Речевые характеристики героев поэмы «Мертвые души»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:21, реферат

Описание работы

Цель реферата: изучение речевых характеристик героев произведения. Задачи: 1) посмотреть как при помощи речевых характеристик раскрываются индивидуальность и характер героев, их поведение в той или иной ситуации, 2) проследить, как с помощью речевых характеристик раскрывается могучая сила гоголевского реализма.

Содержание

Введение.
II. Основная часть.
Речевые характеристики героев поэмы «Мертвые души»
1) Речевая характеристика Манилова.
2) Речевая характеристика Собакевича.
3) Речевая характеристика Коробочки.
4) Речевая характеристика Ноздрева.
5) Речевая характеристика Плюшкина.
6) Речевая характеристика Чичикова.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

доклад литературоведение.docx

— 56.19 Кб (Скачать)

Речь Чичикова у Коробочки совсем иная, потому что Коробочка не похожа на Манилова. Сам автор замечает, что с Коробочкой Чичиков, «несмотря  на ласковый вид, говорил, однако же, с  большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». Ловкость и сметливость помогли Чичикову быстро определить характер Коробочки, и он иным способом разговаривает  с ней. Автор, следя за своим героем, повторяет: «Чичиков... решился вовсе не церемонится». Не желая ничем стеснять хозяйку, извинившись за беспокойство неожиданным приездом, Чичиков и здесь, разумеется, показывает необходимую вежливость и называет Коробочку несколько раз почтительно «матушка». Учтивость Чичикова по отношению к заботливой хозяйке проявляется и в том, что утром он считает нужным спросить: «Вы как, матушка?» (почивали). Когда Коробочка рекомендует ему себя, он вежливо благодарит хозяйку: «Покорнейше благодарю». После совершения сделки, доставившей ему много хлопот (недаром он был «весь в поту»), Чичиков вновь входит в учтивый тон любезного гостя: «У вас, матушка, блинцы очень вкусны», и прибегает к неоднократным повторам, в которых выражается его нетерпение уехать, так как делать ему теперь здесь больше нечего: «заложат... заложат»; «не забуду, не забуду»; «купим, купим, всего купим, и свиного сала купим»; «хорошо, хорошо», «будет, будет готова»45.

Любопытно отметить, что Чичиков,- стараясь учтивым обращением расположить к себе старуху, в тех же интересах пытается местами в разговоре попасть в тон ей. Вот примеры. Когда Коробочка угощает Чичикова и говорит: «А с чем прихлебнёте чайку? Во фляжке фруктовая», - он подхватывает это просторечное слово: «Хлебнём и фруктовой».46.  

Когда Коробочка спрашивает его: «Ведь  вы, я чай, заседатель?», - Чичиков  опять же поддерживает разговор, вставляя типичное для хозяйки словцо: «Чай, не заседатель». Поняв, что перед ним патриархальная, религиозная старуха (это она уже не раз обнаружила в своей речи), Чичиков решил сыграть и на этой струнке хозяйки и использовал её набожность как раз в самый ответственный момент; именно перед самой просьбой о продаже мёртвых душ он выражает сочувствие своей собеседнице словами, взятыми из её же лексикона: «на всё воля божья»; «против мудрости божией ничего нельзя сказать». Непонятливую, упрямую старуху Чичиков старается убедить в неотложности сделки, отсюда в его речи следующие .выражения: «Ну, теперь ясно?» «В них есть в самом деле какой-нибудь прок?» «Понимаете ли вы это?» «Эх какие вы! Что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах». Чичиков старается усовестить Коробочку: «Страм, страм, матушка! просто страм. Ну, что вы это говорите». «Эк куда хватили»47. Упрямая старуха выводит Чичикова из себя, и с его уст слетают бранные эпитеты в её адрес: «Ну, баба, кажется, крепколобая»; «эк её, дубинноголовая какая»; «проклятая старуха». Правда, все эти выражения Чичиков всё же держит «про себя». Но, наконец, чаша терпения переполняется, Чичиков теряет равновесие и всякую благопристойность, хвативши в сердцах стулом об пол и посуливши хозяйке черта, и прибегает к грубым и оскорбительным выражениям: «Да пропади они и околей со всей вашей деревней». «Словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене: и сама не ест сена и другим не даёт»48. Какая разница в сравнении с речью Манилове!

С Ноздревым Чичиков ведёт себя очень осторожно, зная его разбитную  и бесцеремонную натуру, и это  сказывается с первых его слов. Он не хочет ехать к Ноздрёву, так как это будет пустой потерей времени (за что он и досадует на себя), не желает рассказывать, куда держит путь.

Поэтому он, чтобы как можно меньше привлечь внимания к своим словам, говорит: «А я к человеку к одному», и только  дальнейшими  домогательствами Ноздрёв вынуждает его сказать правду.

То же самое, только в более развёрнутой форме, наблюдаем мы и позднее, когда Чичиков приступает к сделке. Ясно видно желание Чичикова каким-то образом обуздать сутяжного и нечестного Ноздрева. Однако последовавший классический разговор между Чичиковым и Ноздревым - доказательство того, как Чичиков попал в лапы сутяги Ноздрёва. Ноздрёв издевается и смеётся «ад ним, оскорбляет его. Ничего не узнавшему относительно своей просьбы Чичикову остаётся только обижаться и защищать своё попранное достоинство: «Однако ж это обидно! почему я непременно лгу?» «Всему есть границы, если хочешь пощеголять подобными речами, так ступай в казармы»49. Вся дальнейшая сцена Чичикова с Ноздревым представляет собой стремление Чичикова всеми силами избавиться от всяких покупок, мены, игры в карты, пока, наконец, Ноздрёв не уговорил его играть в шашки. И речь Чичикова - это различные варианты его отказов: «Не нужен мне жеребец». «Да зачем мне собака? я не охотник». «Не хочу, да и полно». «Вовсе не охотник играть». И лишь когда Ноздрёв нечестной игрой в шашки задел личное достоинство Чичикова, он настойчиво защищает себя: «Я имею право отказаться (от игры), потому что ты не так играешь, как прилично честному человеку»; «партии нет возможности оканчивать»; «если б ты играл, как прилично честному человеку». В последних двух выражениях слышится незаконченность мысли, вызванная естественной робостью Чичикова перед хозяином, наступавшим на него с чубуком в руках.

Совершенно иначе чувствует  себя Чичиков у Собакевича, хозяина  сметливого и сурового, давящего своим присутствием. Нужно отметить, что Чичиков, более обходительный, чем Собакевич, вынужден был первым заговорить, видя, что «никто не располагается начинать разговора».  Не только осторожно, дипломатично, но даже робко подходит Чичиков' к сделке с Собакевичем. Когда Собакевич приготовился слушать, «в чём, было дельце», «Чичиков начал как-то очень отдалённо, коснулся вообще всего русского государства,... сказал, что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончившие жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места 'Множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма», т. е начал той витиеватой, казённо-книжной речью, какой он умел говорить и производить бесспорно выгодное впечатление на слушателей. Чичиков понимает, что с Собакевичам нельзя говорить попросту, что его кулацкая натура хорошо знакома со всякими чиновничьими тонкостями, что с ним нужно вести себя официально, осторожно и дипломатично. Не случайно отсюда и «несуществующие» души вместо «умершие» - это сказано и осторожно, и мягко. Характерно, что Чичиков повторяет это определение и после того, как Собакевич прямо и резко назвал их «мёртвыми». Сделка ведётся так, что Чичиков попал сразу как бы в кулацкие тиски Собакевича, быстро понявшего смысл предстоящей сделки и возможность выгоды. Чичиков продолжает разговор в том же осторожном стиле: «А если найдутся, то вам, без сомнения..., будет приятно от них избавиться?» На что Собакевич столь же лаконично отвечает: «Извольте, я готов продать». Чичиков: «Хотя, впрочем, это конечно такой предмет..., что о цене даже странно...». Но Собакевич тем же тоном отрезает: «По сту рублей за штуку»50.

Первую скрипку в сделке ведет  Собакевич, и Чичикову удаётся вставить лишь отдельные осторожные реплики с целью несколько осадить, образумить увлёкшегося, прижимистого торгаша. «Согласитесь сами: ведь это тоже и не люди». «Ведь души-то самые давно уже умерли, остался один не осязаемый чувствами звук». «Это ведь мечта». «Ведь предмет просто: фу-фу. Что ж он стоит? кому нужен?»51. Внешне Чичиков соблюдает выдержку и корректность, про себя же он награждает Собакевича множеством бранных слов (экой кулак; подлец; кулак, кулак, да ещё и бестия в придачу; чертов кулак).

Плюшкин всем своим видом и недружелюбной  встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог  придумать, с чего начать разговор. 

С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него такой цветистой речью, в которой соединялись бы и почтение к хозяину, и обходительность самого Чичикова и его умение облечь свои мысли в приличную для культурного человека книжную форму. Первоначальный вариант намечен был Чичиковым такой: «Наслышась о добродетели и редких свойствах души (хозяина), ...почёл долгом принести лично дань уважения»52. Вариант этот был мгновенно отвергнут, так как эти было уже слишком. Нравственно-психологический характер своего «вступления» Чичиков заменяет хозяйственным (это и конкретнее, и ближе к делу) и говорит, что, «наслышась об экономии его и редком управлении имениями, ...почёл за долг познакомиться я принести лично своё почтение». Когда Плюшкин с первых же слов показывает раздражение и начинает жаловаться на свою бедность, Чичиков ловко поворачивает разговор к своей цели: «Мне, однако ж, сказывали, что у вас более тысячи душ». И следующую жёлчную реплику Плюшкина, где тот невольно коснулся горячки, которая выморила у него мужиков, т. е. как раз темы, интересующей гостя, Чичиков умело подхватывает и опять-таки ведёт прямо к тому, что ему нужно, но внешне сочетает это с выражением участия: «Скажите! и много выморила?» Чичиков   торопится   узнать   число   и  не   может скрыть радости от предстоящей наживы. Отсюда поток вопросительных предложений:   «Сколько числом.. Нет... Вправду? Целых сто двадцать?»53.

Недаром Гоголь дважды здесь говорит  о Чичикове так: «Изъявил готовность». Один раз Чичиков даже буквально  повторяет слова Плюшкина: «По  две копеечки пристегну, извольте».

Таким образам, наблюдения над речью  Чичикова, как и других главных  героев поэмы, убеждают в том огромном мастерстве, которым обладал Гоголь при обрисовке персонажей средствами их индивидуальной речевой характеристики.

III. Заключение.

Речевые  характеристики героев Гоголя, ярко показывают полное оскуднение людей, которые замыкаются в своем обособленном существовании. Писатель раскрывает омерзительный облик мещанства и хищнического накопительства,  сурово обличают бюрократическое чванство, корыстолюбие, зазнайство, показывает холодный эгоизм героев, которые живут за «чужой счет», власть вещей, которая делает человека своим рабом.

В «Мертвых душах» все общественные слои того времени – помещики, чиновники, предприниматели – изображены с  невиданной до того силой правды, срывании всех масок. Многие действующие лица поэмы получили  настолько обобщенное значение, что они актуальны и в наше время.

Глубокая идейность гоголевских  творений, их самобытность, исключительное богатство и разнообразие языка. В этом заключается величайшая сила таланта писателя. Да, язык Гоголя действительно  полон жизни и оригинальности. Это живой язык разных слоев российского  населения.

Автор умело вступает в разговор с читателем: « Много совершалось  в мире  заблуждений, часто человечество сворачивало с прямого пути, а потом смеялось над своими заблуждениями, но опять текущее поколение самонадеянно начинает ряд новых заблуждений, над которыми потом также посмеются потомки». Он считает иронию характерной особенностью русской литературы: - « У нас у всех много иронии, она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительней, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости»61.  Именно сатирическая ирония в устах героев и самого автора помогает обнажать объективные противоречия действительности.

А действительность николаевской России сама по себе столь невероятна, отношения  между людьми так искажены, что  в этом мире совершаются самые  невероятные, самые неправдоподобные с точки зрения здравого смысла события. Белинский, рассуждая о слоге  Гоголя, писал « Он не пишет, а  рисует, его фраза, как живая картина, мечется в глаза читателю, поражая  его своею яркою верностью  природе и действительности»62. Поэтому мы можем сказать, что индивидуальная речь персонажей поэмы убеждает нас в изумительном мастерстве автора делать язык героя одним из самых сильных средств его характеристики. 

Работа над данным рефератом  обогатила мои знания о таланте  Н.В.Гоголя – великого художника-реалиста, непревзойденного мастера слова.   Теперь мне более понятны преклонения Гоголя перед богатырской натурой своего народа и перед могучим русским языком.  Получил более полное представление о жизни простых людей  николаевской  России, о нравах чиновников, о бесправной жизни крепостных крестьян. И в этой действительности помогает разобраться живой язык разных слоев российского населения. Я думаю, что слово правды, выстраданной Гоголем, остается живой картиной мерзости, в которой жили лучшие люди нашей Родины, искавшие дорогу, на которую мог бы выйти задавленный гнетом русский народ.

IV. Список использованной литературы.

1.     С.Машинский .  «Мертвые души» Н.В. Гоголя.     

 М. Просвещения . Москва 1966г.

2.     Е.С. Смирнова - Чикина .  Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».

М.Просвещения . Москва 1952г.

3.     П.К. Боголепов.  Язык поэмы Н.В .Гоголя «Мертвые души».

М.Просвещения. Москва 1952г.

4.     Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников.

М.Просвещения . Москва 1951г.


Информация о работе Речевые характеристики героев поэмы «Мертвые души»