Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством народной сказки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:10, реферат

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть русские народные сказки для дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ видов сказок, их влияние на развитие связной речи детей.
2. Дать характеристику особенностям восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и проанализировать развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством народной сказки.
4. На основе проведенного исследования сделать выводы.

Содержание

Введение
1.Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей
2. Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
3. Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством народной сказки
Заключение
Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

Русские народные сказки для дошкольников.DOC

— 112.00 Кб (Скачать)

В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает созданную сказочную композицию. Предложить детям ответить на вопрос: "Что тебе здесь нравится больше и почему?" Обратить внимание на интересные творческие находки разных детей. Поощрить детей, которые проявили наибольшее творчество в работе, придумали особенно интересное.

Материал к занятию:

Цветная бумага, клейстер, салфетки, кисточки, ножницы, карандаши, фломастеры, краски, мелки, баночки с водой. Сказочная панорама, сделанная детьми.

Конструирование по типу "оригами" фигуры человека. Коллективное оформление панно по сказке "Царевна-лягушка"

Программное содержание:

Продолжать углублять знания о народном творчестве. Развивать логическое мышление, память, воображение, творчество. Формировать представления о добре и зле. Развивать стремление детей украшать созданные ими сказочные фигуры людей. Учить самостоятельно располагать поделки в общей композиции.

Методика проведения занятия:

Педагог: Сегодня мы продолжим работу над сказочной панорамой. Вы уже рисовали, лепили, создавали изображения из бумаги, а сегодня я предлагаю вам выполнить фигуру человека, конструируя ее из бумаги по типу "оригами".

Затем вместе с педагогом дети решают, кого из сказочных героев можно сделать для панорамы "Царевна-лягушка", Педагог показывает образец.

После того, как дети выполнят из бумаги фигуру человека, предложить им краски, карандаши и цветную бумагу для украшения сделанных поделок. В конце занятия дети рассматривают сказочных героев и дополняют ими сказочную панораму. Все вместе любуются результатами своей деятельности.

Материал к занятию:

Книги со сказкой "Царевна-лягушка", иллюстрированные разными художниками: И.Я. Билибиным, В.И. Бельтюковым, В.М. Васнецовым, В. Жеребцовым, О. Перовой, Б.В. Зворыкиным, Н. Ушаковым. Белая и цветная бумага, краски, карандаши, баночки с водой, салфетки, кисточки, ножницы.

Сценарий театрализованного представления по сказке "Царевна-лягушка" (пир)

В основу сценария положен фольклорный материал, что приобщает детей к традициям собственного народа. Он хорошо известен детям. На занятиях по развитию речи дети знакомились со сказкой.

"Царевна-лягушка", в процессе которых педагог пытался вызвать эмоциональный отклик и сформировать интерес к образам этой сказки, обращая внимание на то, как в произведении описывается тот или иной персонаж сказки, что говорится о нем. Причем воспитатель выяснят у детей и то, как ту или иную сцену, переданную словами, можно изобразить с помощью красок в рисунке. Внимание детей обращалось на то, какими словами народ создает художественный образ того или иного героя, ту или иную картину сказки. Дети создавали образы героев сказки в рисунке, лепке, аппликации. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях изобразительной деятельностью, пригодились в подготовке костюмов и декораций к спектаклю.

Подготовка к представлению вызвала у детей большой интерес, чувство ответственности за роль, которую каждый из них должен был сыграть.

Звучит спокойная народная музыка. Дети в костюмах скоморохов помогают гостям занять свои места.

Мальчик в роли сказочника: Сказку "Царевна-лягушка многие из вас хорошо знают и любят. Но мы хотим напомнить вам, что было на царском пиру. Смотрите и слушайте.

Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные – пировать. (Дети в русских национальных костюмах под тихо звучащую русскую народную песню "При детинушке" садятся за столы, покрытые скатертями, а на них стоит хохломская посуда. Дети изображают, как гости пируют: едят, пьют, веселятся) [7, с.53]..

Вдруг услышали стук да гром, весь дворец затрясся. (Двое детей с помощью бубна и деревянных ложек изображают стук и гром).

Гости напугались, повскакали с мест. (Дети в роли гостей, сыновей и невесток изображают испуг, закрыв головы руками и наклонив их к столу.) Иван-царевич говорит:

- Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка в коробчонке приехала. (Ребенок в роли Ивана-царевича встает из-за стола и громко произносит вышесказанные слова.)

Мальчик в роли сказочника: Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье – частые звезды, на голове – месяц ясный, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

(Под музыку русской народной песни "Лебедушка " в русском национальном костюме выходит девочка в роли Василисы Премудрой. Пока тихо звучит музыки и ребенок в роли сказочника произносит слова сказки, она трижды обходит по кругу сидящих за столами детей.)

Берет она под руки Ивана-царевича и ведет за столы дубовые, за скатерти бранные. (Когда девочка в роли Василисы Премудрой начинает в третий раз обходить столы, к ней подходит мальчик в роли Ивана-царевича, берет под руку, вместе с ней обходит столы, а затем они вместе садятся за стол.)

Стали гости есть, пить, веселиться. (Дети изображают пир, веселье.)

Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки за правый рукав бросила. (Девочка в роли Василисы жестами изображает это.)

Попили-поели, пришел черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла плясать. Уж она плясала-плясала, кружилась-кружилась всем на диво. (Девочка в роли Василисы и мальчик в роли Ивана-царевича выходят из-за стола. К ним присоединяются гости, которые встают кругом, в его центре – Василиса Премудрая и Иван-царевич. Под музыку русской народной песни "Светит месяц," они пляшут. Дети в роли гостей присоединяются к их пляске.)

Махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались. (Дети в роли гостей и царя изображают удивление.)

А старшие невестки пошли плясать, махнули левым рукавом – гостей забрызгали, махнули правым – кость царю в глаз попала! Царь рассердился и прогнал обеих невесток. (Ребенок в роли царя изображает гнев.)

Тем и кончился пир. (Этими словами ребенок в роли сказочника завершает театральное представление.)

 

               Заключение

 

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

 

Список использованной литературы:

1.                 Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2000.

2.                 Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999.

3.                 Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1995.

4.                 Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981

5.                 Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.

6.                 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2004.

7.                 Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева.- Ярославль.: ТОО “Гринго”, 1995.

8.                 Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000.

9.                 Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 1966.

10.             Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.

11.             Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.

12.             Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001.

2

 



Информация о работе Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством народной сказки