Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:53, биография
Александр Николаевич Островский (31.03.1823-2.06.1886) – писатель-драматург. Родился в семье судейского чиновника. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже – английский, итальянский, испанский языки. По окончании 1-й Московской гимназии (1840) Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но за год до его окончания оставил учебу, потеряв к ней интерес.
Русский
театр Островского
Александр Николаевич
Островский (31.03.1823-2.06.
Причиной оставления университета было то, что с молодости Островский испытывал страстное увлечение театром. Он стремится завязать знакомства в театральном мiре и пробует писать пьесы. В 1847 г. в газете "Московский листок" была опубликована сцена из комедии Островского "Неосторожный должник", названной позже "Свои люди – сочтемся". В том же году была написана комедия "Картина семейного счастья". Эти произведения принесли автору первую известность.
В 1850 г. он становится сотрудником журнала "Москвитянин", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. В 1851 г. он оставил также и службу и всецело посвятил себя литературно-театральной деятельности. Работа в московских судах, изучение купеческих исков, которыми часто занимался отец Островского, снабдили будущего драматурга богатым жизненным материалом, связанным с бытом и нравами российского купечества и позволили ему впоследствии создавать произведения, в которых художественная яркость характеров тесно переплетается с их реалистичностью.
Следующими успешными опытами Островского стали пьесы 1851–1854 гг.: "Бедная невеста", "Не в свои сани не садись", "Бедность – не порок", "Не так живи, как хочется", герои которых – искренние люди из незажиточной среды – выступают как носители правды и человечности. Однако никакой оппозиционности в этом не было, из-за чего революционер Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной "фальши".
На дальнейшее
творчество Островского оказало
участие в экспедиции, организованной
морским министерством для
В 1855–1860 гг., в предреформенный период, Островский сближается с революционными демократами и уже обличает представителей правящего слоя, противопоставляя им своих "маленьких людей". Он публикует острые сатирические пьесы: "В чужом пиру похмелье", "Доходное место", "Воспитанница" и вызвавшую широкий общественный резонанс драму "Гроза", которую восторженно оценил Добролюбов, посвятивший ей статью "Луч света в темном царстве". В 1860-х гг. были написаны социально-бытовые комедии и драмы – "Грех да беда на кого не живет", "Шутники", "На бойком месте", "Пучина".
Затем Островский создает ряд пьес на исторические сюжеты: об эпохе Ивана Грозного ("Василиса Мелентьевна") и о Смутном времени ("Козьма Захарьич Минин-Сухорук", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", "Тушино"). В 1870–1880-х гг. появились широко известные пьесы: "Волки и овцы", "Лес", "Красавец-мужчина", "На всякого мудреца довольно простоты" – из жизни провинциального дворянства; "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" – о быте актеров; "Снегурочка" – воплощение сказочно-фольклорных мотивов; "Безприданница", выделяющаяся в ряду других произведений своим глубоким социально-психологическим раскрытием образов.
Всего
перу Островского принадлежат 47 литературно-драматических
работ, а также 7 пьес, написанных в
сотрудничестве с другими авторами.
Пьесы Островского занимали ведущее
место в репертуаре московского
Малого театра, с которым писатель
был тесно связан: неоднократно выступал
в качестве постановщика собственных
пьес, был творческим наставником
многих замечательных актеров этого
театра. Был одним из организаторов
Артистического кружка, Общества русских
драматических писателей и
Критики
отмечали, что в отношении композиции
пьесы Островского нередко
При всей
кажущейся бытовой
Именно с Островского
начинается русский театр в его
современном понимании: писатель создал
театральную школу и целостную
концепцию театральной
Сущность театра
Островского заключается в
Умер А.Островский 2 июня 1886 г. в своем костромском имении Щелыково.
«Гроза»
Впоследствии
две тенденции освещения
Живя традиционными ценностями, Катерина, изменив мужу, отдавшись своей любви к Борису, становится на путь разрыва с этими ценностями и остро сознает это. Драма Катерины, обличившей себя перед всеми и покончившей с собой, оказывается наделенной чертами трагедии целого исторического уклада, который постепенно разрушается, уходит в прошлое. Печатью эсхатологизма, ощущением конца отмечено и мироощущение Марфы Кабановой, главной антагонистки Катерины. При этом пьеса Александра Островского глубоко проникнута переживанием «поэзии народной жизни» (А. Григорьев), песенно-фольклорной стихией, ощущением природной красоты (черты пейзажа присутствуют в ремарках, встают в репликах персонажей).
Помимо
«народной трагедии» («Гроза»), сатирической
комедии («Лес»), Александр Островский
на позднем этапе своего творчества
создает и образцовые произведения
в жанре психологической драмы
(«Бесприданница», 1878, «Таланты и поклонники»,
1881, «Без вины виноватые», 1884). Драматург
в названных пьесах расширяет, психологически
обогащает сценические
Мифы и история
Особое место в наследии А. Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873). Поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. Обращается драматург и к историческим жанрам — хроникам, трагедиям, комедиям, написанным на темы русской истории («Козьма Захарыч Минин-Сухорук», 1861, 2-я редакция 1866; «Воевода», 1864, 2-я редакция 1885; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1866 и др.). Национальная история дает Островскому материал для создания крупных, энергичных характеров, для широкого использования героического начала в драматургии.
В конце жизни А. Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни — стенокардии.
Александр Островский остался в истории русской литературы не просто «КолумбомЗамоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.