Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:23, лекция
Фактические - любая неточность в содержании высказывания - искаженная цитата, неверная дата, имена собственные, ошибки в пересказе, описании факта и т.д.
Речевые ошибки
Фактические - любая
неточность в содержании высказывания
- искаженная цитата, неверная дата, имена
собственные, ошибки в пересказе, описании
факта и т.д.
Логические - передача мысли в такой словесной форме, которая противоречит законам логики:
А) неоднозначность;
"Стадион запустили" - то ли начал работать, то ли зарос травой.
Б) противоречивость;
У писателя не было детей, но живы его внуки.
В) непоследовательность;
Чапаев был очень смелый. Он даже пел песни.
Г) абсурдность;
Захар ходил в сером
жилете с широкими и густыми бакенбардами.
Собственно-речевые -
нарушают правильность речи, ее точность,
выразительность, чистоту, образность,
богатство, уместность и краткость.
Разновидности
собственно-речевых ошибок:
- орфографические
и пунктуационные погрешности (неправильное
написание слова или знаков пунктуации);
- орфоэпические
и акцентологические (
- лексические:
А) ненормативное словоупотребление - употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении:
Пришли порядка (около)
Яблоня покрылась белым саваном (цветом).
Б) семантическая несочетаемость:
Сережа Иванов - художественное существо.
В) паронимия - сходные по звучанию, но различные по смыслу слова:
Апрель - месяц - период массивного прилета птиц.
Г) плеоназм - неоправданное употребление однозначных единиц языка:
Пушкин самый величайший поэт.
Д) анахронизм - немотивированное объединение лексики разных эпох:
На шее у
каждого раба висела его техническая
характеристика.
- фразеологические - искажение фразеологизмов:
А) искажение устойчивого словосочетания в следствие незнания его значения:
Мы готовы идти за ни в огонь и в пламя (в воду).
Б) фразеологическая несочетаемость:
Ты что молчишь, как рыба об лед?
Уши у него торчат кто куда.
Раненый хотел пить как резаный.
В) плеоназм - избыточность:
Он дал торжественную
- словообразовательные - неумелое словотворчество:
У нее был вспыхчивый характер;
Много раз страдальная планета.
- морфологические - неумелое образование грамматических форм рода, числа, падежа и т.д. или ошибочное их употребление:
Нерп (нерпа) тихо поплыл к берегу.
В обоих (обеих) ссылках
поэт много работает.
- синтаксические:
А) смешение прямой и косвенной речи:
Больной нацарапал, что я (он) умираю (умирает).
Б) ошибочный порядок сов или предложений:
После совершения убийства Раскольников мучиться, терзается, и хоть считает себя правым.
В) неверное грамматическое оформление однородных компонентов:
Лучше быть убитым, чем полоненному.
Г) ненормативные синтаксические связи слов или предложений:
Остается только поражаться тем (тому), что такая деятельность всех устраивает.
Д) независимый деепричастный оборот:
Проверяя контрольную, в ней было много ошибок.
Играя на фортепиано, его голова склонялась все ниже.
Е) соподчинение слов, требующих дополнений в разных грамматических формах:
Здесь каждый может
узнать и увидеть о всех новинках.
- стилистические ошибки:
А) неоправданное, немотивированное использование единиц разных стилей в одном контексте:
Мам, а куры употребляют в пищу червячков?
Русь отбивалась от печенегов и прочей дряни.
Намеренно: изобразительно-выразительный эффект.
Ненамеренно: речевая ошибка.
Б) неоправданное объединение в одном контексте слов разной стилистической оценки:
Уже с детства Пушкин занимался писаниной.
В) немотивированные повторы.
Г) речевые штампы
- единицы, которые от частого употребления
потеряли выразительность, превратившись
в казенные слова. Например: "широкий
отклик", "люди преклонного возраста".
Лекция проф.
С.Г. Чернобрывец 2010 г.
Частые ошибки
Как читатель с
большим опытом, хочу отметить особенно
часто встречающиеся и режущие глаз ошибки.
Смею надеяться, кому-нибудь это поможет:
1) "парУ месяцев/дней/лет/мгновений
и т.д.". Это не устойчивое несклоняемое
сочетание, это основное слово "пара"
(т.е. 2 штуки), дополненное определением
- чего именно 2 штуки. Поэтому слово "пара"
(женского рода) должно склоняться: прошла
пара дней, подождать пару минут, речь
идет о паре месяцев. Второе слово всегда
стоит в родительном падеже множественного
числа.
2) "скучать ЗА
мамой/папой/ и т.д.". В литературном
русском языке скучают по кому/чему.
3) "привЕдение".
Слово пишется через Е (от "вести",
т.е. "приводить") в наукообразных
выражениях вроде "приведение к общему
знаменателю". Если же речь идет о призраке,
то это привИдение от слова "видеть".
4) "по ходу".
Это сейчас почему-то используется в разговорной
речи вместо "похоже". А вообще-то
применяется для выражений "разобраться
по ходу дела" и "сидеть по ходу поезда".
5) Слово "конечно" всегда
должно отделяться запятыми: "конечно,
да", "конечно, нет", "да, конечно",
"нет, конечно". Единственное исключение
- когда это краткая форма прилагательного:
"данное состояние конечно" (т.е. является
конечным). Но я как-то слабо представляю
себе использование этого выражения в
художественной литературе, так что если
кто сомневается - лучше пусть ставит запятую
всегда, в процентном отношении ошибок
будет меньше.
6) Обращения всегда
должны отделяться запятыми: "Саша,
идем", "Идем, Саша, погуляем". Если
вместо имени используется другое слово,
оно все равно является обращением и отделяется
запятыми: "Идем, мелкий, погуляем".
7) "в виду" и "в
следствие". Если "корабль стоял в
виду берега", то писать надо раздельно.
А если "ввиду того, что", то "ввиду"
- наречие и пишется слитно. Это же относится
и к "вследствие", в частности - "вследствие
некоторых причин".
8) "в течениИ".
Если речь идет о времени, то пишется "в
течениЕ". "И" ставится на конце,
если "в течении жидкости было что-то
странное".
9) "ищЕте" и
"ищИте". "Ищете" произносится
с ударением на первом слоге, отвечает
на вопрос "Что делает(е)?". "Ищите"
произносится с ударением на втором слоге
и является повелительным наклонением.
Пример использования: "Вы ищете что-то
нужное? Ищите старательнее". Не буду
углубляться в тайны глаголов 1-го и 2-го
спряжения, они подробно описаны в школьном
учебнике и занимают не больше страницы.
10) "ться" и
"тся". Еще одна глагольная хитрость.
Если глагол отвечает на вопрос "что
(с)делать", то пишется с мягким знаком,
если на вопрос "что (с)делает" - без
мягкого знака. Проблема, видимо, в "обороте
на себя". Могу рекомендовать в спорных
случаях вместо сомнительного глагола
пробовать подставить глагол "идти".
Тогда "он смущается" переходит в
"он идет", "он смутится" в "он
пойдет", а "он начал смущаться"
в "он начал идти". Тоже, конечно, требует
практики, но хоть что-то.
11) Есть сомнения
насчет запятых? Не спеша проговорите фразу.
Знаки препинания располагаются в местах
интонационных пауз.