Рецензия на статью "Эпос и роман» (о методологии исследования романа)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:10, доклад

Описание работы

Основой данной работы является доклад, прочитанный автором, М. М. Бактиным, в теоретической секции Института мировой литературы в Москве 24 марта 1941 г. Доклад был назван им - "Роман как литературный жанр". При первой публикации в журнале "Вопросы литературы", 1970, №1, статья получила название "Эпос и роман" и под тем же названием вошла в книгу "Вопросы литературы и эстетики".

Работа содержит 1 файл

РЕЦЕНЗИЯ.docx

— 20.34 Кб (Скачать)

РЕЦЕНЗИЯ

на статью "Эпос и роман» (о методологии исследования романа),  русского философа и мыслителя, теоретика европейской культуры и искусства, исследователя языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа, создателя новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении, Михаила Михайловича Бахтина, (5 (17) ноября 1895, Орёл — 6 марта 1975, Москва).  Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в «большом времени»). Бахтин — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Интеллектуальный лидер научно-философского круга, который известен как «Круг Бахтина».

      Основой данной работы является доклад, прочитанный автором, М. М. Бактиным, в теоретической секции Института мировой литературы в Москве 24 марта 1941 г. Доклад был назван им - "Роман как литературный жанр". При первой публикации в журнале "Вопросы литературы", 1970, №1, статья получила название "Эпос и роман" и под тем же названием вошла в книгу "Вопросы литературы и эстетики".

      Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную статью, которая занимает особое место среди лингвистических работ в литературоведении, т.к. она выполнена на высоком научном уровне, строится на основе большого фактического материала и содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

    • Изучение романа как жанра отличается особыми трудностями. Это обусловлено своеобразием самого объекта: роман - единственный становящийся и еще не готовый жанр.
 
    • Остальные жанры как жанры существуют уже в готовом виде. У каждого из них есть канон, который действует в литературе как реальная историческая сила.
 
    • Роман не взаимодействует и не гармонирует с другими жанрами на основе взаиморазграничения и взаимодополнения, он пародирует другие жанры, разоблачает условность их форм и языка, вытесняет одни жанры, другие вводит в свою собственную конструкцию, переосмысливая и переакцентируя их.
 
    • Пародийные  стилизации прямых жанров и стилей занимают в романе существенное место.
 
 
    • Три основные особенности, принципиально отличающие роман от всех остальных жанров: 1) стилистическая трехмерность романа, связанная с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новая зона построения литературного образа в романе, именно зона максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности.
 
    • Эпопея как определенный жанр характеризуется тремя конститутивными чертами: 1) предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое, "абсолютное прошлое" по терминологии Гете и Шиллера; 2) источником эпопеи служит национальное предание (а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел); 3) эпический мир отделен от современности, то есть от времени певца (автора и его слушателей), абсолютной эпической дистанцией.
 
    • Опыт, познание и практика (будущее) определяют роман
 
    • Роман соприкасается  со стихией незавершенного настоящего, что и не дает этому жанру застыть.
 
    • Для эпоса  характерно пророчество, для романа – предсказание.
 
    • Одной из основных внутренних тем романа является тема неадекватности герою его судьбы и его положении.
 

      Романизация литературы вовсе не есть навязывание  другим жанрам несвойственного им чужого жанрового канона. Ведь такого канона у романа вовсе и нет. Он по природе  не каноничен. Это - сама пластичность. Это - вечно ищущий, вечно исследующий  себя самого и пересматривающий все  свои сложившиеся формы жанр. Таким  только и может быть жанр, строящийся в зоне непосредственного контакта со становящейся действительностью. Поэтому  романизация других жанров не есть их подчинение чуждым жанровым канонам; напротив, это и есть их освобождение от всего того условного, омертвевшего, ходульного и нежизненного, что тормозит их собственное развитие, от всего  того, что превращает их рядом с  романом в какие-то стилизации отживших форм.

      Процесс становления романа не закончился. Он вступает ныне в новую фазу. Для  эпохи характерно необычайное усложнение и углубление мира, необычайный рост человеческой требовательности, трезвости  и критицизма. Эти черты определят  и развитие романа.

      Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей, автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ) 

Историко-Филологический факультет

 

«Эпос и  роман»

(Рецензия) 
 

                                                                            
 

                                                                           Проверил:

                                                                           Русанова О.Н.   

                                                                           Выполнил:                                                                                    

                                                                           Студент 3 курса ИФФ

                                                                           Нехорошева Ю. 
 
 
 

Томск 2011

Информация о работе Рецензия на статью "Эпос и роман» (о методологии исследования романа)