Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:59, реферат
Тарас Шевченко принадлежит к величайшим народным поэтам всемирной истории литературы. Его поэзия национальная и интернациональная. Он поднял не только тему украинского народа, который стонал под гнетом царизма, но и других порабощенных наций. В своих произведениях великий поэт страстно становился на защиту угнетаемых, разоблачая и осуждая тех, кто издевался над народами, унижал их. Поэмы «Сон» и «Кавказ» является свидетельством большой гражданской смелости Шевченко, несокрушимости его духа.
Сатирическое изображение царской империи в поэмах Тараса Шевченко «Сон» и «Кавказ»
Тарас
Шевченко принадлежит к величайшим
народным поэтам всемирной истории
литературы. Его поэзия национальная
и интернациональная. Он поднял не только
тему украинского народа, который стонал
под гнетом царизма, но и других порабощенных
наций. В своих произведениях великий
поэт страстно становился на защиту угнетаемых,
разоблачая и осуждая тех, кто издевался
над народами, унижал их. Поэмы «Сон» и
«Кавказ» является свидетельством большой
гражданской смелости Шевченко, несокрушимости
его духа.
- Поэму «Сон» великий Кобзарь в подзаголовке
назвал «комедией». Такое жанровое определение
подчеркивало ее разоблачительный, сатирический
характер.
Основное
идейное направление
с его человеконенавистническими, хищническими
принципами. Внимание лирического
героя, по моему мнению, более всего сосредоточено
на этом образе. Свой гнев и
негодование рассказчик направляет прежде
всего против царя. Так как все, что творится
на закрепащенной Украине, в каторжной
Сибири, в столичном Петербурге, – узаконенное
монархом, все преступления освящаются
его всевластным именем.
Острие Шевченковой сатиры прежде всего направлено против великодержавных «богов» – царя и царицы. Сатирические портреты этих великих вельмож империи перерастают в карикатуры. «Ватюшка» – царь «сердитый», «болтает», вылез, будто с берлоги медведь», «едва переносит ноги», от похмелья аж посинел, «вылупил баньки из лба», «будто бешеный гремит» и т.п.. Беспощадно насмехается поэт и с царицы. Она «будто опенок засушенный, тонкая, длинноногая, да еще и на бедствие, несчастная, качает главой», «будто и цапля между птицами, скачет, бодрится». Великодержавная пара, «будто сычи надутые», совещаются «в отечестве… и новых петлицах, и в муштрах новейших». Соседство в художественном контексте слов «отечество», «муштра», «петлицы» бесспорно, целиком понятно, оно раскрывает, что империя только и держится на военной силе и штыках.
Здесь же автор гневно казнит придворную знать, этих «блюдолизов», ревностных служителей империи. Они «золотом облиты», «будто кабаны отъевшиеся – мордастые, пузатые».
Вершиной Шевченкового сатирического смеха есть гротескная картина, которую Иван Франко назвал «генеральным мордобитием». Она раскрывает всю механику Русской империи, где все решается насилием. Итак, в поэме «Сон» идея изобличения империи и борьбы против нее есть сквозной. Соответственно трикартинной композиции произведения поэт трижды, каждый раз по-иному, провозглашает ее: первый раз – в риторическом вопросе «Долго ли еще на семь миру палачам властвовать?», вторично – в лирическом обращении к революционерам-кайданникам – раскинуть свои дум-цветы, в третий раз – в картине, где обрисован царь после того, как исчезла его опора. Мы видим, как глубоко продуманная композиционная система помогает точному, яркому воплощению идейного содержания.
Великий певец порабощенного народа понимал, что в таком же угнетенном состоянии, как и украинский народ, находились и другие народы России. Рядом с поэмой «Сон» и многими другими произведениями, посвященных Украине, он пишет пламенное произведение «Кавказ». Мировоззрение Шевченко расширяется. Отображая интересы и стремления трудящихся масс Украины, поэт вместе с тем обнаруживает глубокое понимание того, что положение всех угнетенных народов Русской империи одинаковое.
Поэма «Кавказ»
отмечается исключительным богатством
сатирических средств. Так, изображая
царскую Россию как тюрьму народов,
которую император и его слуги
хотят выдать за страну общего благополучия,
автор с сарказмом делает замечание:
А тюрьм, а люда!..
Что и считает!
От молдаванина до финна
На всех языках эссе молчит,
Так как благоденствует!
Пронявшись болями кавказских народов, автор выливает свой праведный гнев в строках, которые клеймят захватническую политику Русской империи, которая держится на крови и насилии.
А
слез, а крови? Напоить
Всех императоров бы
стало…
Не реки – море разлилось,
Огненное море.
Читатель
вместе с поэтом ощущает
гнев, когда речь
идет о панах-либералах,
которые только на
словах защищали народ:
Вы любите на брате Шкуру,
а не душу! – с негодованием
бросает он «старшим
братьям».
Болея за судьбу угнетенного
люда, автор высказывает
твердую уверенность
в освобождении порабощенных
народов из колониального
ярма: Встанет правда!
Встанет воля!… Боритесь
– поборете! Эти призывы-лозунги-призывы
стали крылатыми на
столетия.
С теплотой и любовью выписан в поэму образ Прометея. Как символ непокоренности, мужества и свободолюбия народов Кавказа: …и не выпьет Живительной крови, Оно снова оживает и смеется снова. В бессмертии Прометея – бессмертие народа. Уверенно звучат слова поэта: Не умирает душа наша, Не умирает воля. В поэме «Кавказ» автор развенчивает захватническую политику царского самодержавия и прославляет свободолюбивый дух народов Кавказа и всех народов мира.
Рожденные конкретными историческими условиями прошлого столетия, идеи и образы поэм «Сон» и «Кавказ» своим значением выходят за пределы той эпохи, так как в них отразились такие закономерности общественного развития, которые предоставляют им жизненной силы на века. Ненавидя войну, Тарас Шевченко призвал угнетаемые народы России воевать против, общего врага – Русской империи.
Ирония и сарказм в поэме Т. Шевченко «Кавказ»
Тарас Шевченко никогда не был на Кавказ, но, за свидетельствами современников, интересовался жизнью и судьбой кавказских народов, которые боролись против царского правительства за свою независимость. Поэт сочувствовал всем, кто не мирился с гнетом и добывал в борьбе себя свободу. Поводом к написанию поэмы была гибель в стычке с горцами близкого друга Шевченко Якова де Бальмена, который в свое время иллюстрировал рукописный «Кобзарь». Собственно, поэмой это произведение назвали только по традиции. Скорее, это лирическое стих-раздумье, стих-медитация, в котором Шевченко высказывает идею общей борьбы угнетенных народов против царизма. Как и в поэме «Сон», в произведении «Кавказ» Шевченко использовал художественные средства сатиры, иронически употребляя лексику подхалимской печати, царских манифестов. Поэт провозглашает «славу» «хортам и гончим, и псарям и нашим батюшкам-царям», иронически объединив в одно целое такие, казалось бы, несовместимые понятия. Но совсем по-иному звучит слово «слава», когда поэт прославляет свободолюбивые народы:
Шевченко с иронией употребляет выражение « батюшкам-царям» и с искренним уважением называет борцов за свободу «рыцари большие». Поэт с душевной болью и сарказмом говорит о молчании порабощенных
народов:
Слово «благоденствует», которое часто употреблялось угнетателями, звучит как въедливая насмешка и горькая ирония. Эта ирония усиливается еще и тем, что в предыдущих строках царская Россия показанная, как большая тюрьма народов.
Шевченко
в поэме «Кавказ»
довольно часто использует
старославянизмы, которые
создают и приподнято-
Царское правительство, чтобы как-то оправдать свою захватническую политику на Кавказе, провозгласила, что подчиненные народы будут приобщены к цивилизации.
С каждым рядышком ирония все больше переходит в сарказм, приобретая не слыханной силы и экспрессии. Словом «мы» писатель будто предъявляет обвинение за порабощение горцев всех христиан, которые не сумели отстоять собственную волю, а теперь выполняют преступные приказы царя. Что могут дать свободным детям, что продают или проиграют в карты «людей… не негров… а таки крещенных… но простых». В невыразимой печали поэт обращается к Христосу: «За что и на кого же ты разозлился, Христос, сын Божий?» За то, кто бьет перед святым образом поклоны и просит благословения на пролитие братской крови, «.. потом в дар тебя приносят из пожара украденный покров!!»? С горькой иронией Шевченко говорит о «просветительской» миссии христиан:
Эти горе-просветители научат, как «тюрьмы муровать», как «кандалы ковать», и как их носит, «и как плести кнуты узловать». Царская Россия уже завладела и полем, и морем. Осталось взять «синие горы остатние». Там в горах «легло кости людей муштрованных немало», а среди них и офицер царской армии Яков де Баль-Мен, какой пролив «кровь добрую, не черную» «не за Украину, а за ее палача». Язык произведения богатый на обращение, восклицательные и вопросительные предложения, которые передают всю сложную гамму чувств поэта - от теплоты и нежности, когда Шевченко обращается к незабываемому единому другу, к горькой иронии и сокрушительному сарказму в строках, направленных против угнетателей народов.