Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:01, реферат
В ритмике ведется речь об ударном слоге или ударном гласном звуке и ритмической модели целого слова. Для обозначения ритмической модели (ритмической структуры) слова используют математическое обозначение в виде дроби, где числитель обозначает порядковый номер ударного в слове слога, а знаменатель - общее количество слогов в слове, например: для слов напад`ать - нап`адать схемы 3/3 и 2/3..
В ритмике ведется речь об ударном слоге или ударном гласном звуке и ритмической модели целого слова. Для обозначения ритмической модели (ритмической структуры) слова используют математическое обозначение в виде дроби, где числитель обозначает порядковый номер ударного в слове слога, а знаменатель - общее количество слогов в слове, например: для слов напад`ать - нап`адать схемы 3/3 и 2/3.. Наиболее известна модель ритмического строения слова в русском языке, которая получила название формула Потебни. Формула Потебни выглядит следующим образом: ...12311... С ее помощью можно описать особенности ритмической организации любого фонетического слова русского языка. Цифра 3 в формуле Потебни обозначает ударный гласный звук; цифра 2 обозначает гласный звук в первом предударном слоге или в начальном неприкрытом безударном слоге, а также гласный звук конечного безударного открытого слога; цифрой 1 обозначаются гласные звуки во всех других безударных слогах. Многоточием обозначаются слоги в многосложных словах (таким образом, эти слова могут быть любой размерности).
Для русского языка
характерно, что слово на письме
и слово в звучащей речи очень
часто не совпадают, поэтому понятие
ритмической структуры
В разных
языках для выражения ударения
используются различные
Также, во всех словах, где присутствует буква ё, ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные и сложные, составные слова (напр., трёхъя́русный).
В фонетике под словом (а точнее - фонетическим словом) подразумевается группа слогов, объединенная одним ударением. Ударный слог объединяет слоги в рамках слова тем, что качество, интенсивность и длительность гласных в безударных слогах зависят от их местоположения по отношению к этому ударному слогу. Именно эти параметры гласных звуков в слове составляют сущность явления, которое называется редукцией звука. Такой механизм образования ударения в русском языке позволяет правильно делить слитную речь на слова: на дор`ожке - н`адо р`ожки - н`а, Дор`ожкин.
Фонетическое
слово не всегда совпадает с написанным
или "словарным" словом. Сочетания
самостоятельных частей речи со служебными
считаются одним фонетическим словом,
если служебные части речи в этом
сочетании не имеют ударения, поэтому
в транскрипции эти слова пишутся вместе:
на шкаф - [нашк`аф]; под гору - [п`одгъру];
узнать бы - [узн`ат'бы]; жарко ведь [ж`аркъв'ьт'].
Внутри таких фонетических слов действуют
те же фонетические законы (ассимиляция
или диссимиляция), что и внутри любого
слова. Для удобства понимания таких сочетаний
в транскрипции иногда используют знак
"дефис": [на-ст`ол], [нъ-стал'`е]. Иногда
ударение переходит на служебное слово
- например, на предлог - тогда все гласные
полнозначного слова подчиняются законам
редукции, как и в любом фонетическом слове:
без толку [б`ес-тълку].
Целостность
и универсальность
Когда гласные звуки произносятся по-другому (меняют качество своего звучания), они могут совпасть по звучанию с каким-либо другим (ударным) гласным или не совпадать ни с одним из гласных звуков, которые встречаются в ударных слогах, т.е. могут подвергнуться и качественной, и количественной редукции в значительной степени. В этих случаях они воспринимаются как некие особые гласные звуки, не такие, как любой из основных гласных звуков русского языка.
Поскольку общий принцип редукции гласных в русском языке заключается в том, что наиболее энергично, наиболее напряженно произносится ударный слог в слове, то на долю остальных гласных выпадает в целом меньше мускульных усилий, поэтому они произносятся более ослабленно. Чем дальше от ударного слога находится гласный звук - тем менее напряженно он произносится. Ближе всего к ударному гласному произнесение гласных звуков в 1-ом предударном слоге: звуки [а], [у], [и], [ы] в этом слоге претерпевают только количественную редукцию. Исключение составляет произнесение гласного звука [а] в 1-ом предударном слоге после мягких согласных: [а] здесь произносится как звук [и]. В остальных слогах в слове энергия произнесения гласных существенно меньше, поэтому все гласные (кроме звука [у]) меняют качество своего звучания. Однако формула Потебни не совсем адекватно отражает степень редукции гласных звуков в безударных слогах, т. к. в ней не учитываются общие ритмические законы строения русского слова. Именно этими законами определяются два дополнительных правила редукции гласных звуков в русском языке. Одно из них распространяется на предударную часть слова и связано с особым положением начала слова. Второе действует применительно к заударной части слова. Оба правила регламентируют степени качественной редукции русских гласных: качественную редукцию 1-ой степени и качественную редукцию 2-ой степени.
Помимо участков речи, произносимых с большей тщательностью (к ним относятся прежде всего ударные слоги), также более энергично, напряженно произносится начало каждого слова - иногда это считается своеобразным пограничным сигналом для слов. Особенно это заметно, если первый слог слова начинается гласным звуком. Такая позиция звука в слове получила специальное обозначение - позиция абсолютного начала слова. В абсолютном начале слова наиболее напряженные и наиболее интенсивные гласные звуки (гласные верхнего и нижнего подъема), также как и в первом предударном слоге, звучат немного короче, чем в ударном слоге, однако сохраняют качество своего звучания, т. е. подвергаются только количественной редукции. Гласные среднего подъема [е] и [о] стремятся приблизиться по своему звучанию к этим гласным, звук [о] теряет свою лабиализованность и совпадает по звучанию с гласным [а], а звук [е] становятся близок к гласному [и]. Почти также они ведут себя и в первом предударном слоге. Во многом близок к абсолютному началу слова и гласный в конечном открытом слоге: здесь гласный [о] также звучит как [а]. После твердых согласных гласный звук [е] в первом предударном слоге и в конечном открытом слоге совпадает по звучанию с гласным [ы] (в беглом стиле произнесения в конце слова он может еще более потерять свое качество). Этот тип качественной редукции называется редукцией гласных 1-ой степени.
Заударная часть
слова, так же как и гласные
в непервом предударном слоге (кроме
позиций абсолютного начала и
абсолютного конца слова), в русском
языке произносится наименее энергично,
на ее долю выпадает меньше всего усилий,
особенно, если заударный слог находится
далеко от ударного. Именно поэтому заударные
многосложные окончания кажутся неразборчивыми
на слух, особенно при быстром темпе произнесения.
Вне общего контекста речи трудно понять,
о каком количестве предметов идет речь,
когда мы слышим, как говорят драпов[ъjе]
пальто: то ли драповое пальто, то ли драповые
пальто. Ослабление тональной составляющей
к концу слова косвенно подтверждается
также и тем, что согласные звуки на конце
слов в русском языке (если только это
не сонорные звуки) могут быть только глухими.
В заударной
части слова (кроме позиции в
конечном открытом слоге) гласные звуки
претерпевают наибольшие изменения, как
количественные, так и качественные,
так что на слух они воспринимаются
как очень короткие гласные неопределенного
качества. Исключение составляет лабиализованный
гласный верхнего подъема [у] , который
во всех позициях сохраняет свое качество.
Такие же изменения происходят с гласными
в предударной части слова в непервом
предударном слоге и не в абсолютном начале.
Поскольку они претерпевают наибольшие
изменения (как количественные, так и качественные),
говорят, что они подвергаются качественной
редукции гласных 2-ой степени. В этих позициях
гласные звуки становятся очень короткими
и по своей артикуляции приближаются к
гласным звукам среднего ряда и среднего
подъема. Для обозначения этих звуков
в транскрипции используются специальные
знаки: [ъ] (произносится ер) - для
гласных звуков после твердых согласных
- [ь] (произносится ерь) - для гласных
звуков после мягких согласных.
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Институт
филологии и искусств
Особенности
русской ритмики.
Выполнила:
студентка группы 1087
Хазова Д.
Проверила:
Кокушкина
Э.В.