Русский театр Островского

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:53, биография

Описание работы

Александр Николаевич Островский (31.03.1823-2.06.1886) – писатель-драматург. Родился в семье судейского чиновника. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже – английский, итальянский, испанский языки. По окончании 1-й Московской гимназии (1840) Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но за год до его окончания оставил учебу, потеряв к ней интерес.

Работа содержит 1 файл

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании.docx

— 26.69 Кб (Скачать)

Русский театр Островского 
Александр Николаевич Островский (31.03.1823-2.06.1886) – писатель-драматург. Родился в семье судейского чиновника. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже – английский, итальянский, испанский языки. По окончании 1-й Московской гимназии (1840) Островский поступил на юридический факультет 
Московского университета, но за год до его окончания оставил учебу, потеряв к ней интерес. Поступил на работу "канцелярским служителем" – сперва в Московский Совестный суд (1843), а через два года – в Московский Коммерческий суд.

Причиной  оставления университета было то, что  с молодости Островский испытывал  страстное увлечение театром. Он стремится завязать знакомства в  театральном мiре и пробует писать пьесы. В 1847 г. в газете "Московский листок" была опубликована сцена из комедии Островского "Неосторожный должник", названной позже "Свои люди – сочтемся". В том же году была написана комедия "Картина семейного счастья". Эти произведения принесли автору первую известность.

В 1850 г. он становится сотрудником журнала "Москвитянин", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. В 1851 г. он оставил также и службу и  всецело посвятил себя литературно-театральной  деятельности. Работа в московских судах, изучение купеческих исков, которыми часто занимался отец Островского, снабдили будущего драматурга богатым  жизненным материалом, связанным  с бытом и нравами российского  купечества и позволили ему впоследствии создавать произведения, в которых  художественная яркость характеров тесно переплетается с их реалистичностью.

Следующими  успешными опытами Островского  стали пьесы 1851–1854 гг.: "Бедная невеста", "Не в свои сани не садись", "Бедность – не порок", "Не так живи, как  хочется", герои которых – искренние  люди из незажиточной среды – выступают  как носители правды и человечности. Однако никакой оппозиционности  в этом не было, из-за чего революционер Чернышевский упрекал драматурга в  идейной и художественной "фальши".

На дальнейшее творчество Островского оказало  участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Он совершил поездку по Волге, от истоков до Нижнего  Новгорода, во время которой вел  подробные записи, изучал жизнь местного населения.

В 1855–1860 гг., в предреформенный период, Островский сближается с революционными демократами и уже обличает представителей правящего слоя, противопоставляя им своих "маленьких людей". Он публикует острые сатирические пьесы: "В чужом пиру похмелье", "Доходное место", "Воспитанница" и вызвавшую широкий общественный резонанс драму "Гроза", которую восторженно оценил Добролюбов, посвятивший ей статью "Луч света в темном царстве". В 1860-х гг. были написаны социально-бытовые комедии и драмы – "Грех да беда на кого не живет", "Шутники", "На бойком месте", "Пучина".

Затем Островский создает ряд пьес на исторические сюжеты: об эпохе Ивана Грозного ("Василиса Мелентьевна") и о Смутном времени ("Козьма Захарьич Минин-Сухорук", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", "Тушино"). В 1870–1880-х гг. появились широко известные пьесы: "Волки и овцы", "Лес", "Красавец-мужчина", "На всякого мудреца довольно простоты" – из жизни провинциального дворянства; "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" – о быте актеров; "Снегурочка" – воплощение сказочно-фольклорных мотивов; "Безприданница", выделяющаяся в ряду других произведений своим глубоким социально-психологическим раскрытием образов.

Всего перу Островского принадлежат 47 литературно-драматических  работ, а также 7 пьес, написанных в  сотрудничестве с другими авторами. Пьесы Островского занимали ведущее  место в репертуаре московского  Малого театра, с которым писатель был тесно связан: неоднократно выступал в качестве постановщика собственных  пьес, был творческим наставником  многих замечательных актеров этого  театра. Был одним из организаторов  Артистического кружка, Общества русских  драматических писателей и оперных  композиторов, много сделал для улучшения  положения театрального дела в России. По мотивам произведений Островского  был создан ряд опер, среди которых  наиболее известны "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова, "Воевода" П.И. Чайковского, "Вражья сила" А.Н. Серова.

Критики отмечали, что в отношении композиции пьесы Островского нередко скучны: художник, глубоко правдивый по своей  природе, говорил даже, что «драматург и не должен придумывать, что случилось; его дело – написать, как это  случилось или могло случиться; тут вся его работа; при обращении  внимания в эту сторону у него явятся живые люди и сами заговорят». Рассуждая о своих пьесах с этой точки зрения, Островский сознавался, что у него самое трудное дело – "выдумка", потому что всякая ложь ему противна; но без реалистичной выдумки драматическому писателю обойтись невозможно. 

При всей кажущейся бытовой приниженности  тематики и простоте проблем, в целом  в своем драматургическом творчестве Островский создал грандиозное художественное полотно, реалистически изображающее жизнь различных сословий России второй половины XIX века. Это своего рода "фотографический" образ  той России, в которой было и  много неприглядного, но и отразился  русский национальный характер. И.А. Гончаров писал ему: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни ФонвизинГрибоедовГоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр". Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского"».

Именно с Островского  начинается русский театр в его  современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную  концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия  актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные  ситуации с обычными людьми, драмы  которых уходят в быт и человеческую психологию.

Умер  А.Островский 2 июня 1886 г. в своем  костромском имении Щелыково.

«Гроза»

Впоследствии  две тенденции освещения традиционного  уклада — критическая, обличительная  и поэтизирующая — в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров — Катерины Кабановой и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи) — по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Николаем Добролюбовым «лучом света в темном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести. Показывая естественность, внутреннюю свободу Катерины, драматург одновременно подчеркивает, что она тем не менее — плоть от плоти патриархального уклада.

Живя  традиционными ценностями, Катерина, изменив мужу, отдавшись своей  любви к Борису, становится на путь разрыва с этими ценностями и  остро сознает это. Драма Катерины, обличившей себя перед всеми и  покончившей с собой, оказывается  наделенной чертами трагедии целого исторического уклада, который постепенно разрушается, уходит в прошлое. Печатью  эсхатологизма, ощущением конца отмечено и мироощущение Марфы Кабановой, главной антагонистки Катерины. При этом пьеса Александра Островского глубоко проникнута переживанием «поэзии народной жизни» (А. Григорьев), песенно-фольклорной стихией, ощущением природной красоты (черты пейзажа присутствуют в ремарках, встают в репликах персонажей).

Помимо  «народной трагедии» («Гроза»), сатирической комедии («Лес»), Александр Островский на позднем этапе своего творчества создает и образцовые произведения в жанре психологической драмы («Бесприданница», 1878, «Таланты и поклонники», 1881, «Без вины виноватые», 1884). Драматург  в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры. Соотносимые с традиционными  сценическими амплуа и с общеупотребительными драматургическими ходами, характеры  и ситуации оказываются способными меняться непредвиденным образом, демонстрируя тем самым неоднозначность, противоречивость внутренней жизни человека, непредсказуемость  каждой житейской ситуации.

Мифы  и история

Особое  место в наследии А. Островского  занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873). Поэтические и утопические  воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. Обращается драматург и к историческим жанрам — хроникам, трагедиям, комедиям, написанным на темы русской истории («Козьма Захарыч Минин-Сухорук», 1861, 2-я редакция 1866; «Воевода», 1864, 2-я редакция 1885; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1866 и др.). Национальная история дает Островскому материал для создания крупных, энергичных характеров, для широкого использования героического начала в драматургии.

В конце жизни А. Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность  заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь  мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни — стенокардии.

  Александр Островский остался в истории русской литературы не просто «КолумбомЗамоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя. 

Информация о работе Русский театр Островского