Рабочее место библиотекаря

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными качествами для библиотекаря являются коммуникативность, непредвзятость, самоконтроль, усидчивость, внимательность к людям и ситуациям, умение работать с большими объемами информации. Все эти качества позволяют библиотекарю успешно заниматься выбранной деятельностью с пользой себе и людям.

Работа содержит 1 файл

контрольн професс-мма (2).doc

— 61.00 Кб (Скачать)

                                                План

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Место, которое человек  занимает в обществе, во многом определяется его профессией и мотивами профессиональной деятельности. Под профессией понимается род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки, знаний и умений. Уже в средние века были монахи – книгохранители, для которых работа в монастырской библиотеке  стала основным занятием. Деятельность их в этой области регламентировалось, а к выполнению профессиональных обязанностей  предъявлялись определенные требования. Профессия специалиста -  библиотекаря; для которого работа в  библиотеке  являлась основным занятием, начала складываться в XVII – XVIII вв.

     Моментом  осознания библиотечной профессии  считается 1876 год – год учреждения первого в мире профессионального объединения библиотекарей – Американской библиотечной  ассоциации.  Преподавание профессиональных библиотечных знаний ведет свое начало с 1887 г., когда одновременно в Германии открылись университетская кафедра по библиотековедению, а в США первая библиотечная школа. В России в 1908 г. было создано Общество библиотековедения, по инициативе которого стал в 1910 году издаваться журнал « Библиотекарь». Первый всероссийский съезд по библиотечному делу признал библиотечное дело  особой самостоятельной  специальностью  и библиотекарей обособленной группой в ряду других специалистов.

     Библиотечное  образование в России было  введено в начале 20-х гг., когда  открылись библиотечные факультеты  при высших и средних педагогических и внешкольных вузах и техникумах.

       Для  всестороннего изучения библиотекарей  как особой социально – профессиональной  группы недостаточно рассматривать  их лишь в условиях трудовой  деятельности. Необходимо оценивать  всю систему многообразных связей и проявлений, характеризующих жизнедеятельность библиотечной сферы и библиотекарей в ней. Роль и значение библиотечной профессии, ее характер и качественные особенности определяются требованиями, предъявляемыми обществом к библиотекам и библиотечным специалистам.

         В настоящее время идет процесс  возрождения профессионального  сознания библиотекаря. 

В основе подготовки библиотекарей  лежат два фундаментальных принципа:

  1. Принцип целостности библиотечной профессии, предусматривающий формирование единого фундамента профессиональных знаний и умений.
  2. Принцип дифференциации библиотечной профессии, в основе которой лежит специализация библиотекарей.

Еще в начале XX века К.И. Рубинский сформировал следующие общие требования: «Библиотечный персонал должен  обладать  большими  знаниями, большой опытностью, не меньшею, чем персонал педагогический; он должен обладать не только общим образованием, не только педагогической подготовкой, не только знанием того, что нужно читать, что полезно читателю и что будет для читателя потраченным трудом, но полным знанием библиотечного дела, знанием той науки. Которая занимается его изучением».

      Современная  теоретическая и практическая  подготовка библиотекарей основана  на четырех блоках научных  дисциплин: общественно – гуманитарном, общенаучном, общебиблиотечном и специальном. Библиотекарь, кроме профессионального должен получить гуманитарное  общенаучное образование. Оно включает широкий спектр наук, прежде всего философию, теорию и историю мировой отечественной культуры, политологию и политэкономию, социальную психологию и педагогику, иностранные языки. Изучение этих предметов формирует общую культуру библиотекаря. Гуманитарная культурологическая подготовка воспитывает у библиотекаря способность критически воспринимать и перерабатывать многообразие точек зрения на развитие общества и культуры и вырабатывать убеждения, необходимые для плодотворной практической деятельности. На основе знания  общих закономерностей развития культуры, социологии, психологии, библиотекарь познает культурное развитие различных слоев населения, их духовных потребностей, факторов формирования читательских интересов, их дифференцированного удовлетворения, определяет методы привлечения населения к чтению, пользованию библиотеками, воспитания культуры чтения.

   Гуманитарной  направленности библиотечной профессии  не чуждо естественнонаучное и прикладное, например техническое, знание. Общепризнано, что библиотекари  должны быть всесторонне образованными людьми. Общенаучная подготовка библиотекаря должна способствовать приобретению им знаний, необходимых для более качественного усвоения специфики отношений «»библиотекарь – абонемент», «библиотекарь – документ», «документ – абонемент». Библиотекарь должен активно впитывать и в собственных целях использовать результаты научных исследований в различных отраслях знаний.

              В обобщенном виде можно библиотечную  профессию отнести к типу «человек – документ – человек» или в библиотечных терминах « библиотекарь – документ – читатель. Современный библиотекарь – профессионал – посредник между имеющимися в его распоряжении информационными ресурсами или системой документированных знаний и людьми, в них нуждающимися. Библиотекарь осуществляет социально – коммуникационную деятельность в процессе работы с читателями на основе  обмена  социальной информацией в документированной и недокументированной формах.

        Сложное по структуре и многоаспектное  по содержанию профессиональное  качество библиотекаря - знание книги. Включает целый цикл документоведческих  дисциплин: книговедение и историю книги, отраслевые библиографии, библиотечные фонды и каталоги, основы информатики, теорию документальных коммуникаций и история мировой литературы. Знание этих дисциплин вырабатывает  умение ориентироваться в потоке литературы и документации с учетом информационных потребностей групп читателей.

              По классификации Е.А. Климова профессия библиотекаря относится к типу «человек - человек», «человек - знаковая система», в некоторой степени «человек - техника», с преобладанием ручного труда. По форме действия библиотекаря носят речевой и умственный характер.

Производственные  операции и условия труда

Основные  операции, выполняемые библиотекарем:

  • обслуживание читателей, оформление и выдача литературы на дом;
  • организация выставок, культурно-просветительных мероприятий, кружков и клубов различной тематики;
  • создание и обслуживание электронных каталогов, Интернет-сайтов;
  • предоставление услуг сохранения и распечатывания информации с электронных носителей;
  • заполнение необходимой документации, в том числе на получение новых книг;
  • Выполняемые операции требуют достаточно высокой скорости в обслуживании читателей, точности, корректности выполнения.

Важными физиологическими качествами, необходимыми библиотекарю, являются:

  • хорошая память, которая необходима для запоминания расположения книг на полках, сюжетов прочитанных произведений с целью оценки и совета читателям;
  • достаточно быстрое чтение, позволяющее знать содержание как можно большего количества книг;
  • хорошее зрение;
  • быстрая скорость мышления и анализа поступающей информации, принятия решения;

К важным личностным качествам относятся:

  • усидчивость, умение сосредотачиваться на одной деятельности, способность к быстрой смене деятельности (при непрерывном потоке посетителей);
  • умение быстро писать и печатать (при наличии компьютерного оснащения);
  • способность выдерживать длительную нагрузку (физическую и эмоциональную)
  • коммуникабельность, корректность по отношению ко всем читателям (вне зависимости от личной приязни/неприязни), вежливость, отзывчивость, способность отстоять собственное мнение без выступания в споры и оскорблений, умение слушать и слышать людей, непредвзятость;
  • ответственность по отношению к людям и выполняемой работе, пунктуальность, точность;
  • отсутствие эмоционального напряжения при длительной монотонной деятельности (по оформлению документации) или в отсутствие субъектов общения.
  • эмоциональная уравновешенность - необходимый контроль за своими эмоциями, их проявлениями;
  • эстетическое чувство красоты, позволяющее наиболее привлекательно для читателей подать имеющуюся литературу;
  • интеллектуальная начитанность, обширные знания по всем областям, связанным с литературными произведениями, авторами.

Библиотекарь  – человек, который работает в  библиотеке и выдает людям книжки. Это вполне понятное и привычное для всех определение. Однако в настоящее время, когда электронно-вычислительная техника прочно вписалась во все сферы деятельности человека, работа библиотекаря не ограничивается только выдачей книг. Можно предположить, что должен знать подготовленный специалист, если на его обучение уходит пять лет в высшем учебном заведении. Так что же сейчас представляет собой эта профессия?

В первую очередь  необходимо выяснить, для чего она  вообще нужна. Компьютеры и Интернет предоставляют сейчас просто неограниченные ресурсы по поиску необходимой информации по всему свету. При желании, можно отыскать даже старые, вековой давности летописи. Но не все согласятся, что читать даже с модного ЖК-монитора приятнее, чем держать в руках добротную книгу. Но иметь у себя все книги невозможно. Таким образом, библиотека до сих пор предоставляет нам возможности поиска информации в удобном для нас виде. А библиотекарь помогает ускорить этот процесс, быстро и точно определить параметры поиска, предоставит список похожей литературы. В будущем, на мой взгляд, все это будет делаться не без помощи быстрых компьютеров, но человек всегда останется более компетентным и, что самое важное, приятным в общении. С компьютером же не поспоришь по поводу прочитанной книги, не обсудишь понравившиеся произведения.

Однако достаточно часто работа библиотекаря не ограничивается только привычными операциями. Часто  эта профессия оказывается, связана  с музейной работой, с краеведческими исследованиями. Именно поэтому предпочтительным стало принятие на работу библиотекарей с высшим образованием, которое предоставляет, к примеру, Институт культуры. Среднее образование предоставляет лишь Могилевский библиографический техникум, выпускающий ежегодно группу в 25-30 человек. Особенно высшее образование понадобилось с появлением новой Национальной библиотеки. Но и маленьких районных библиотек тоже немало, что позволяет достаточно свободно найти работу по специальности. Естественно, Национальная библиотека несравнимо более оснащена современными компьютерными технологиями, что требует умения ими пользоваться. В районных библиотеках самым сложным техническим оборудованием пока остается только ксерокс, который может освоить любой человек. Хотя в идеале в каждой библиотеке должна быть компьютерная база данных, позволяющая несравнимо быстрее отыскивать необходимые произведения, что ускорит выполняемую работу. Читальные залы должны быть оснащены персональными компьютерами, позволяющими читателям самостоятельно оформлять информацию в электронном виде, а также принтерами и сканерами для вывода этой информации на любые носители. Необходим сайт, позволяющий читателям из любого места в любое время узнать, какая литература присутствует в библиотеке. Библиотекари работают в две смены без перерыва, рабочая неделя шестидневная. Заработная плата библиотекаря с высшим образованием составляет около полумиллиона белорусских рублей. Работа библиотекаря также тесно связана с деятельностью социальных служб. Районные библиотеки обслуживают не только город и близлежащие села, но и удаленные деревни, что требует деятельность выездных библиотекарей, ориентированных на любую аудиторию. Также библиотекари работают с такими категориями населения, как пенсионеры и инвалиды, что требует выезд на дом.

 

Производственные операции и условия труда

 

Основные операции, выполняемые библиотекарем:

    • обслуживание читателей, оформление и выдача литературы на дом;
    • организация выставок, культурно-просветительных мероприятий, кружков и клубов различной тематики;
    • создание и обслуживание электронных каталогов, Интернет-сайтов;
    • предоставление услуг сохранения и распечатывания информации с электронных носителей;
    • заполнение необходимой документации, в том числе на получение новых книг;

По классификации  Климова профессия библиотекаря относится к типу «человек - человек», «человек - знаковая система», в некоторой степени «человек – техника», с преобладанием ручного труда. По форме действия библиотекаря носят речевой и умственный характер.

Выполняемые операции требуют достаточно высокой скорости в обслуживании читателей, точности, корректности выполнения.

Условия труда  представляют собой:

    • наличие рабочего места (стола, стула, компьютера) в помещении со стеллажами книг свободного доступа;
    • наличие отдельных помещений – книгохранилищ;
    • наличие залов для проведения различных мероприятий, читальных залов, оборудованных компьютерами.

Библиотечные  залы должны быть достаточно освещены лампами дневного света, окрашены в  светлые пастельные тона, иметь хорошую  звукоизоляцию от городского шума, не находиться на месте, под которым проходит подземный транспорт, создающий излишнюю вибрацию. Помещения проветриваемые, с кондиционерами или с большими окнами, имеющими жалюзи для снижения яркой солнечной освещенности в летний период.     

Психограмма

 

Важными физиологическими качествами, необходимыми библиотекарю, являются:

    • хорошая память, которая необходима для запоминания расположения книг на полках, сюжетов прочитанных произведений с целью оценки и совета читателям;
    • достаточно быстрое чтение, позволяющее знать содержание как можно большего количества книг;
    • хорошее зрение;
    • быстрая скорость мышления и анализа поступающей информации, принятия решения;

Информация о работе Рабочее место библиотекаря