Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:29, сочинение
Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" вызвал множество статей, стихотворных и прозаических пародий, эпиграмм, карикатур. Главным объектом полемики был образ центрального героя романа, Евгения Базарова. Разногласия доходили до крайних суждений. Споры продолжались долгие годы, и страстность их не ослабевала. Очевидно, проблематика романа сохраняла злободневность и для последующих поколений.
Роман И.С.Тургенева
"Отцы и дети" вызвал множество
статей, стихотворных и прозаических
пародий, эпиграмм, карикатур. Главным
объектом полемики был образ центрального
героя романа, Евгения Базарова.
Разногласия доходили до крайних
суждений. Споры продолжались долгие
годы, и страстность их не ослабевала.
Очевидно, проблематика романа сохраняла
злободневность и для последующих
поколений.
В романе с исключительной остротой сказалась
характерная черта таланта Тургенева,
владевшего, по словам его современников,
особенным чутьем угадывать нарождающееся
в обществе движение. Злободневность романа
заключалась не только в изображении нового
человека, но и в том, что Тургенев запечатлел
картины острой, непримиримой борьбы враждебных
друг другу общественных лагерей —"отцов"
и "детей". Фактически это была борьба
между либералами и революционными демократами.
Дыхание эпохи, ее типические черты ощутимы
в центральных образах романа и в том историческом
фоне, на котором разворачивается действие.
Период подготовки крестьянской реформы,
глубокие социальные противоречия того
времени, борьба общественных сил в эпоху
60-х годов — вот что нашло отражение в
образах романа, составило его исторический
фон и сущность его основного конфликта.
Поражает удивительный лаконизм тургеневского
стиля: весь этот огромный материал умещается
в рамках совсем небольшого романа. Писатель
не дает развернутых полотен, широких
картин, не вводит большого числа действующих
лиц. Он отбирает лишь самое характерное,
наиболее существенное.
Образ Базарова занимает центральное
место в романе. Из 28 глав лишь в двух не
появляется Базаров, в остальных он —
главное действующее лицо. Все основные
персонажи романа группируются вокруг
него, раскрываются во взаимоотношениях
с ним, резче и рельефнее оттеняют те или
иные черты его облика. При этом в романе
не освещается история жизни героя. Взят
лишь какой-то один период этой истории,
показаны лишь ее поворотные моменты.
Художественная деталь — точная, впечатляющая
— помогает писателю кратко и убедительно
рассказать о людях, о жизни страны в один
из переломных периодов ее истории.
Меткими штрихами, используя многозначительные
детали, Тургенев изображает кризис крепостнического
хозяйства. Познакомив нас со своими героями,
писатель набрасывает картину жизни народа.
Мы видим "деревеньки с низкими избенками
под темными, часто до половины разметанными
крышами" ("деревеньки", "избенки"
— самая форма этих слов говорит о скудной,
нищенской жизни). Можно предположить,
что голодную скотину приходится кормить
соломой с крыш. О многом говорит и такое
сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли
придорожные ракиты с ободранною корой
и обломанными ветвями". Крестьянские
коровенки, "исхудалые, шершавые, словно
обглоданные", жадно щиплют первую травку.
А вот и сами мужики — "обтерханные,
на плохих клячонках". Хозяйство их
скудное, нищенское — "покривившиеся
молотильные сарайчики", "опустелые
гумна"...
Тургенев больше не станет изображать
нищету народа, но картина голодной дореформенной
деревни, представшая перед нами в начале
романа, производит такое сильное впечатление,
что к ней нечего добавить. И сразу же возникает
горькое раздумье: "Нет... небогатый
край этот, не поражает он ни довольством,
ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так
остаться, преобразования необходимы...
но как их исполнить, как приступить?.."
Этот вопрос тревожит героев романа. Николай
Петрович Кирсанов толкует "о предстоящих
правительственных мерах, о комитетах,
о депутатах, о необходимости заводить
машины...". Павел Петрович Кирсанов
возлагает надежды на мудрость правительства
и на патриархальные нравы, на народную
общину.
Но мы чувствуем: сам народ не доверяет
помещикам, враждебно к ним относится,
в нем копятся мятежные силы, и пропасть
между крепостными и крепостниками все
углубляется. Как характерны жалобы Николая
Петровича на наемных рабочих, на служащих
из вольноотпущенных, на крестьян, которые
не хотят платить оброк; а как отчужденно,
неприветливо встречают в Марьине молодого
барина ("толпа дворовых не высыпала
на крыльцо").
Картину предреформенной России довершает
горькое, как бы ненароком оброненное
замечание автора: "Нигде время так
не бежит, как в России; в тюрьме, говорят,
оно бежит еще скорее".
И вот на фоне этой нищеты, рабской, неустроенной
жизни вырисовывается могучая фигура
Базарова. Это человек нового поколения,
которое пришло на смену "отцам",
неспособным решить основные проблемы
эпохи.
Информация о работе Роман "Отцы и дети" Тургенева в русской критике