Рецензия на произведение французского писателя Ж.-П. Сартра "Тошнота"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:36, реферат

Описание работы

Жан-Поль Сартр - француз и просто человек. Но человек непростой, даже современники не могли поределиться, кто же он на самом деле. Философ Хайдеггер считал его скорее писателем, чем философом, а Владимир Набоков, наоборот, философов, нежели писателем. Более подходящее к этому непростому французу - это несомненно "мыслитель". Следовательно и в какой-то мере он психолог.

Работа содержит 1 файл

культурология.rtf

— 75.91 Кб (Скачать)

 

 

 

Рецензия на произведение французского писателя

Ж.-П. Сартра "Тошнота".

 

Мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего,

что хотел, ни так, как я этого хотел. Думаю, будущее

опровергнет многие мои суждения; надеюсь, некоторые

 из них выдержат испытание, но во всяком случае История

не спеша движется к пониманию человека человеком...

(Из предсмертной беседы Сартра со своим секретарем)

 

Жан-Поль Сартр - француз и просто человек. Но человек непростой, даже современники не могли поределиться, кто же он на самом деле. Философ Хайдеггер считал его скорее писателем, чем философом, а Владимир Набоков, наоборот, философов, нежели писателем. Более подходящее к этому непростому французу - это несомненно "мыслитель". Следовательно и в какой-то мере он психолог.

 

Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже. Мальчик рос без отца, так как он умер спустя 15 месяцев после рождения Жан-Поля. Семья была религиозно разнообразная. Уже в детстве Сартр размышлял на вполне серьезные темы: "В детстве я жил с овдовевшей матерью у бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка- протестант. За столом каждый из них посмеивался над религией другого. Все было беззлобно: семейная традиция. Но ребенок судит простодушно: из этого я сделал вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят"(из воспоминаний Ж.-П. Сартра). Впоследствие он стал атеистом.

 

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. Его представление свободы заключалось в том, что это является чем-то абсолютным, раз и навсегда данное("человек осужден быть свободным"). Это отнюдь не свобода духа, а скорее свобода выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение - смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше- зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

 

Сартр считает, что по сути индивид не задан самому себе, а проектирует, строит себя. Следовательно он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Все это позиции экзистенциализма. "Человек - это будущее человека"(Ж.-П.Сартр "Экзистенциализм-это гуманизм").  Также свобода неразлучно идет за руку с отчуждением. По мнению Сартра индивид также является отчужденным существом. Под этим он понимает некую стандартизацию индивидуальности(как стандартизован человек какой-либо профессии), также индивид подчинен различным социальным институтам, которые стоят над человеком(например, государство, которое представляет отчужденный феномен - отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно лишена самого важного - способности творить свою историю.

 

В то же время индивид "тотализирует" материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит свою историю- в той же мере, в какой она-его. Тотализация предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком. 1

 

После военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 годы преподает философию в Гавре. В 1933-1934 гг. во время стажировки в Германии, Сартр изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, под влиянием которых сформировалась философская доктрина Сартра. Гуссерль заявлял, что только путем анализа непосредственного опыта, предшествующего систематическим построениям, мы можем открыть философские основания, на которых базируются такие вещи, как философия, и математика(то есть сфера разума). Мы должны вернуться к непосредственной реальности, данной нам в опыте. Это может быть осуществлено только через анализ сырого материала сознания, первичного по отношению к предположениям или теориям, которые мы привычно навязываем ему. Другими словами, мы должны иметь дело с основными феноменами нашего опыта. Таким путем Гуссерль хотел превратить философию в точную науку. Духовные акты должны быть описаны таким способом, который освобождал бы их от предрассудков относительно объективной природы реальности. Они также должны быть проанализированы так, чтобы освободить их от допущений о их собственной природе. Таким образом, феноменология требует скрупулезного найчного исследования сознания и мыслительных процессов, чтобы определить конечные элементы опыта и ощутить их как они есть. 2

_______________________________________________________

1Strathern P. Sartre in 90 Minutes/Сартр за 90 минут: перевод Л.Пирожкова.Chicago: Ivan R.Dee [Электронный ресурс].- 1998. - URL:http://psylib.org.ua/books/stret01/txt19.htm

2Там же.

 

Теперь Сартр понял, что даже рассуждение о стакане абрикосового коктейля может быть философствованием. Исследуя эти неподдающиеся упрямые данные восприятия того, с чем мы сталкиваемся, мы можем прийти к философским выводам о природе опыта, себя самого и окружающего мира - и таким образом постичь загадку существования. Это и есть экзистенциализм.

 

Берлин 1933 года переносил эпоху перемен. Незадолго до прибытия Сартра, в сентябре, Гитлер победил на выборах и стал канцлером Германии. В следующем году он занялся укреплением своей власти: по улицам со знаменами и факелами маршировали штурмовые отряды, горели костры из книг. Были распущены профсоюзы, шли повсеместные чистки. Так известный персонаж готовился к тому, чтобы заявить о себе как о величайшем политике своего времени. Но Сартра все это мало интересовало: он исследовал собственное сознание. Судя по свидетельствам, Сартр провел этот год в Берлине в трансе солипсизма, настойчиво пытаясь различить чистую незамутненную данность своего опыта. Тем временем были разгромлены кабаре "Ишервуд" и "Салли Боулз". Такое отсутствие интереса к явлениям действительности – то есть к тому, что происходило в окружающем мире на практике, а не в теории – станет отличительной чертой сартровской философии. К эпистемологии и феноменологии экзистенциализма все это имело мало отношения. Но по мере обращения к политической философии дело приобретет другой оборот.

 

В 1934 году Сартр вернулся в Ле Гавр. Он завел тетрадь для записей по феноменологическим исследованиям. Симона Де Бовуар убедила его изложить эти записи в художественной форме. Так появилось произведение "Тошнота" (La Nausée). Главный герой Рокантен (во многом Сартр отождествлял его с собой) ведет бесцельную жизнь в провинциальном городке Бувиле. Жизнь его бедна событиями, но это, вероятно, лучшее из осуществленных когда-либо описаний "экзистенциального существования". Это больше, чем просто увлекательное произведение, это философский роман, лишенный абстрактности и дидактики. По самой своей глубинной сути это и есть экзистенциализм.1

________________________________________________________

1Strathern P. Sartre in 90 Minutes/Сартр за 90 минут: перевод Л.Пирожкова.Chicago: Ivan R.Dee [Электронный ресурс].- 1998. - URL:http://psylib.org.ua/books/stret01/txt19.htm

 

 

 

Сам роман начинается с того, что Рокантен размышляет в своем дневнике, что нужно записывать вещи такими, какие они предстают перед нами. "Вот этого как раз и надо остерегаться – изображать странным то, в чем ни малейшей странности нет. Дневник, по-моему, тем и опасен: ты все время начеку, все преувеличиваешь и непрерывно насилуешь правду".1  Кажется, что Рокантен вернулся во Францию после многих лет путешествий. Его первая запись- это первый опыт того, что надлежит названию "тошнота":

"Со мной что-то случилось, сомнений больше нет. Эта штука выявилась как болезнь, а не так, как выявляется нечтно бесспорное, очевидное. Она проникла в меня исподтишка, капля по капле: мне было как-то не по себе, как-то неуютно - вот и все. А угнездившись во мне, она затаилась, присмирела, и мне удалось убедить себя, что ничего у меня нет, что тревога ложная. И вот теперь это расцвело пышным цветом".2

 

В Рокантене совершенно очевидно произошли изменения и это повлияло на то, как он воспринимает мир. Каждая мелочь стала совсем другой, в какой-то степени более абсурдна и бессмысленна. Все в мире Рокантена стало излишним. Он борется посредством ежедневных эмоциональных исследований в библиотеке Бувиля, встречами с людьми, которых он регулярно там встрчает и посредством долгих размышлений о долгой и потерянной любви по имени Анни. Рокантен становится еще более несчастным, пытаясь жить в настоящее время.

"Я хотел, чтобы мгновения моей жизни следовали друг за другом, выстраиваясь по порядку, как мгновения жизни, которую вспоминаешь. А это все равно что пытаться ухватить время за хвост".3

 

Рокантен осознает, что он был гораздо счастливее до этой так называемой "тошноты", этого нового ощущения мира, в котором он обитает. Возможно, это другой аспект идеи того, что неведение вполне может быть блаженством. Но главный вопрос, который преследует Рокантена - это в чем же все-таки заключается существование?

 

 

___________________________________________________________

1Сартр Ж.-П. Тошнота.Рассказы.Пьесы.Слова: пер. с фр. М., 2010. С.8

2Там же. С. 10

3Там же. С. 50

 

 

"Моя мысль – это я: вот почему я не могу перестать мыслить. Я существую, потому что мыслю, и я не могу помешать себе мыслить. Вот даже в эту минуту – это чудовищно – я существую ПОТОМУ, что меня приводит в ужас, что я существую. Это я, Я САМ извлекаю себя из небытия, к которому стремлюсь: моя ненависть, мое отвращение к существованию – это все разные способы ПРИНУДИТЬ МЕНЯ существовать, ввергнуть меня в существование".1

Парадокс и противоречивые условия существования проявляются для Рокантена по мере того, как он медленно расматривает идеи существования и приходит к различным, но бесполезным, теориям о том как он может строить свою жизнь.

"А все сущее рождается беспричинно, продолжается по недостатку сил и умирает случайно".2

Суть экзистенциальной теории Сартра состоит в том, что индивид по сути является свободным, но когда он осознает, что это абсолютная свобода, то чувство ответсвенности за эту самую свободу становится невыносимым. Сартр, казалось, использовал слово "тошнота", чтобы описать то, как человек начинает понимать, что Вселенная это далеко не аккуратно упорядоченная и рациональная система, а зависящая от обсоятельств и непредсказуемая.

"Тошнота" - это пример того, как роман может привести читателя к исследованию окружающего мира в совсем ином свете. Замечания Сартра могут пробудить в вас заранее тревожное чувство реальности. Никто не может вывести что-либо из своег существования. Некоторые люди придумывают нечтно необходимое, некое существо(Рокантен не использует слово "Бог"), но это существо все равно не может объяснить суть существования(почему оно должно быть и почему это не просто пустота).

"Существовать – это значит БЫТЬ ЗДЕСЬ, только и всего; существования вдруг оказываются перед тобой, на них можно НАТКНУТЬСЯ, но в них нет ЗАКОНОМЕРНОСТИ. Полагаю, некоторые люди это поняли. Но они попытались преодолеть эту случайность, изобретя существо необходимое и самодовлеющее. Но ни одно необходимое существо не может помочь объяснить существование: случайность – это не нечто кажущееся, не видимость, которую можно развеять; это нечто абсолютное, а стало быть, некая совершенная беспричинность".3

________________________________________________

1Сартр Ж.-П. Тошнота.Рассказы.Пьесы.Слова: пер. с фр. М., 2010. С.116

2Там же. С. 154

3Там же. С. 151

 

Те, кто приписывают смысл существованию, лгут. Они не могут не чувствовать "излишнего...аморфного, неясного и грустного". Вы едите и пьете, чтобы сохранить драгоценное существование, но причины для существования нет. Рокантен вспоминает любовь к женщинам и другие моменты, но он говорит, что это все привело его в никуда. Он изучал историю, но посчитал, что поиск прошлого бесполезен, он находит там лишь нечеткие образы, которые ему непонятны. Он идет дальше, хватаясь за гуманизм, любовь и другое, но все тщетно.

Слабость является причиной продления собственного существования.  Это самое существование взвалено тяжелой ношей на вас. Вы не можете сделать выбор перед тем как существовать(если есть такое время)- существовать вам или нет. А раз вы здесь, то не можете убрать себя из данного существования. Рокантен находит эту ситуацию ужасно печальной. Плюс ко всему вы не также не можете конролировать процесс ухода из существования, это происходит тогда, когда суждено этому случиться.

Сартр не просто характеризует представителя своих философских взглядов Антуана Рокантена, он создает героя, олицетворяющего слабости(тщестлавие, депрессия, сентиментальность). Рассказчик также радуется вспышкам вдохновенияи понимания, а после пытается изо всех сил пытается применить к своему существованию эти самые прозрения.

Несмотря на столь мрачную перспективу, роман заканчивается на оптимистичной ноте. Рокантен слушает свою любимую песню чернокожей певицы. Он думает о ней, и о том, кто написал эту песню, и он замечает, что думает о них некой мягкостью. "Она поет. И вот уже двое спасены - еврей и негритянка. Спасены. Быть может, сами они считали себя безнадежно погибшими, погрязшими в существовании. И однако, никто не способен думать обо мне так, как я думаю о них, - с такой нежностью".1

Эти самые мысли пробудили у Антуана что-то прекрасное и давно забытое."Я чувствую, как что-то робко касается меня, и боюсь шевельнуться, чтобы это не спугнуть. Что-то, что мне незнакомо уже давно, - что-то похожее на радость".2 Затем к нему приходит мысль о том, что может стоит написать книгу, роман,сделать что-то, что заставит его вспоминать свою жизнь без отвращения. Ради таких редких, но сильных по ощущениям моментов и стоит существовать.

 

 

__________________________________________________

1Сартр Ж.-П. Тошнота.Рассказы.Пьесы.Слова: пер. с фр. М., 2010. С.203

2Там же.


Информация о работе Рецензия на произведение французского писателя Ж.-П. Сартра "Тошнота"