Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:46, реферат
Целью моей работы является определение смысла и роли сна в текстах изученных произведений А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).
Задача, которую я поставила перед собой: показать, что сны – всегда значимые этюды произведений, которые раскрывают концепцию образа и несут смысловую нагрузку.
I. Введение……………………………………………………………………………………….2
II. Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина
Поэзия и проза сна………………………………………………………………….3
Символика сна Татьяны в романе «Евгений Онегин»……………………..…6
Сон Петра Гринева из повести «Капитанская дочка»……………………….10
Сновидения Григория из трагедии «Борис Годунов»………………………..13
III. Заключение………………………………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………………………………...…16
Таким образом, символы (снег, ручей с мостком, медведь) многозначны и вводят в толкование сна Татьяны одновременно две темы, определившие судьбу Татьяны, - смерть Ленского и брак с генералом.
Главный символ сна Татьяны - хижина Онегина. Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к "шалашу": "Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом всё глушь; отовсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко…" Из контекста мы узнаем, что "шалаш" - вполне благоустроенная хижина, с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома - Онегин - что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А.С. Пушкин называет "шайкой домовых".
Хижина - дом самой Татьяны, а домовые - гости на её именинах. Названия некоторых демонов-"гостей" Онегина имеют прямую связь с гостями Татьяны на именинах. Самого Онегина А. С. Пушкин сначала называет "гостем" и только потом "хозяином". Сходно само описание пира демонов в хижине Онегина и гостей на именинах Татьяны. Во сне Татьяны: "Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ!"; на именинах: "В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога. "
В описании тела застреленного Ленского: "Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо, и темно; Замолкло навсегда оно. Закрыты ставни, окна мелом Забелены. Хозяйки нет. А где - Бог весть. Пропал и след". Здесь "дом" - тело без "хозяйки", то есть души. Таким образом, Татьяна, попав в царство душ, находит самую главную для неё - душу Онегина. Ведь именно тайна характера этого человека заставила её гадать на святки.
Хижина Онегина - зашифрованный в системе символов сложный психологический портрет главного героя.
Управление "домовыми" - властность Онегина. Если "домовые", - реалии внутреннего мира Онегина, то весь эпизод управления демонами символизирует властность сложной натуры героя: "Он знак подаст - и все хлопочут; Он пьет - все пьют и все кричат; Он засмеётся - все хохочут; Нахмурит брови - все молчат". Эта же мысль и в эпиграфе к "Евгению Онегину": "Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая возбуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может, мнимого"
Смотреть в дверную щель хижины снаружи - пытаться понять внутренний мир Онегина. Согласно сюжету, Татьяна сначала "глядит тихонько в щёлку", потом "немного растворяет дверь" и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна отправится в поместье Евгения.
Проникнуть в дом - стать предметом мыслей и чувств. Появление Татьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения.
Исчезновение "домовых" - избавление
от прежних пороков. "Шайка
домовых" сначала "смутилась",
то есть встревожилась, а
Итак,
сон Татьяны можно разбить
на две части: 1) события в лесу
до появления хижины Онегина, 2) события
в хижине. В первой части опорные
символы имеют два значения, связанные
с темами смерти и брака; каждое из них
развивает свою сюжетную линию символического
значения сновидения. Первое значение
символов вносит в толкование сновидения
тему смерти. Это не только предсказание
смерти Ленского и печаль от разлуки с
Онегиным, но и проникновение Татьяны
в царство душ, где её проводник-медведь
подводит к самой главной душе - Онегину.
Второе значение вносит тему брака: Татьяна
выйдет замуж за генерала и будет жить
в светском обществе, но брак для неё окажется
несчастьем. Как мы видим, первая часть
сна рассказывает исключительно о судьбе
Татьяны. Вторая часть сна - события в хижине
- посвящены Онегину, его внутреннему миру,
будущей судьбе. В результате мы многое
узнаем о характере главного героя: властолюбив
и горд, при этом избегает себя и ненавидит.
Кроме того, открываются некоторые подробности
его будущего: любовь к Татьяне и избавление
от "демонов", муки совести и болезнь,
физическая и нравственная.
2. Сон Петра Гринева из повести «Капитанская дочка»
мое благословение…
Функция сна как предсказания, на наш взгляд, берет начало из Библии и ее использовал А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка». Рассмотрим роль сна Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с Вожатым – Пугачевым: «Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, - говорит она мне, - отец болен при смерти и желает с тобой проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал, он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» - «Все равно, Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…»»
Обратим внимание на реальность событий и действующих лиц сна: все буднично, ничего символического в этой картине нет. Она скорее фантастична, даже нелепа, как это часто и бывает в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку». Символическое в ней будет проступать по мере знакомства с сюжетным развитием повести – тогда родится загадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева: ведь Пугачев так же ласков был к Гриневу и устроил его счастье с Машей Мироновой. Чем больше узнаем о восстании и Пугачеве, тем стремительнее растет многогранность образа мужика из сна, отчетливее выступает его символическая природа. Это становится особенно наглядно в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика: «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…» Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это явно символично. Но символическая многозначность и в этом случае связана с нашим знанием о жертвах восстания Пугачева. Образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ Пугачева, итог художественного исследования могучего народного характера. И, наконец, это слово мужика: «Не бойсь!..», поражающее сначала своей как бы абсурдностью, - ну как же не бояться человека с топором, которым он машет, наполняя комнату трупами? Нельзя не бояться такого мужика! Но возвращение к сцене сна во всеоружии знания Пугачева кардинально обновляет смысл этого слова. Ведь все отношения Пугачева с Гриневым и строятся на том, что он ласково убеждал его не бояться восстания – затем и калмыцкую сказку рассказывал, и уговаривал перейти к нему («послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую в фельдмаршалы и князья…»).
Во
сне Гринева проявляется
Таким
образом, рассматриваемый нами сон
Петра Гринева оказывается чрезвычайно
важным в общей структуре повести. В нем
завязываются и предсказываются многие
сюжетные линии, а также впервые обозначается
неоднозначность оценки персонажа (Пугачева).
Кроме того, именно здесь закладываются
основы важнейшей проблемы, поднятой в
повести, - проблемы возможности и необходимости
установления нормальных человеческих
отношений между людьми, несмотря ни на
какие разделяющие их преграды.
3. Сновидения Григория из трагедии Борис Годунов
Это необычайное
сновидение прекрасно подтверждает
романтический и страстный
Мне снилась, что лестница крутая
Меня вела на башню: с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне, и страшно становилось
И, падая стремглав, я пробуждался.
«Проклятый сон» снится в третий раз, поэтому так отчетливы в нем детали и эмоции. И опять падение, как в «Метели», во сне Марьи Гавриловны. Но там было темное, бездонное подземелье, куда летела она ( с земли вниз, под землю) с «неизъяснимым замиранием сердца», а здесь падение с крутой лестницы, с башни (с высоты на землю), в людской муравейник с чувством стыда и страха.
«Сновидения – это ведь моменты пробуждения…мы видим свою жизнь вне времени, видим соединенным в одно то, что разбито по времени; видим сущность своей жизни: степень своего роста»,- писал в своем дневнике Л.Н.Толстой. Действительно, во сне самозванца отразились его сущность – он человек, играющий со своей судьбой и судьбами других людей, он «глядит в Наполеоны», и перевоплощение – непременный атрибут его игры.
Для него нет ПРАВДЫ, он легкомысленно воспринимает своего духовного руководителя Пимена, человека, с которым живет в одной келье. Не услышанное, ложно понятое слово правды Пимена о народном грехе, о своем грехе вне его ведома, подвигает молодого честолюбца выдать себя за убитого Дмитрия, делает Григория «бичом Божьим».
Падение
с огромной высоты во сне символизирует
его человеческое, личностное падение.
Перед нами герой - фанатик, роль
которого, начатая с пробуждения
и с рассказа о преследующем его
сне, сном и заканчивается.
III. Заключение
Изучение
богатейшего материала
Не существует, на мой взгляд, ни одного сколько-нибудь самобытного достойного внимания литератора, который не использовал бы в своих произведениях художественный прием сновидения для усиления фантастического, мистического, сатирического эффекта, либо с целью достижения психологической достоверности поведения героя, его духовного формирования.
Форма литературного сна благодаря своим исключительно богатым идейно-эстетическим художественным возможностям оказалась необычайно плодотворной. Большинству знаменитых героев русской словесности являются по ходу развития того или иного сюжета загадочные, таинственные, необычайные, фантастические сновидения существенно дополняющие, а порой и определяющие социальный облик персонажей.
Некоторые герои переживают по мере развития действия целые своеобразные циклы странных, сложных по своей символике событий и ситуаций, снов.
Важнейшую роль здесь играет, прежде всего, интуиция самого автора, без активного творческого содействия, которого было бы невозможно представить, какое именно сновидение и почему в тот или иной момент развития сюжета могло присниться Татьяне Лариной, Петруше Гриневу или Григорию Отрепьеву. Сон – не что иное, как случайная встреча персонажа с самим собой, воплощение сакральных, душевных переживаний, которые скрыты наяву не только от других действующих лиц, но и от него самого. Отсюда и основная функция литературного сновидения - осмысливая свой сон, персонаж (как и читатель) к порой субъективному знанию себя изнутри добавляет знание себя со стороны, достигая посредством этого более полного бытия.
Царство снов сильно отличается от яви бодрствующего сознания, но во сне, как и в коллективной дневной реальности, существует своя логика, особенная перспектива, освещение, свои вероятности и невероятия.
Информация о работе Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина