Автор: Николай Уткин, 20 Сентября 2010 в 21:19, творческая работа
В конце 19 – начале 20 века Россия испытывала серьезнейшую социально-экономическую ломку. Страна стремительно двигалась по пути капитализма, догоняя ушедшие вперед европейские страны. Это было не возможно без пересмотра общественных и нравственных ценностей, и прогресс общества всегда ломает множество судеб «маленьких людей». М. Горький в пьесе «На дне» обратился к теме «бывших людей», выброшенных обществом за пределы нормального существования, утративших надежду, обреченных. Философская глубина и острота пьесы в том, что Горький не просто рассказывает о страшном существовании обитателей ночлежки, их пропащей жизни, но и ставит один из важнейших вопросов, актуальных в любое время: возможен ли выход для тех, кто потерял веру в жизнь, каким он может быть и где искать опору, если реальность беспощадно сталкивает тебя на дно.
Рецензия по произведению М. Горького «На дне»
Выполнил ученик группы СМ-21
Уткин
Николай
В конце 19 – начале 20 века Россия испытывала серьезнейшую социально-экономическую ломку. Страна стремительно двигалась по пути капитализма, догоняя ушедшие вперед европейские страны. Это было не возможно без пересмотра общественных и нравственных ценностей, и прогресс общества всегда ломает множество судеб «маленьких людей». М. Горький в пьесе «На дне» обратился к теме «бывших людей», выброшенных обществом за пределы нормального существования, утративших надежду, обреченных. Философская глубина и острота пьесы в том, что Горький не просто рассказывает о страшном существовании обитателей ночлежки, их пропащей жизни, но и ставит один из важнейших вопросов, актуальных в любое время: возможен ли выход для тех, кто потерял веру в жизнь, каким он может быть и где искать опору, если реальность беспощадно сталкивает тебя на дно.
Пьеса открывается развернутым сравнением, воспроизводящим подвал, похожий на пещеру. Упоминание последней не случайно. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной, доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Далее тут упоминаются тяжелые каменные своды, которые словно давят на людей, "желая" их пригнуть, принизить. Я живо представляю себе нары, на которых лежит Сатин, склонный гордиться своими лохмотьями. Я вижу слева маленькую каморку, отгороженную ситцевым пологом, за которым лежит больная, умирающая Анна. Где-то справа другая каморка, принадлежащая вору Ваське Пеплу, имеющему возможность жить отдельно, независимо. В центре за наковальней копошится бывший рабочий Клещ и что-то напряженно чинит своим инструментом. Отчетливо вижу Бубнова, картузника. Перед моим взором предстает Актер, страдающий от алкоголизма; Барон, вечно бранящийся с проституткой Настей; Татарин с подвязанной раненой рукой.
Жизнь обездолила всех этих людей. Она лишила их права на работу, как Клеща; на семью, как Настю; на благополучие, как Барона; на профессию, как Актера. Этих людей, которые так любят свободу, жизнь по существу лишила и этого блага. И не случайно ночлежку свою они воспринимают как тюрьму, распевая в своей песне: "Солнце восходит и заходит, а в тюрьме моей темно". И далее: "Днем и ночью часовые стерегут мое окно".
В
этих условиях ни о какой
свободе не может идти речь.
Но что это за "часовые", о
которых поется в этой
Горький
здесь использует игру слов, опирается
на многозначность слова "
Родственна хозяину ночлежки и его жена — жадная, грубая, злобная и жестокая Василиса. Свою озлобленность на мужа она нередко выливает на своего любовника Ваську Пепла, увлекшегося ее сестрой Наташей, и на других ночлежников, которых она люто ненавидит. Достаточно вспомнить, как набрасывается она на гармониста Алешку: "Я тебе сказала, чтобы духу твоего здесь не было", а, обращаясь к Насте, она вопрошает: "Ты что тут торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего стоишь пнем? Мети пол!" Не случайно Буйнов дает ей такую обобщенную характеристику: "Сколько в ней зверства, в бабе этой". Да, это именно зверства. Об этом же свидетельствуют и поступки Василисы. Из ревности она обваривает кипятком и калечит робкую Наташу, свою сестру, а Ваську Пепла, удачно использовав для расправы над мужем, спроваживает на каторгу. Всех разметала, всем отомстила.
Власть этих хозяев жизни надежно охраняют такие, как полицейский Медведев, обитающий в ночлежке и считающий, что нужно всех и вся бить "для порядку". Вот они, те часовые, которые денно и нощно стерегут окно той "тюрьмы", в которой по многим жизненным обстоятельствам оказались заключенными обитатели "дна".
Но все эти персонажи предстают у Горького не только как жертвы царящей несправедливости, но и как яркие, неповторимые натуры, как люди, способные о чем-то думать, мудро размышлять, мечтать. Так, Актер мечтает о том, чтобы вылечиться от алкоголизма и, может быть, снова вернуться на сцену, где он когда-то так блистал. У него было особое, артистическое имя - Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, ныне к нему обращаются только с кличкой Актер, но все равно он мечтает о сценической славе.
Вот
и Настя лелеет свою мечту.
Ей грезится французский
Клещ смутно надеется вырваться из ночлежки и вновь начать жизнь рабочего человека. Он люто ненавидит праздных ночлежников, называет их рванью и золотой ротой, ему глядеть на них стыдно. Правда, в осуществлении этой мечты серьезной помехой является его больная жена, которая, словно цепями, приковала его к подвалу. Но все-таки он надеется...
Сокровенное желание есть и у Анны, на долю которой выпали бесконечные муки и/страдания. С душевной болью она произносит: "Не помню, когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась, всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... всю жизнь в отрепьях ходила... Всю мою несчастную жизнь". Тем не менее измученная Анна смутно надеется пожить еще немного, ради чего она готова еще потерпеть.
Васька Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, когда его не будут называть презренной кличкой "Вор", когда он сможет жениться на Наташе и уехать с нею. Он желает так жить, "чтобы самого себя можно мне было уважать". Однако в самом его прозвище "Пепел" заключен двойной смысл. С одной стороны, подчеркивается его основательная уже испепелен-ность, а с другой — дается намек на какие-то живые искры, а может быть, и пламя надежды, таящееся под этим пеплом.
Лишь два персонажа, находящиеся в этой ночлежке, явно не склонны о чем-либо мечтать: это Бубнов, подверженный "злющему запою", и Барон, у которого все осталось в прошлом. Примечательна фамилия это го Барона, который, как и Актер, давно утратил свое имя. В момент особого пьяного возбуждения он неожиданно вспоминает, что дед его звался Густав Дебиль. С одной стороны, это пышная, аристократическая, французских корней фамилия, а с другой — слово, происходящее от французского de bille и рождающее представление о подлинном дебиле, физически и психологически выродившемся субъекте, ставшим сутенером у проститутки.
В
эту трагически печальную
В
конце третьего акта Лука
Горький скорбит
о таком униженном существовании человека,
о столь трагической его судьбе, на которую
тот обречен в условиях бесчеловечной
действительности. Он протестует против
такого порядка вещей. Он тоже мечтает
— вместе со своим Сатиным — о таком будущем,
при котором имя человека будет звучать
гордо.
Толчок
к трагическим развязкам дает
пламенная речь Сатина о
Прекрасно
будущее, в котором все будет в человеке
и все — для человека, когда люди забудут
о существовании самого "дна". К сожалению,
нам не довелось еще дожить до этого будущего,
но горьковская пьеса укрепляет, нас в
надежде, что оно может наступить.
Информация о работе Рецензия по произведению М. Горького «На дне»