Речевые ошибки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:23, лекция

Описание работы

Фактические - любая неточность в содержании высказывания - искаженная цитата, неверная дата, имена собственные, ошибки в пересказе, описании факта и т.д.

Работа содержит 1 файл

Речевые ошибки.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Речевые ошибки    

Фактические - любая неточность в содержании высказывания - искаженная цитата, неверная дата, имена собственные, ошибки в пересказе, описании факта и т.д.   

Логические - передача мысли в такой словесной форме, которая противоречит законам логики: 

А) неоднозначность;  

"Стадион запустили" - то ли начал работать, то ли  зарос травой. 

Б) противоречивость;  

У писателя не было детей, но живы его внуки. 

В) непоследовательность;  

Чапаев был  очень смелый. Он даже пел песни. 

Г) абсурдность;  

Захар ходил в сером жилете с широкими и густыми бакенбардами.    

Собственно-речевые - нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность, богатство, уместность и краткость.   

Разновидности собственно-речевых ошибок:   

- орфографические и пунктуационные погрешности (неправильное написание слова или знаков пунктуации);    

- орфоэпические  и акцентологические (неправильное ударение и произношение);   

- лексические: 

А) ненормативное  словоупотребление - употребление слова  в несвойственном ему в литературном языке значении: 

Пришли порядка (около) тридцати человек. 

Яблоня покрылась  белым саваном (цветом). 

Б) семантическая  несочетаемость: 

Сережа Иванов - художественное существо. 

В) паронимия - сходные  по звучанию, но различные по смыслу слова: 

Апрель - месяц - период массивного прилета птиц. 

Г) плеоназм - неоправданное  употребление однозначных единиц языка:  

Пушкин самый величайший поэт. 

Д) анахронизм - немотивированное объединение лексики  разных эпох: 

На шее у  каждого раба висела его техническая характеристика.   

- фразеологические - искажение фразеологизмов: 

А) искажение  устойчивого словосочетания в следствие  незнания его значения: 

Мы готовы идти за ни в огонь и в пламя (в воду). 

Б) фразеологическая несочетаемость: 

Ты что молчишь, как рыба об лед? 

Уши у него торчат кто куда. 

Раненый хотел  пить как резаный. 

В) плеоназм - избыточность:  

Он дал торжественную Аннебалову клятву.   

- словообразовательные - неумелое словотворчество: 

У нее был вспыхчивый характер;  

Много раз страдальная планета.    

- морфологические - неумелое образование грамматических форм рода, числа, падежа и т.д. или ошибочное их употребление: 

Нерп (нерпа) тихо поплыл к берегу. 

В обоих (обеих) ссылках поэт много работает.   

- синтаксические:  

А) смешение прямой и косвенной речи: 

Больной нацарапал, что я (он) умираю (умирает). 

Б) ошибочный  порядок сов или предложений: 

После совершения убийства Раскольников мучиться, терзается, и хоть считает себя правым. 

В) неверное грамматическое оформление однородных компонентов: 

Лучше быть убитым, чем полоненному. 

Г) ненормативные  синтаксические связи слов или предложений:  

Остается только поражаться тем (тому), что такая деятельность всех устраивает. 

Д) независимый  деепричастный оборот: 

Проверяя контрольную, в ней было много ошибок. 

Играя на фортепиано, его голова склонялась все ниже. 

Е) соподчинение слов, требующих дополнений в разных грамматических формах: 

Здесь каждый может  узнать и увидеть о всех новинках.   

- стилистические  ошибки: 

А) неоправданное, немотивированное использование единиц разных стилей в одном контексте: 

Мам, а куры употребляют в пищу червячков? 

Русь отбивалась от печенегов и прочей дряни. 

Намеренно: изобразительно-выразительный  эффект. 

Ненамеренно: речевая  ошибка. 

Б) неоправданное  объединение в одном контексте слов разной стилистической оценки: 

Уже с детства  Пушкин занимался писаниной. 

В) немотивированные повторы. 

Г) речевые штампы - единицы, которые от частого употребления потеряли выразительность, превратившись в казенные слова. Например: "широкий отклик", "люди преклонного возраста".     
 
 

Лекция проф. С.Г. Чернобрывец 2010 г.   
 

Частые ошибки      
 
 

Как читатель с  большим опытом, хочу отметить особенно часто встречающиеся и режущие глаз ошибки. Смею надеяться, кому-нибудь это поможет:    

1) "парУ месяцев/дней/лет/мгновений и т.д.". Это не устойчивое несклоняемое сочетание, это основное слово "пара" (т.е. 2 штуки), дополненное определением - чего именно 2 штуки. Поэтому слово "пара" (женского рода) должно склоняться: прошла пара дней, подождать пару минут, речь идет о паре месяцев. Второе слово всегда стоит в родительном падеже множественного числа.   

2) "скучать ЗА мамой/папой/ и т.д.". В литературном русском языке скучают по кому/чему.   

3) "привЕдение". Слово пишется через Е (от "вести", т.е. "приводить") в наукообразных выражениях вроде "приведение к общему знаменателю". Если же речь идет о призраке, то это привИдение от слова "видеть".    

4) "по ходу". Это сейчас почему-то используется в разговорной речи вместо "похоже". А вообще-то применяется для выражений "разобраться по ходу дела" и "сидеть по ходу поезда".    

5) Слово "конечно" всегда должно отделяться запятыми: "конечно, да", "конечно, нет", "да, конечно", "нет, конечно". Единственное исключение - когда это краткая форма прилагательного: "данное состояние конечно" (т.е. является конечным). Но я как-то слабо представляю себе использование этого выражения в художественной литературе, так что если кто сомневается - лучше пусть ставит запятую всегда, в процентном отношении ошибок будет меньше.   

6) Обращения всегда должны отделяться запятыми: "Саша, идем", "Идем, Саша, погуляем". Если вместо имени используется другое слово, оно все равно является обращением и отделяется запятыми: "Идем, мелкий, погуляем".    

7) "в виду" и "в следствие". Если "корабль стоял в виду берега", то писать надо раздельно. А если "ввиду того, что", то "ввиду" - наречие и пишется слитно. Это же относится и к "вследствие", в частности - "вследствие некоторых причин".   

8) "в течениИ". Если речь идет о времени, то пишется "в течениЕ". "И" ставится на конце, если "в течении жидкости было что-то странное".   

9) "ищЕте" и "ищИте". "Ищете" произносится с ударением на первом слоге, отвечает на вопрос "Что делает(е)?". "Ищите" произносится с ударением на втором слоге и является повелительным наклонением. Пример использования: "Вы ищете что-то нужное? Ищите старательнее". Не буду углубляться в тайны глаголов 1-го и 2-го спряжения, они подробно описаны в школьном учебнике и занимают не больше страницы.    

10) "ться" и "тся". Еще одна глагольная хитрость. Если глагол отвечает на вопрос "что (с)делать", то пишется с мягким знаком, если на вопрос "что (с)делает" - без мягкого знака. Проблема, видимо, в "обороте на себя". Могу рекомендовать в спорных случаях вместо сомнительного глагола пробовать подставить глагол "идти". Тогда "он смущается" переходит в "он идет", "он смутится" в "он пойдет", а "он начал смущаться" в "он начал идти". Тоже, конечно, требует практики, но хоть что-то.   

11) Есть сомнения  насчет запятых? Не спеша проговорите фразу. Знаки препинания располагаются в местах интонационных пауз.    
 
 

Информация о работе Речевые ошибки