1)В “Путешествии”
Радищева мы видим картины
жизни крепостного крестьянства.
В главе “Пешки”, описывая
избу, одежду, обувь крестьян, Радищев
показывает нищету народа и
гневно восклицает: “Алчность дворянства,
грабеж, мучительство — вот что
довело крестьян до такого
состояния...” О том, как крестьянин
работает, каков его труд, писатель
рассказывает в главе “Любани”.
Шесть дней в неделю крестьянин
работает на барина. Для обработки
своей пашни остаются крестьянину
одни праздники да ночи. После
разговора с крестьянином автор
восклицает: “Страшись, помещик
жестокосердный, на челе каждого
из твоих крестьян вижу твое
осуждение”. Картину эксплуатации крестьян
помещиками рисует Радищев в главе “Вышний
Волочок”. Здесь рассказывается о помещике,
который отнял у крестьян все их земли
и заставил работать на себя круглый год.
“Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина”,
— восклицает, обращаясь к помещику, писатель. В
главе “Медное” описывается продажа
крестьян с публичного торга. Вот продают
старика 75 лет, вынесшего на своих плечах
с поля битвы раненого отца капитана Г.,
который теперь его и продает; старуху,
жену старика, кормилицу и няньку. Женщину
— кормилицу барина^ ее дочь с младенцем
и мужем. И всей этой семье грозит опасность
быть распроданной в разные руки. Радищев
заканчивает тяжелое описание продажи
утверждением, что свободы нужно ждать
не от помещиков, а “от самой тяжести порабощения”. Автор
говорит о развращающем влиянии крепостного
права на помещиков. Отдельные порядочные
люди, изредка встречающиеся среди помещиков,
ничего не могут сделать, считает он. так
как весь строй против них Исправить положение
в стране может только революция. Призыв
к революции звучит как основной мотив
в книге Радищева. пронизывает все ее содержание.
В главе “Городня” автор говорит не только
о своем твердом убеждении, что народная
революция произойдет, но и о том, что у
победившего народа появится своя собственная
народная культура Для Радищева источник
зла — самодержавие, для писателя не может
быть доброго царя, так как неограниченная
царская власть неизбежно развращает
ее носителей. С негодованием и возмущением
говорит о царской власти писатель в главе
“Спасская Полесть” и в оде “Вольность”,
которую Радищев помещает в книг) наряду
со “Словом о Ломоносове”, что вызывало
недоумение у литераторов-профессионалов. Достоевский
по поводу стиля Радищева говорил, что
“обрывки и кончики мыслей” у него соседствуют
с вольными переводами французских просветителей.
Это настоящий приговор художественному
достоинству произведения.
2)Продажа крепостных
крестьян, с таким возмущением
и страстью описанная в главе
«Медное», обличала саму античеловеческую
и противоправную суть власти
помещиков. Выход из трагического
положения народа один: революция,
— таков вывод из книги Радищева.
Знаменитое заключение главы
«Медное» в «Путешествии» отвергает
возможность всякого сомнения
в данном вопросе: «Но свобода
сельских жителей обидит, как
то говорят, право собственности.
А все те, кто бы мог свободе
поборствовать, все великие отчинники,
и свободы не от их советов ожидать должно,
но от самой тяжести порабощения». Это
призыв к революции, именно к народной,
крестьянской революции, и уверенность
в ее неизбежности. Екатерина II по поводу
этого места его книги записала: «то есть
надежду полагает на бунт от мужиков».
Она была, конечно, права.
Крестьяне живут хуже скота. Крестьянская
нищета вызывает у Радищева слова возмущения
по отношению к помещикам: «Звери алчные,
пьяницы ненасытные, что крестьянину мы
оставляем? То, что отнять не можем, воздух».
В главе «Медное» Радищев описывает продажу
крепостных с торгов и трагедию разделенной
- в результате продажи по частям - семьи.