Центральное
место в романе Ф. М. Достоевского
занимает образ Сони Мармеладовой,
героини, чья судьба вызывает у нас
сочувствие и уважение. Чем больше
мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся
в ее чистоте и благородстве, тем
больше начинаем задумываться над истинными
человеческими ценностями. Образ, суждения
Сони заставляют заглянуть вглубь себя,
помогают оценить то, что происходит
вокруг нас. Из рассказа Мармеладова
мы узнаем о несчастной судьбе дочери,
ее жертве ради отца, мачехи и ее детей.
Она пошла на грех, отважилась на
то, чтобы продать себя. Но при
этом она не требует и не ожидает
никакой благодарности. Не стоит
думать, что Соня Мармеладова слаба
душой, ибо не смогла сопротивляться
внешним обстоятельствам. Она очень
сильная личность, и может быть,
именно потому, что она так сильна,
она смогла «пойти по желтому билету»,
пожертвовать собой ради других, а
не броситься с моста в реку,
как предлагает Раскольников: «Да
скажи же мне, наконец, - проговорил
он, почти в исступлении, - как
этакой позор и такая низость
в тебе рядом с другими противоположными
и святыми чувствами совмещаются?
Ведь справедливее, тысячу раз справедливее
и разумнее было бы прямо головой
в воду и разом покончить!»
Смирение не предполагает самоубийства.
И это лишний раз показывает нам
всю силу характера Сони Мармеладовой.
И хоть они и на разных чашах
весов с Раскольниковым, все же
эти чаши уравновешены, так как
по силе характера они равны. Вера
– это основная составляющая жизни
Сони. Без веры она слаба и беспомощна,
вместе с нею – она сильна и
мужественна. Именно из уст Сони мы
слышим притчу о Лазаре, именно вера
Сони Мармеладовой спасает Раскольникова.
Ибо в Сонечке так много
этой веры, что она распространяется
на всех: «- А тебе бог что за это делает?
- спросил он, выпытывая дальше. Соня долго
молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая
грудь ее вся колыхалась от волнения. -
Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!..
- вскрикнула она вдруг, строго и гневно
смотря на него». Соня не может защитить
себя, а вот свою веру она готова защищать
до последнего вздоха, и если надо пойдет
за нее на костер. Она ни в чем не винит
Катерину Ивановну, она просто смиряется
со своей судьбой. “...А взяла только наш
большой драдедамовый зеленый платок
(общий такой у нас платок есть, драдедамовый),
накрыла им совсем голову и лицо и легла
на кровать, лицом к стенке, только плечики
да тело все вздрагивают...” Соня закрывает
лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой
и Богом. Поэтому она редко и домой приходит,
только лишь за тем, чтобы отдать деньги,
она смущается при встрече с сестрой и
матерью Раскольникова, неловко чувствует
себя даже на поминках родного отца, где
ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется
под напором Лужина, ее кротость и тихий
нрав мешают постоять за себя. Все поступки
героини удивляют своей искренностью,
открытостью. Она не делает ничего для
себя, все ради кого-то: мачехи, неродных
братьев и сестры, Раскольникова. Образ
Сони - образ истинной христианки и праведницы.
Наиболее полно он раскрывается в сцене
признания Раскольникова. Здесь-то мы
видим Сонечкину теорию — “теорию
Бога”. Девушка не может понять и принять
идей Раскольникова, она отрицает его
возвышение над всеми, пренебрежение к
людям. Ей чуждо само понятие “необыкновенный
человек”, так же как неприемлема возможность
преступить “закон “Божий”. Для нее все
- равны, все предстанут перед судом Всевышнего.
По ее мнению, нет того человека на Земле,
который бы имел право осуждать себе подобных,
решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то
право имеете?” - воскликнула возмущенная
Соня. Для нее все люди равны перед Богом.
Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников,
она также преступила нравственный закон:
“Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”,
- говорит ей Раскольников, только он преступил
через жизнь другого человека, а она- через
свою. Соня призывает Раскольникова к
раскаянию, она согласна нести его крест,
помочь придти к истине через страдание.
У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель
уверен в том, что Соня последует всюду
за Раскольниковым, везде и всегда будет
вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо?
Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать
ради человека, который с тобой сух, холоден,
отвергает тебя. На это могла пойти только
она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем
и бескорыстною любовью к людям. Проститутка,
вызывающая уважение, любовь всех окружающих,
- это чисто по-достоевски, идея гуманизма
и христианства пронизывает этот образ.
Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне,
и ее дети, и соседи, и каторжники, которым
Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову
Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря,
Соня пробуждает в его душе веру, любовь
и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце
одного заключало бесконечные источники
жизни для сердца другого”. Родион пришел
к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил
жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют
его слова: “Разве могут ее убеждения
теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства,
ее стремления по крайней мере...” Создав
образ Сони Мармеладовой, Достоевский
создал антипод Раскольникову и его теории
(добро, милосердие, противостоящее злу).
Жизненная позиция девушки отражает взгляды
самого писателя, его веру в добро, справедливость,
всепрощение и смирение, но, прежде всего,
любовь к человеку, каким бы он ни был.