Реальность и фантазия в новеллах Борхеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:19, реферат

Описание работы

Анализируя творчество Хорхе Луиса Борхеса, невозможно игнорировать то, как тесно в его новеллах переплетены вымысел и реальность. Сам писатель говорил об этом так: «Фантазия – всего лишь часть, хотя и немаловажная часть, того, что принято именовать реальностью. В конечном счете, неизвестно, к какому из двух жанров – к реальности или фантастике – принадлежит мир» [1]. Эту неопределенность, неуверенность в том, что же из сказанного реально, а что нет, Борхес всячески поддерживает в читателях. Маскируя вымысел под реальность многочисленными цитатами, именами, библиографическими справками, он «заставляет читателя испытывать подчас головокружительное ощущение, что все может случиться» [2].

Работа содержит 1 файл

Реальность и фантазия в новеллах Борхеса ИТОГ.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

    Реальность  и фантазия в новеллах Борхеса

    Анализируя  творчество Хорхе Луиса Борхеса, невозможно игнорировать то, как тесно  в его новеллах переплетены вымысел  и реальность.  Сам писатель говорил  об этом так: «Фантазия – всего лишь часть, хотя и немаловажная часть, того, что принято именовать реальностью. В конечном счете, неизвестно, к какому из двух жанров – к реальности или фантастике – принадлежит мир» [1]. Эту неопределенность, неуверенность в том, что же из сказанного реально, а что нет, Борхес всячески поддерживает в читателях. Маскируя вымысел под реальность многочисленными цитатами, именами, библиографическими справками, он «заставляет читателя испытывать подчас головокружительное ощущение, что все может случиться» [2]. Да и сама «глубина вымысла производит незабываемый эффект правдоподобия» [3]. Сомневаясь в том, где же проходит граница между воображением автора и реальными фактами, читатель перестает видеть текст как абстрактную метафору и рассматривает происходящие в нем события как подлинные.

    Наивно было бы полагать, что Борхес устраивает эту «игру ума и фантазии» [4] лишь для эстетического удовольствия и не пытается преподать читателю урок. Некоторые исследователи его творчества говорят о той особой «тревоге», которую «вызывает у Борхеса пластичность человеческого ума, способность поддаваться внушению, менять идеи и убеждения. Борхес нередко постулирует относительность всех понятий, выработанных нашей цивилизацией» [5]. Иными словами, он хорошо осознает ту легкость, с которой люди часто отрекаются от вековых истин ради более соблазнительной, более гармоничной идеи. Последствия этой «пластичности ума» показаны им в произведении «Тлен, Укбар, Orbis Tertius» (1940).

    Главный герой рассказа случайно обнаруживает «A First Encyclopaedia of Tlen, vol. XI. Hlaer to Jangr», одиннадцатый том «Первой энциклопедии Тлена», «обширный, методически составленный раздел со всей историей целой неведомой планеты, с ее архитектурой и распрями, со страхами ее мифологии и звуками ее языков, с ее властителями и морями, с ее минералами и птицами и рыбами, с ее алгеброй и огнем, с ее богословскими и метафизическими контроверсиями» [6]. Приведенные в рассказе выдержки из этой энциклопедии, посвященной, несомненно, выдуманному миру, подробны и наполнены ссылками на различных ученых и их работы – подобным приемом Борхес пользуется во многих своих рассказах, чтобы придать фантазии достоверность.

    По  ходу сюжета выясняется, что эта  энциклопедия – воплощение замысла  некоего «тайного общества астрономов, биологов, инженеров, метафизиков, поэтов, химиков, алгебраистов, моралистов, художников, геометров… руководимых неизвестным гением» [7]. Специалисты в самых разных областях объединили усилия и создали вымышленную планету, продумав все детали и подчинив их «строгому систематическому плану». Становится очевидной искусственная природа Укбара, однако общественность приходит в восторг, очарованная его «стройностью» и гармонией. Рассказчик объясняет: «Десять лет тому назад достаточно было любого симметричного построения с видимостью порядка – диалектического материализма, антисемитизма, нацизма, – чтобы заворожить людей. Как же не поддаться обаянию Тлена, подробной и очевидной картине упорядоченной планеты?» [8].

    Восторг перерастает в некое подобие поклонения: в школах начинают преподавать «первоначальный» язык и историю Тлена, кроме того, были пересмотрены некоторые аспекты нумизматики, фармакологии и археологии. Главный герой предсказывает полное исчезновение прежнего мира, вытеснение реальности фантазией. Таким образом, группе ученых удается трансформировать систему мышления человечества, «произвольно изменить логику, весь свод человеческих знаний, этических и эстетических ценностей» [9]. Люди подчинились этой тщательно продуманной фантазии, радуясь тому порядку и гармонии, которые в ней заключены.

    На  первый взгляд, автор остается в  стороне от событий рассказа, не позволяя себе критики или одобрения. Главный герой скуп на эмоции –  он всего лишь свидетель («Мир станет Тленом. Мне это все равно» [10]). Однако по тому, как скрупулезно в рассказе описывается мир Укбара, можно предположить, что герой восхищается той грандиозной работой, которую проделало тайное сообщество при его создании. Это восхищение заметил и американский критик Дж. Ирби, назвавший «Тлён, Укбар...» «идеалистической утопией, которая представляет нам будущую победу духа над материей» [11].

    И все же не стоит забывать о том, что Борхес был озабочен чрезмерной изменчивостью человеческого мышления. Едва ли можно всерьез говорить о «победе духа» в рассказе – скорее, о победе воображения группы людей над разумностью всего человечества. Вера людей в тысячелетние истины оказывается столь непрочна, что эти истины легко заменяются на прямо противоположные. Так что едва ли фантазию об Укбаре можно назвать утопией. Наоборот, автор предостерегает чересчур доверчивых читателей: «вымысел, прорываясь в нашу реальность, способен поработить ее» [12], если человек утратит способность видеть разницу между фантазией и жизнью.

    На  лицо некоторое противоречие. Если Борхес выступает против чрезмерного вторжения фантастического в фактическое, то зачем он так старательно маскирует вымысел под реальность? Ведь несложно увидеть сходство между титаническим трудом группы ученых, создающих правдоподобный несуществующий мир, и многими рассказами Борхеса, в которых он снова и снова рисует фантастические картины. Возможно, рассказ «Тлен, Укбар, Orbis Tertius» является предупреждением не только и не столько всему человечеству, сколько тем читателям Борхеса, которые чересчур глубоко погружаются в фантазии его произведений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    [1] - Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие / В.М. Толмачев, В.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003;

    [2] - Тертерян И.. Человек, мир, культура в творчестве Хорхе Луиса Борхеса // Борхес Х. Л. Проза разных лет. - М., 1989;

    [3] - Бесконечность, Бог и Борхес // Bibliomsk.Ru : сайт. 2011.

    URL:http://www.bibliomsk.ru/library/global.phtml?mode=10&dirname=borges_info&filename =info008.phtml (дата обращения: 17.12.2011);

    [4] - Тертерян И.. Человек, мир, культура в творчестве Хорхе Луиса Борхеса // Борхес Х. Л. Проза разных лет. - М., 1989;

    [5] - Там же;

    [6] - Борхес Х.Л. Вымышленные истории / Х.Л. Борхес. - СПб.: Амфора, 1999. – 222 с.;

    [7] - Там же;

    [8] - Там же;

    [9] - Тертерян И.. Человек, мир, культура в творчестве Хорхе Луиса Борхеса // Борхес Х. Л. Проза разных лет. - М., 1989;

    [10] - Борхес Х.Л. Вымышленные истории / Х.Л. Борхес. - СПб.: Амфора, 1999. – 222 с.;

    [11] - J. Irbi. Borges and the Idea of Utopia.- In: "The cardinal points of Borges". Oklahoma, 1971, p. 38;

    [12] - Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие / В.М. Толмачев, В.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.

Информация о работе Реальность и фантазия в новеллах Борхеса