Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:34, творческая работа
В работе представлены рассуждения по поводу романа "Мастер и Маргарита", особенно выделен сатирический момент.
«Мастер и Маргарита»
– сложное и многоплановое
произведение. Прежде чем начать рассуждения
по теме, хочу отметить, что критика
неоднократно отмечала «избыточную
субъективность» булгаковского
взгляда на современную ему
Напомню, что Симонов
одним из первых взялся «расчищать»
дорогу для романа Булгакова «Мастер
и Маргарита», когда его замалчивали.
Я считаю, что критика
романа довольно огульная, потому что
другой Москвы, другой такой среды, на
фоне которой можно было бы, как говорится,
развернуться с булгаковскими задачами,
просто не существовало в природе. И я
считаю, что как раз в этом выразилась
гармоничность взгляда писателя на действительность.
Итак, сатирические
мотивы в романе преобладают. По значимости
вреда для общества на первое место
можно с уверенностью поставить
образ Берлиоза, председателя правления
одной из крупнейших московских литературных
ассоциаций и редактора толстого журнала.
На Патриарших происходит разговор Берлиоза
с поэтом Поныревым, также весьма сатирическим
типом. Берлиоз заказал поэту для очередной
книжки журнала большую антирелигиозную
поэму. Поэт Бездомный (псевдоним Ивана)
быстренько написал поэму, но она не удовлетворила
Берлиоза, потому что «Иисуса очень черными
красками» изобразил. И Берлиоз объяснил
поэту, как надо переделать поэму. Главной
мыслью, по убеждению Берлиоза, должна
стать мысль о том, что Христа вообще не
было.
Перед нами предстают
с одной стороны – чиновник от литературы,
наносящий обществу моральный и нравственный
вред, превращающий искусство в заказное
и тем калечащий вкус читателя. А с другой
– литератор поставлен в такие условия,
что вместо одухотворенных духовных поисков
занимается подтасовкой, искажениями
в литературной работе ради корыстных
целей. Общество в равной степени страдает
от обоих. В ассоциации творились темные
дела: материальные блага распределялись
не по таланту, а по знакомству. Дачи получали
генералы от литературы и т.д. Досталось
и дельцу от театральной жизни Римскому.
Этот сатирический герой больше всего
на свете боялся ответственности, но появление
Воланда заставило и его испить свою горькую
чашу. Воланд такое натворил в театре Варьете,
что перепутал все их финансовые дела.
Сатиричен образ Арчибальда Арчибальдовича,
директора писательского ресторана, который
являлся его вотчиной. Явная сатира ощущается
в описании дома Грибоедова, где размещалась
ассоциация писателей МАССОЛИТ. Автор
как бы намекает, что в доме великого гражданина
России в настоящее время процветают недостойные
люди, и хозяином стал вышеупомянутый
Берлиоз. Эти люди даже Дом просто называли
«Грибоедов», ибо они не знают никаких
нравственных рамок, за которые простому
человеку выходить стыдно, а писателю
подавно. Двери были увешаны табличками
типа «Рыбно-дачная секция». Булгаков
изображает и поведение писателей: «Ты
где сегодня ужинаешь, Амвросий? – Что
за вопрос, конечно здесь, дорогой Фока!
Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня,
что будут порционные судачки и натюрель.
Виртуозная штучка!» Это говорит поэт.
Ясно, что, кроме изысканной пищи, в литературном
доме его ничего не интересует.
Писатель критикует
творческих работников, ничего не дающих
обществу, а только тянущих из него
блага, изображает их циниками. И все это
происходит в доме Грибоедова, автора
знаменитой пьесы «Горе от ума», где он
высмеивает паразитизм и безнравственность
общества.
Булгаков-сатирик
критикует интеллигенцию, которая
трудится в разных сферах. Он выводит
на чистую воду профессора, подзабывшего
Гиппократову клятву, и специалиста «по
разоблачению ценностей».
Не забыты и
мелкие мошенники, такие, как буфетчик
с «рыбкой второй свежести» и
золотыми десятками в тайниках.
В том, что Мастер
в романе Булгакова не смог одержать
победу, – серьезное заболевание общества.
Победить такое количество негативных явлений нескольким людям не под силу. И в этом я вижу главный смысл сатирических образов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».