Романтические черты в творчестве Бальзака

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

В XVIII – XIX вв. романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности…
В официальной литературной критике вплоть до начала прошлого столетия французский писатель, крупнейший представитель критического реализма первой половины XIX века Оноре де Бальзак объявлялся второстепенным писателем. Но в ХХ веке известность писателя стала поистине всемирной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ранние романы О. Бальзака: от предромантизма к реализму………………4
2. Роман О. Бальзака «Шуаны» - поворотный момент от предромантизма
к реализму………………………………………………………………………6
3. Романтические черты романов О. Бальзака «Шагреневая кожа» и «Человеческая комедия». «Гобсек»…………….………………………………..7
4. Предромантические приёмы создания художественного пространства в романах О. Бальзака………………………………………………………………9
5. Значение творчества О. Бальзака в оценках критиков……………………..10
Заключение……………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Романтические черты в романах Бальзака.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

5. Значение творчества  О. Бальзака в  оценках критиков

     Тема значения творчества Оноре де Бальзака  уже полтора века продолжает интересовать литературоведов. В частности, В.Р. Гриб особо отмечает труды, появившиеся во второй половине XIX в. во Франции, как обобщающие, так и специально посвященные Бальзаку, в которых проводится сопоставление французского романиста с Шекспиром (таких авторов как Ш.-О. Сент-Бев, И. Тэн, Г. Лансон, Ф. Брюнетьер, Ш. Ловенжуль, П. Фля, Р. Бернье).6 Так, И. Тэн в своем известном этюде 1858 г. причисляет гений Бальзака к высотам мировой изящной словесности и, сравнивая его с Шекспиром, указывает на правду, глубину и сложность созданных ими образов, на масштабность художественного мира обоих. В 90-х годах XIX в. подобного рода сближения были осуществлены Полем Фля (P. Flat) в его «Эссе о Бальзаке»

     Интересны сведения, показывающие, в какой большой мере Бальзаку свойственна предполагаемая реализмом правдивость деталей, в частности при создании художественного пространства. Особенно ценны в этом отношении «Бальзаковские ежегодники», которые издаются с 1960 г. Обществом по изучению Бальзака, организованном при Сорбонне. Например, в статье Мириам Лебрен «Жизнь студента в Латинском квартале», опубликованной в выпуске за 1978 г., установлено, что гостиницы, магазины, рестораны и другие дома Латинского квартала, упоминаемые Бальзаком, действительно существовали по указанным писателем адресам, что им точно обозначаются цены за комнаты, стоимость определенных продуктов в лавках этого района Парижа и другие детали. «...Бальзак хорошо знал Париж и поместил в свои произведения массу предметов, зданий, людей и т. д., существовавших в реальной жизни XIX века»,— делает вывод исследовательница.

     Литературоведы продолжают углубленное изучение бальзаковского мира как цельного аналога современного писателю общества. Все сильнее обозначается тенденция выйти за рамки чистой фактографичности, понять мир «Человеческой комедии» более обобщенно, философски. Одним из ярких выразителей такой позиции стал датский бальзаковед П. Нюкрог. «Бальзаковский мир, который считается очень конкретным и определенным, задуман как нечто весьма абстрактное», — считает ученый. Вопрос о художественном мире Бальзака стал в центр исследований бальзаковедов. В создании этого мира на базе ясно осознанных принципов реалистической типизации заключается основное новаторство писателя. В качестве подтверждения этого приведем слова о Бальзаке одного из наиболее авторитетных ученых Франции Филиппа Ван Тигема: «Собрание его романов составляет одно целое в том смысле, что они описывают различные стороны одного и того же общества (французского общества с 1810 примерно по 1835 год и, в частности, общества периода Реставрации), и что одни и те же лица зачастую действуют в разных романах. В этом как раз и заключалось оказавшееся плодотворным новаторство, которое сообщает читателю чувство, будто он, как это часто бывает в действительности, сталкивается со своей, хорошо знакомой ему, средой».

     До нас дошло грандиозное количество писаний о Бальзаке того времени – забавных, злобных, уничижительных, шутливых и ядовитых, и все они даны с ограниченной и неверной точки зрения парижского света и журналистских кругов.7 Бальзак в голубом фраке с чеканными золотыми пуговицами и с драгоценной тростью, Бальзак в шлепанцах, Бальзак в тильбюри с грумом и лакеем, Бальзак-фланер, который читает все вывески подряд в поисках подходящего имени для своего героя, Бальзак-коллекционер, перерывающий лавки старьевщиков в надежде отыскать Рембрандта за семь франков и чашу работы Бенвенуто Челлини за двенадцать су, Бальзак – кошмар издателей, демон наборщиков, которые часами, как каторжники, трудятся над каждой страницей его рукописи, Бальзак – лжец, хвастун, мистификатор, проповедующий целомудрие как единственное предварительное условие творчества и меняющий женщин куда чаще, чем сорочки, Бальзак-обжора, который в один присест проглатывает сотню устриц и вдобавок еще бифштекс и жареного гуся, Бальзак, рассказывающий о миллионах, которые принесут ему его рудники, его сады, его гениальные сделки, и вынужденный неделями скрываться под чужим именем, ибо он не в состоянии оплатить счет в тысячу франков. 
   Не случайно три четверти дошедших до нас изображений Бальзака – это шаржи, а не портреты. Не случайно современники сочинили о нем две тысячи анекдотов, но не оставили ни одного добросовестного и документального описания его жизни.

     Все эти факты ясно показывают, что Бальзак производил на парижан впечатление не гения, а эксцентричного человека, и, возможно, что в известном смысле современники были правы. Бальзак должен был казаться обществу эксцентричным, потому что он в буквальном смысле слова терял центр равновесия, как только он покидал свою комнату, свой письменный стол, свою работу. Подлинный Бальзак, самый неутомимый труженик, какого только знает мировая литература, остался книгой за семью печатями для всех этих Гозланов, Верде и Жаненов, для этих бездельников и фланеров, ибо они знали его только «один-единственный час в день», который он мог отдавать свету, а не двадцать три сокровенных часа его творческого одиночества. Он появляется среди людей на полчаса-час, когда узнику дозволяется подышать на тюремном дворе, и так же как призраки, которые с последним ударом часов, бьющих полночь, должны возвратиться в свои могилы – так же и он должен после кратких мгновений, в которые он появлялся надменный и пышный, вернуться снова в свою темницу, к своей работе, о величии и жестокости которой все эти бездельники и иронизирующие писаки не имеют вообще никакого представления. Подлинный Бальзак это тот Бальзак, который в течение двадцати лет, кроме бесчисленных драм, новелл, очерков, написал семьдесят четыре полноценных романа, и в этих семидесяти четырех романах он создал собственный мир, где существуют сотни местностей, домов и улиц, где обитают две тысячи людей.

 

Заключение 

       К. Маркс и Ф. Энгельс считали Бальзака величайшим романистом мира. Ранний период его творчества Бальзака прошёл под знаком близости к романтической школе.  Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Именно они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с обществом. Они открыли психологический анализ, неисчерпаемую глубину и многосложность индивидуальной личности. Этим они открыли дорогу реалистам (в познании новых высот внутреннего мира человека). 

       Творческий путь О. Бальзака лежал от предромантизма к реализму. Выступая против отдельных школ романтической французской литературы, О. Бальзак тем не менее, не отказывается от многих художественных средств романтизма в своих произведениях.

     Ярким примером романтического героя явился его Гобсек, убедительный образ которого несет в себе и ярко выраженные романтические приметы. Романтическое преувеличение таинственности и могущества Гобсека придает ему характер почти сверхъестественного существа, стоящего выше смертных. Вся фигура Гобсека, выступающего олицетворением власти золота, приобретает в произведении символический характер.

       О. Бальзак вовлечен в художественный мир, им описываемый. Он проявляет горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно «щупает пульс своей эпохи», придавая своим героям мистический оттенок загадочности. 

 

        Список использованной литературы 

  1. Бахмутский  В. Я. Жизнь и творчество Оноре де Бальзака. - М.: Зарубежная литература, 2000. – 324 с.
  2. Гриб В. Р. Художественный метод Бальзака: избранные работы. - М.: Литература, 2006. – 385 с.
  3. Грифцов Б. А. Как работал Бальзак. - М.: изд. Центр «Академия», 2008. – 254 с.
  4. Елизарова М. Е. Бальзак. Очерк творчества. - М.: Литера-М, 1989. – 326 с.
  5. Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. Серия Жизнь замечательных людей. – М.: Мировая литература, 1995. – 243 с.
  6. Луков В. А. Реалистическая драматургия Бальзака и его «Человеческая комедия» // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе: Межвуз. сб. научных трудов. — М.: МГПИ, 2006. — С. 93–110.
  7. Обломиевский Д. Д. О. Бальзак // История французской литературы: В 4 т. М., 1956. Т. 2.

Информация о работе Романтические черты в творчестве Бальзака