Рецензия по произведению М. Горького «На дне»

Автор: Николай Уткин, 20 Сентября 2010 в 21:19, творческая работа

Описание работы

В конце 19 – начале 20 века Россия испытывала серьезнейшую социально-экономическую ломку. Страна стремительно двигалась по пути капитализма, догоняя ушедшие вперед европейские страны. Это было не возможно без пересмотра общественных и нравственных ценностей, и прогресс общества всегда ломает множество судеб «маленьких людей». М. Горький в пьесе «На дне» обратился к теме «бывших людей», выброшенных обществом за пределы нормального существования, утративших надежду, обреченных. Философская глубина и острота пьесы в том, что Горький не просто рассказывает о страшном существовании обитателей ночлежки, их пропащей жизни, но и ставит один из важнейших вопросов, актуальных в любое время: возможен ли выход для тех, кто потерял веру в жизнь, каким он может быть и где искать опору, если реальность беспощадно сталкивает тебя на дно.

Работа содержит 1 файл

Рецензия НА ДНЕ.doc

— 42.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рецензия  по произведению М. Горького «На дне»

Выполнил  ученик группы СМ-21

Уткин Николай 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  В конце 19 – начале 20 века Россия испытывала серьезнейшую социально-экономическую ломку. Страна стремительно двигалась по пути капитализма, догоняя ушедшие вперед европейские страны. Это было не возможно без пересмотра общественных и нравственных ценностей, и прогресс общества всегда ломает множество судеб «маленьких людей». М. Горький в пьесе «На дне» обратился к теме «бывших людей», выброшенных обществом за пределы нормального существования, утративших надежду, обреченных. Философская глубина и острота пьесы в том, что Горький не просто рассказывает о страшном существовании обитателей ночлежки, их пропащей жизни, но и ставит один из важнейших вопросов, актуальных в любое время: возможен ли выход для тех, кто потерял веру в жизнь, каким он может быть и где искать опору, если реальность беспощадно сталкивает тебя на дно.

  Пьеса открывается развернутым сравнением, воспроизводящим подвал, похожий на пещеру. Упоминание последней не случайно. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной, доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Далее тут упоминаются тяжелые каменные своды, которые словно давят на людей, "желая" их пригнуть, принизить. Я живо представляю себе нары, на которых лежит Сатин, склонный гордиться своими лохмотьями. Я вижу слева маленькую каморку, отгороженную ситцевым пологом, за которым лежит больная, умирающая Анна. Где-то справа другая каморка, принадлежащая вору Ваське Пеплу, имеющему возможность жить отдельно, независимо. В центре за наковальней копошится бывший рабочий Клещ и что-то напряженно чинит своим инструментом. Отчетливо вижу Бубнова, картузника. Перед моим взором предстает Актер, страдающий от алкоголизма; Барон, вечно бранящийся с проституткой Настей; Татарин с подвязанной раненой рукой.

  Жизнь обездолила всех этих людей. Она лишила их права на работу, как Клеща; на семью, как Настю; на благополучие, как Барона; на профессию, как Актера. Этих людей, которые так любят свободу, жизнь по существу лишила и этого блага. И не случайно ночлежку свою они воспринимают как тюрьму, распевая в своей песне: "Солнце восходит и заходит, а в тюрьме моей темно". И далее: "Днем и ночью часовые стерегут мое окно".

    В  этих условиях ни о какой  свободе не может идти речь. Но что это за "часовые", о  которых поется в этой скорбной  песне? Здесь содержится намек  на хозяев жизни, угнетающих  этих обездоленных людей и  высасывающих из них последние  соки. Таков, например, Михаил Костылев, содержатель ночлежки. В первом действии пьесы, повстречав Клеща, он произносит: "Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь? Надо будет накинуть на тебя полтинничек". И тогда Клещ бросает ему негодующие слова: "Ты петлю на меня накинь, да и задави".

    Горький  здесь использует игру слов, опирается  на многозначность слова "накинуть". В этом обмене репликами в  Костылеве обнаруживается характер  хищника, спрута. Костылев может много рассуждать на религиозные темы, говорить о масле в лампаде и набожно вздыхать. Но вся эта набожность мгновенно улетучивается, когда он оказывается один на один со своей жертвой. Тогда он может неистово топать ногами и истерически кричать: "Поганая нищая шкура..." Ценность человека для этого мещанина определяется наличием у него собственности, капитала. А раз его нет у его жены, то в ее адрес могут сыпаться подобные оскорбления. Тем более это относится к обитателям ночлежки, у которых часто пятака нет за душой. Поэтому их можно топтать, унижать, гнать. Своей елейной речью и повадками паука-кровопийцы Костылев чем-то напоминает Иуду.

  Родственна хозяину ночлежки и его жена — жадная, грубая, злобная и жестокая Василиса. Свою озлобленность на мужа она нередко выливает на своего любовника Ваську Пепла, увлекшегося ее сестрой Наташей, и на других ночлежников, которых она люто ненавидит. Достаточно вспомнить, как набрасывается она на гармониста Алешку: "Я тебе сказала, чтобы духу твоего здесь не было", а, обращаясь к Насте, она вопрошает: "Ты что тут торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего стоишь пнем? Мети пол!" Не случайно Буйнов дает ей такую обобщенную характеристику: "Сколько в ней зверства, в бабе этой". Да, это именно зверства. Об этом же свидетельствуют и поступки Василисы. Из ревности она обваривает кипятком и калечит робкую Наташу, свою сестру, а Ваську Пепла, удачно использовав для расправы над мужем, спроваживает на каторгу. Всех разметала, всем отомстила.

   Власть этих хозяев жизни надежно охраняют такие, как полицейский Медведев, обитающий в ночлежке и считающий, что нужно всех и вся бить "для порядку". Вот они, те часовые, которые денно и нощно стерегут окно той "тюрьмы", в которой по многим жизненным обстоятельствам оказались заключенными обитатели "дна".

    Но  все эти персонажи предстают у Горького не только как жертвы царящей несправедливости, но и как яркие, неповторимые натуры, как люди, способные о чем-то думать, мудро размышлять, мечтать. Так, Актер мечтает о том, чтобы вылечиться от алкоголизма и, может быть, снова вернуться на сцену, где он когда-то так блистал. У него было особое, артистическое имя - Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, ныне к нему обращаются только с кличкой Актер, но все равно он мечтает о сценической славе.

    Вот  и Настя лелеет свою мечту.  Ей грезится французский студент  по имени Рауль, о котором  она прочитала в книжке "Роковая  любовь" и которого она страстно  любит. Правда, она иногда путает  его имя и называет Га-стоном, а тут еще Барон потешается над нею: какая, дескать, у нее, у проститутки, может быть любовь к студенту? Но все равно она мечтает.

    Клещ  смутно надеется вырваться из  ночлежки и вновь начать жизнь  рабочего человека. Он люто ненавидит  праздных ночлежников, называет их рванью и золотой ротой, ему глядеть на них стыдно. Правда, в осуществлении этой мечты серьезной помехой является его больная жена, которая, словно цепями, приковала его к подвалу. Но все-таки он надеется...

    Сокровенное желание есть и у Анны, на долю которой выпали бесконечные муки и/страдания. С душевной болью она произносит: "Не помню, когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась, всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... всю жизнь в отрепьях ходила... Всю мою несчастную жизнь". Тем не менее измученная Анна смутно надеется пожить еще немного, ради чего она готова еще потерпеть.

    Васька  Пепел мечтает о свободной  и раздольной жизни, когда его  не будут называть презренной  кличкой "Вор", когда он сможет жениться на Наташе и уехать с нею. Он желает так жить, "чтобы самого себя можно мне было уважать". Однако в самом его прозвище "Пепел" заключен двойной смысл. С одной стороны, подчеркивается его основательная уже испепелен-ность, а с другой — дается намек на какие-то живые искры, а может быть, и пламя надежды, таящееся под этим пеплом.

  Лишь два персонажа, находящиеся в этой ночлежке, явно не склонны о чем-либо мечтать: это Бубнов, подверженный "злющему запою", и Барон, у которого все осталось в прошлом. Примечательна фамилия это го Барона, который, как и Актер, давно утратил свое имя. В момент особого пьяного возбуждения он неожиданно вспоминает, что дед его звался Густав Дебиль. С одной стороны, это пышная, аристократическая, французских корней фамилия, а с другой — слово, происходящее от французского de bille и рождающее представление о подлинном дебиле, физически и психологически выродившемся субъекте, ставшим сутенером у проститутки.

    В  эту трагически печальную ночлежку  является Лука, он начинает старательно поддерживать мечтания людей "дна". Он укрепляет веру Анны в благополучную загробную жизнь, поддерживает мечтания Насти о возможной пылкой любви, вселяет в сознание Актера веру в возможность излечения от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Он подхватывает слова Пепла о вольной жизни, рассказывает ему о Сибири, где, оказывается, нужны такие люди, как Васька Пепел.

    В  конце третьего акта Лука незаметно  исчезает. И всем незадачливым  мечтателям приходится вновь  столкнуться с реальной действительностью, безнадежной и беспросветной. Снова нищета, болезни, пьянство, карточные игры, воровство, проституция, безжалостный гнет. И теперь им, поднявшимся на крыльях мечты и словно ударившимся о глухую непробиваемую стену жизни, становится еще тяжелее. Разбиваются их надежды, сердца, трагически завершаются судьбы. Наташе ошпаривают ноги, и она попадает в больницу. Васька Пепел отправляется в Сибирь, но за казенный счет, становясь каторжником. Анна умирает. Клещ примиряется с окружающим его бытом. Настя, полная исступленного отчаяния, а Актер отправляется на пустырь, чтобы там "удавиться".

  Горький скорбит о таком униженном существовании человека, о столь трагической его судьбе, на которую тот обречен в условиях бесчеловечной действительности. Он протестует против такого порядка вещей. Он тоже мечтает — вместе со своим Сатиным — о таком будущем, при котором имя человека будет звучать гордо. 

    Толчок  к трагическим развязкам дает  пламенная речь Сатина о Человеке, ибо становится невыносимо сопоставлять то, каким человек должен быть, с тем, в какое положение он ныне поставлен. Мы наблюдаем социально-философское разрешение конфликта. Здесь слышен голос Горького, его правда: нужно принять жизнь, не прятаться от реальности, опираться на лучшее, что есть в человеке. В человека нужно верить, чтобы он поверил в себя. Но нельзя отказывать ему в любви и жалости, потому что не вовремя сказанная правда убивает.    

    Прекрасно будущее, в котором все будет в человеке и все — для человека, когда люди забудут о существовании самого "дна". К сожалению, нам не довелось еще дожить до этого будущего, но горьковская пьеса укрепляет, нас в надежде, что оно может наступить. 
 

 

Информация о работе Рецензия по произведению М. Горького «На дне»