Серебряный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:38, реферат

Описание работы

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох. «Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре.

Работа содержит 1 файл

серебряный век коротко.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской  революции 1917 г., называют «Серебряным  веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях  культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох. «Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре.

Литература.

   Реалистическое направление в  русской литературе на рубеже XX в. продолжали Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами, и молодые писатели Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн.

    В связи с распространением  неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения Алексея Максимовича Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы.

    Русская литература начала XX в., породила  замечательную поэзию, и наиболее  значительным направлением был  символизм. Для символистов, веривших  в существование иного мира, символ  был его знаком, и представлял  связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Дмитрий Сергеевич Мережковский, романы которого пронизаны религиозно-мистическими идеям, считал преобладание реализма главной причиной упадка литературы, и провозглашал «символы», «мистическое содержание», как основу нового искусства. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».

    Принято различать «старших»  и «младших» символистов. «Старшие», Валерий Яковлевич Брюсов, Константин Дмитриевич Бальмонт, Федор Кузьмич Сологуб, Дмитрий Мережковский, 3инаида Гиппиус, пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты, Александр Александрович Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов,  на первый план выдвигали философские и теософские искания.

    К 1910 г. «символизм закончил  свой круг развития» (по словам Николая Гумилева), его сменил акмеизм. Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, Сергей Митрофанович Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще».

    Впрочем, не все свои постулаты  акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм  первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего О. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

    Одновременно возникло другое  модернистское течение – футуризм, распадавшийся на несколько группировок:  «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

    Из всех групп, в начале века  провозглашавших тезис: «искусство  — игра», наиболее последовательно  воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством.

    Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности».

    Были в поэзии этого времени  яркие индивидуальности, которые  невозможно отнести к определенному  течению – Максимилиан Волошин, Марина Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

    Особое место в литературе  рубежа веков заняли крестьянские поэты, как Николай Клюев. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. «Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути Сергей Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.

 Архитектура     

    Эпоха промышленного прогресса  на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный  переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!

    В творчестве Фёдора Осиповича Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме.

    В декоративной отделке особняка  использовано такие характерные  для модерна приемы, как цветные  витражи и опоясывающий все  здание мозаичный фриз с растительным  орнаментом.

    С нарастанием рационалистических  тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы.

    В Москве новый стиль выразил  себя особенно ярко, в частности  в творчестве одного из создателей  русского модерна  Лев Николаевич Кекушева. В неорусском стиле работали Алексей Викторович Щусев и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм.

    По целостности подхода и ансамблевому  решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

Живопись     

    На рубеже веков взамен реалистичного  метода прямого отображения действительности  происходило утверждение приоритета  художественных форм, отражающих  реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

    Жанровая живопись в 90-е годы  утратила ведущую роль. Художники  в поиске новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины, проза отупляющего труда и революционные события 1905 г. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра.

Андрея  Петровича Рябушкина интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узора, подчеркнутая декоративность.

    Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада, характеров и психологии людей допетровской Руси отмечены лучшие полотна художника. Историческая живопись Рябушкина – это страна идеала, где художник находил отдохновение от «свинцовых мерзостей» современной жизни. Поэтому исторический быт на его полотнах предстает не драматической, а эстетической стороной.

   Константин Алексеевич Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма, первый, среди русских художников, сознательно опиравшийся на французских импрессионистов, все более отходил от традиций московской школы живописи с ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой цвета. Он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно-повествовательными, ни психологическими мотивами.    В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах. Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить «прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».

    Исаак Ильич Левитан, блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, подошел к импрессионизму и явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости до философских размышлений о бренности всего земного.

    Центральная фигура искусства  рубежа веков – Валентин Александрович Серов. Его зрелые работы, с импрессионистической светоносностью и динамикой свободного мазка ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому». Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостренным чувством красоты и способностью к трезвому анализу.

    Один за другим вошли в русскую  культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир – Михаил Александрович Врубель и Виктор Эльпидифорович  Борисов-Мусатов. Центральный образ творчества Врубеля – Демон ( по Лермонтову), воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам и чувствовал в лучших своих современниках

    Для искусства художника характерно  стремление к постановке философских  проблем. Его размышления об  истине и красоте, о высоком  предназначении искусства остро  и драматично, в присущей ему символической форме. Тяготея к символико-философской обобщенности образов, Врубель выработал свой живописный язык – широкий мазок «кристаллической» формы и цвет, понятый как окрашенный свет. Краски, сверкающие подобно самоцветам, усиливают ощущение особой духовности, присущей произведениям художника.

    Искусство лирика и мечтателя  Борисова-Мусатова – это реальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов  создавал в своих полотнах  прекрасный и возвышенный мир,  построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которые испытывали многие люди того времени, «когда общество жаждало обновления, и очень многие не знали, где его искать».

    Его стилистика развивалась от  импрессионистических световоздушных  эффектов к живописно-декоративному  варианту постимпрессионизма. В  русской художественной культуре  рубежа XIX-XX вв. творчество Борисова-Мусатова  – одно из самых ярких и  масштабных явлений.

   Далекая от современности тематика, «мечтательный ретроспективизм»  является основной объединения  петербургских художников «Мир  искусства». Отвергая академически-салонное  искусство и тенденциозность  передвижников, опираясь на поэтику  символизма, «мирискусники» занимались поиском художественного образа в минувшем.

    За столь откровенное неприятие  современной действительности «мирискусников»  критиковали со всех сторон, обвиняя  в бегстве в прошлое – пассеизме,  в декадансе, в антидемократизме. Однако появление такого художественного движения не было случайностью. «Мир искусства» явился своеобразным ответом российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры на рубеже XIX-XX вв. и чрезмерную публицистичность изобразительного искусства

    Творчество Николая Константиновича Рериха обращено к языческой славянской и скандинавской древности. Основой его живописи всегда был пейзаж, часто непосредственно натурный. Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн – использование элементов параллельной перспективы, чтобы соединить в одной композиции различные объекты, понимаемые как изобразительно равноценные, так и с увлечением культурой древней Индии – противопоставление земли и неба, понимаемого художником как источник спиритуалистического начала.

Информация о работе Серебряный век