со стороны О. Уайльда формой ухаживания. Скорее всего, он поступил так не для того, чтобы указать на прототип, а для того, чтобы отождествлением с Дорианом польстить Грею [9, с.352].
Глава 2. Изображение викторианского общества в романе
Королева Виктория взошла на престол в 1837 году и царствовала 63 года, до 1901 года. Этот период стал временем беспрецедентных перемен, но устои общества оставались неизменными всю вторую половину 19-го века эпоху, названную по имени олицетворяющей ее королевы викторианской.
Промышленная революция превратила Британию в страну дымящих заводов, огромных складов и магазинов. Население быстро увеличивалось, разрастались города, страна покрылась сетью железных дорог. Высокопроизводительная и оставившая далеко позади другие страны, Британия становилась «мастерской мира». Страна сохраняла свои передовые позиции до конца столетия.
Однако надежды, пробужденные промышленными и культурными успехами Англии в 1850-е годы опровергаются продолжительными и по-прежнему неразрешимыми социальными противоречиями.
На
фоне стремительных преобразований
становились все более
Для мыслящих людей все более очевиден сопутствующий капиталистическому прогрессу и неизбежной борьбе за существование упадок моральных ценностей: преступность, пьянство, проституция.
Таким
образом, на смену официальному оптимизму
викторианской мысли 1850-1860-х годов
приходит распространение декадентских
настроений. Как известно, декаданс распространился
в Европе в конце 19-го века, когда романтическая
апология Красоты переросла в болезненный
культ искусственности, когда изысканность
и богемный аморализм стали модой и образом
жизни многих художников, не признающих
чопорной морали света. В Англии декаданс
имел особую эстетическую окраску. Реакцией
на викторианскую этику и эстетику стал
порыв к экстравагантной красоте.
В грязном, запущенном доме на Юстон Род живет семья Вейн: семнадцатилетняя Сибилла Вейн, ее младший брат Джеймс Вейн и их мать, замученная, увядшая женщина.
Мать Сибиллы и Джеймса играет в театре. Но она стремится, чтобы и в жизни присутствовали элементы драматизма. Заметно, что эта женщина знала лучшие дни. Но теперь она живет в долгах: «Я радуюсь, Сибилла, только тогда, когда вижу тебя на сцене. Ты не должна думать ни о чем, кроме театра. Мистер Айзекс сделал нам много добра. И мы еще до сих пор не вернули ему его деньги»30 [2, с.84].Своим поведением она подтверждает постулат лорда Генри: «В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности»31 [2, с.66]. Нельзя сказать, что она не любит своих детей, но очень многое для нее значат деньги. Выбор Сибиллы она одобряет только тогда, когда узнает о богатстве Дориана Грея.
Сибилла Вейн – талантливая актриса, прекрасно играет в шекспировских пьесах. «Когда она играет, забываешь все на свете. Это неотесанное простонародье, люди с грубыми лицами и вульгарными манерами, совершенно преображаются, когда она на сцене. Они сидят, затаив дыхание, и смотрят на нее. Они плачут и смеются по ее воле. Она делает их чуткими, как скрипка, она их одухотворяет, и тогда я чувствую - это люди из той же плоти и крови, что и я»32 [2, c.111-112], - говорит Дориан.
Сибилла с необычной выразительностью изображает влюбленных девушек до тех пор, пока сама не испытала любви. Как только ее захватывает страсть к Дориану Грею, она становится на сцене неестественной, плохой актрисой. Сибилла теряет дар актрисы, потому что, перестав, как прежде, предпочитать реальной жизни бесплотные тени, она благодаря любви тянется к действительности. Однако ее не только не удручает, но напротив, радует возвращение к неподдельной жизни.
Информация о работе Система персонажей в романе О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"