Роль волшебных предметов в русской народной сказке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Данная тема является актуальной, так как в наше время люди часто обращаются к истории и культуре своих предков. Современному человеку важно знать историю культуры своей страны, это даёт ему возможность лучше ориентироваться в современно Прочитав множество русских народных сказок, я заметила, что в некоторых из них есть волшебные предметы. Я заинтересовалась, каково значение, функция этих предметов в русских народных сказках. Поэтому я поставила цель познакомиться с волшебными сказками и исследовательскими работами по ним для повышения уровня интеллектуального развития. Свою задачу я вижу в изучение происхождения волшебных предметов и их назначения в русских народных сказках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ВИДЫ СКАЗОК………………………………………………………………4
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ…………………………………………………………4
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ……………………………………………………4
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА……………………………………………………..5
ПРОИЗХОЖДЕНИЕ ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ………………………5
ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗПОЛЬЗУЕМЫЕ В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ……………………………………………………………………..5
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ……………………...7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЛИЯНИЕ ВОЛШЕБСТВА НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ……..8

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

   ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

ВИДЫ СКАЗОК………………………………………………………………4

БЫТОВЫЕ СКАЗКИ…………………………………………………………4

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ……………………………………………………4

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА……………………………………………………..5

ПРОИЗХОЖДЕНИЕ ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ………………………5

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗПОЛЬЗУЕМЫЕ В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ……………………………………………………………………..5

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ  ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ……………………...7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЛИЯНИЕ  ВОЛШЕБСТВА НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ……..8 

 

   

   ВВЕДЕНИЕ 

     Прочитав  множество русских народных сказок, я заметила, что в некоторых  из них есть волшебные предметы. Я заинтересовалась, каково значение, функция этих предметов в русских народных сказках. Поэтому я поставила цель познакомиться с волшебными сказками и исследовательскими работами по ним для повышения уровня интеллектуального развития. Свою задачу я вижу в изучение происхождения волшебных предметов и их назначения в русских народных сказках.

     Данная  тема является актуальной, так как в наше время люди часто обращаются к истории и культуре своих предков. Современному человеку важно знать историю культуры своей страны, это даёт ему возможность лучше ориентироваться в современном мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВИДЫ  СКАЗОК 

     Сказка  – фольклорный и литературный жанр (наиболее известные писатели - сказочники –  А.С. Пушкин. В.А. Жуковский. К.И. Чуковский), обычно прозаический, (но может быть и поэтическим, и драматическим). Сказка отличается от других произведений тем, что в ней автор (рассказчик) и слушатель (читатель) знают, что это поэтический вымысел, игра воображения. Выделяются следующие виды сказок: о животных, волшебные, авантюрные и бытовые. 

   БЫТОВЫЕ СКАЗКИ 

     Русская сказка изобилует  бытовыми сказками. Исследователи отметили, что в  этих сказках воспроизводятся картины  обыденной жизни. Изображение быта, обычной и повседневной жизни действительно отличает эти сказки от волшебных, а отличие их от  сказок о животных заключается в том, что в  бытовых сказках по-другому выражаются обыкновенные явления. Рассказчики бытовых сказок не прибегают к иносказаниям, свойственным другим видам сказок.

     Есть  и другое, более точное название бытовых сказок -  новеллистическая сказка. Это указывает на  близость бытовых сказок к новелле, литературному жанру, возникшему в европейской литературе в эпоху средневековья.

     Новелла - это короткий рассказ о занимательном и необыкновенном бытовом происшествие.

     Примеры  бытовых сказок: «Кашица из топора», «Жена-спорщица». 

   СКАЗКА  О ЖИВОТНЫХ 

     Сказки  о животных – это те сказки, где  главные герои - животные. Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются (конечно, в измененном виде) забытые верования. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело  магическое значение. В наше время их сказывают детям. И говорится в них не о фантастических летающих   конях или золотых оленях (как в волшебной сказке), а  о повадках проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых  диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми  очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь – глуповат, заяц – пуглив,  волк - жаден, а лиса Патрикеевна хитрее хитрых, обманет кого  хочешь.

     Примеры сказок о животных: «Лиса и Волк», «Лиса и Журавль», «Теремок». 
 

   ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА 

     Отличить  волшебную сказку от других видов  сказок не всегда легко. Была попытка  принять за главное в волшебных  сказках то, что главным героем в них является человек, а не животное. Но этим признаком как критерием  пользоваться оказалось затруднительно, так как не выявляется специфика волшебных сказок. Ни одна  волшебная сказка не  обходится  без волшебного действия: в жизнь человека вмешивается то злая губительница, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила, Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей, огненный змей; и чудесные предметы: ковёр-самолёт, шапка-невидимка, сапоги-скороходы; чудесные события: воскрешение из мёртвых, обращение человека в зверя, птицу, в какой-нибудь предмет, путешествие в иное, далёкое царство. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказок.

     Примеры волшебных сказок:  «Волшебное кольцо». «Морской царь и Василиса Премудрая», «Белая голубка». 

     ПРОИЗХОЖДЕНИЕ ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 

     Остатки обрядовой  магии точно воспроизводятся  в содержании многих волшебных сказок. К сожалению, в исследовательской  литературе  нет ещё работы, которая  систематично сопоставила бы все волшебные действия  с обрядовой магией. Единственное, что пока можно сделать, это подтвердить то, что в обрядовой магии и волшебной сказке используются похожие предметы и действия. 

     ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗПОЛЬЗУЕМЫЕ В ВОЛШЕБНЫХ  СКАЗКАХ 

     Поздние сказочники дали волю поэтическому воображению  и наделили предметы и вещи такими свойствами, которых обряд не знает. Они ввели в число чудесных предметов, те которые никогда не входили в обряд. Чудесный ящик, где скрыта воинская сила: полки солдат, идущие с музыкой и под знаменами,- это выдумка какого-нибудь служивого. Это художественный вымысел. То же можно сказать и о чудесной суме, из которой выскакивают молодцы, готовые приняться за любое дело. Но, говоря о природе чудесного в сказках, необходимо отметить сохранение и в позднем фантастическом вымысле волшебных сказок некоторых свойств, идущих от магических обрядов.

     Таковы  чудесные «моложавые» яблоки, которые  в сказке возвращают человеку юность, силу и здоровье. Можно предположить, что проникновение этого чудесного предмета в волшебное повествование произошло не без влияния обрядово-магических представлений и понятий, живших в народе. До самых последних дореволюционных лет в некоторых русских селах сохранялся свадебный обычай: молодые по возвращении из церкви после венчания ели яблоко.

     В число предметов,  которые  в  магических обрядах у восточных  славян выполняли функции чудесных оберегов, входили кольцо, платок, зеркало, пояс, воск, хлеб, вода, земля, огонь, яблоко, трава, ветка, палка. Конечно, этим не измеряется количество предметов и веществ, которым человек приписывал при известных обстоятельствах чудодейственную силу, но эти предметы и вещества входили в обряды особенно часто.

     Кольцо  в сказках наделено чудесным свойством. Сказка о трех царствах говорит о медном, серебряном и золотом кольцах, в каждом из которых заключено особое царство. В сказке о чудесной рубашке кольцо, надетое на палец, обращает героя в коня, обручальное кольцо, переброшенное с руки на руку, заставляет   являться двенадцати молодцам со словами  «что прикажешь?». Герой приказывает: « Перенесите меня  вон с этой горы». И молодцы его перенесли.

     Топор во всех сказках рубит сам. Емеля-дурак говорит топору:   «По щучьему велению,  а по моему прощению, ну-тка топор руби-ка  дрова, а вы, поленья, сами кладитесь в сани и вяжитесь» И топор принялся за дело.

     Платок  в сказках обладал чудесной силой. Достаточно было бросить платок или просто махнуть им,  как образуется широко разлившееся вокруг озеро или даже море. «Иван-царевич услыхал шум, оглянулся – вот-вот  нагонит ведьма; махнул платок,  и стало глубокое озеро. Пока ведьма переплывала  озеро, Иван-царевич далеко уехал».

     Вода, частая принадлежность обрядового действия, в сказках творит чудо за чудом: она возвращает зрение, даёт молодость, исцеляет от болезней, оживляет, делает героя  сильнее самых страшных чудовищ. Есть  и такая вода, которая может обратить человека в зверя, птицу, но есть и другая, которая возвращает людям человеческий облик

     Прочитав  множество волшебных сказок, я нашла в них те самые предметы, о которых говорилось выше, зачастую они  повторяются в разных сказках. (См. приложение.). 

     ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ  ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 

     Но  не всегда волшебные предметы используются для добрых дел. Мы знаем также  сказки, в которых волшебные предметы приносят вред положительным героям.

     Порча, сглаз, напускание вреда,  словом, разнообразные виды  вредоносной магии также полно отражены в сказках. Порча в сказочном повествовании обычно осуществляется через непосредственное   соприкосновение с волшебным предметом: достаточно лишь напиться  какого-нибудь  зелья, принять  внутрь какую-нибудь  наговорённую еду, дотронуться до  наговоренного предмета и человек теряет силы, умирает. Сказка рассказывает о какой-то чудесной воде, глоток которой превращает человека в животное. В знойный день брела сестрица Алёнушка   с братцем  в далёких краях. Напился братец  из лужи и стал  козлёнком.   ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).  Также от съеденных  ягод или яблок растут на лбу рога («Рога»). 
 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   ВЛИЯНИЕ ВОЛШЕБСТВА НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ 

      В процессе своей работы  я поняла, что волшебные предметы в русской  народной сказке отражают  не только фантазию создателя, но знания им истории, обрядов, магии. Человек  как сейчас, так и в древние времена рассчитывал на помощь какого-то чуда, когда сам не мог справиться с обстоятельствами. Волшебные сказки помогали осуществить в фантазии человека его замысли и устремления. Ощущая помощь чудодейственных предметов, человек был более уверен в себе   и своём будущем. Я думаю, что даже взрослые люди верили в великую силу живой воды или золотого колечка. Волшебство помогало человеку быть сильнее, надеется на лучшее, верить в свои силы.  Удивительно, что сейчас (как говорят учёные), вода, например, и впрямь  считается чудесной. Она способна сохранят информацию на  энергетическом уровне. Не зря вода, заряженная молитвами, считается до сих пор волшебной.

        Так стоить ли говорить о  том, что даже сейчас, в двадцать первом веке влияние волшебства на жизнь людей не стало меньше. Мы так же, как наши предки верим в чудо, потому что оно даёт нам силы жить дальше. 

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 

   ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ИХ ФУНКЦИЯ  В РУССКОЙ  НАРОДНОЙ СКАЗКЕ 

Сказки   Предметы Функция Волшебных  предметов
«Молодильные яблоки и живая вода» Молодильные яблоки, живая вода Молодильные яблоки и живая вода помогают сохранить здоровье отца Ивана-царевича.
«Морской царь и Василиса   Премудрая» Живая вода, мертвая вода   Живая и  мёртвая вода используется для  оживления Ивана-царевича.
«Чудесная рубашка» Рубашка, живая вода, мертвая вода Рубашка защищает от змея Горыныча. Живая и мёртвая вода помогает оживить Ивана-царевича.
«Белая  голубка» Золотое яичко  Золотое  яичко охраняет детей царицы от злой колдуньи.
«Волшебное кольцо» Золотое кольцо Золотое кольцо помогло Мартыну построить дворец и хрустальный мост для царской дочери.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Аникин  В.А. «Русская народная сказка». М.: Просвещение 1977, – 206с.
  2. Коровина В.Я. «Литература 5 класс 1 часть» М.: Просвещение 2008, 317с.
  3. Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Чертов В.Ф. (составитель) М.: Дрофа 2004, – 492с.
  4. «Сказки русские народные» Докучаева Н.Н. (составитель), СПб.: Кристалл 1997, – 363с.

Информация о работе Роль волшебных предметов в русской народной сказке