Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:43, реферат
Стиль - от греческого - грифельдия писания; слово это служило также для обозначения способа изложения, склада речи. Слово «стиль» обладает в настоящее время самыми различными значениями, в зависимости от того, к какой области общественной жизни и искусства оно прилагается. Говорят о стиле политической деятельности и работы, о стиле личного поведения, о стиле тех или иных направлений в живописи и других видах искусства, о речевых стилях, о стиле литературного языка.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
1. Специфика публицистического стиля…………………………………...4
2. Газетный стиль и его особенности……………………………………….6
3. Оценочность речи………………………………………………………...10
4. Новизна значений слов в словосочетаниях……………………………..13
Заключение…………………………………………………………
Р
Е Ф Е Р Т
По
дисциплине: «Русский
язык и культура речи»
Тема:
«Публицистический
стиль»
2008
Содержание
Введение………………………………………………………
1. Специфика
публицистического стиля…………………
2. Газетный стиль и его особенности……………………………………….6
3. Оценочность речи………………………………………………………...10
4. Новизна значений слов в словосочетаниях……………………………..13
Заключение……………………………………………………
Введение
Стиль - от греческого - грифельдия писания; слово это служило также для обозначения способа изложения, склада речи. Слово «стиль» обладает в настоящее время самыми различными значениями, в зависимости от того, к какой области общественной жизни и искусства оно прилагается. Говорят о стиле политической деятельности и работы, о стиле личного поведения, о стиле тех или иных направлений в живописи и других видах искусства, о речевых стилях, о стиле литературного языка.
Поскольку условия языкового общения бывают различны, употребление языка не может быть всегда одинаковым. В разных случаях выбираются разные языковые единицы и различным образом объединяются. « Так создаются, - писал Г.О.Винокур, - понятия разных стилей языка - языка правильного и неправильного, торжественного и делового, официального и фамильярного, поэтического и обиходного и так прочие. Все такого рода « языки» представляют собой ничто иное, как разные манеры пользоваться языком. Наука, изучающая употребления языка, потому и называется стилистикой, что имеет дело с конкретными разновидностями языкового употребления, со стилями.
Более всего и теснее всего понятие стиля связано со словесностью. Стили языка: разговорный, литературный язык имеет три разновидности функционального языка: официально - деловой, научный, публицистический.
Цель
реферата - исследовать понятие
Поставленная цель предполагает раскрыть следующие задачи:
- специфику публицистического стиля;
- газетный стиль и его особенности;
- оценочность речи;
-
новизну значений слов в словосочетаниях.
1.
Специфика публицистического
стиля
Публицистический стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественно-экономических и культурных отношений. В нем реализуется информативная и воздействующая функции языка. Это сближает публицистический стиль с научным и даже с официально-деловым. Но в публицистическом стиле информативная и воздействующая функции имеют свои специфику. Информация, во-первых, предназначается не для узкого круга специалистов, а для широкого круга общества, во-вторых, должна доводится до адресата быстро, оперативно. Воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. В публицистическом стиле выделяются «подстили»: газетно-публицистический, радиотележурналистский, ораторский. Как видно из перечня «подстилей», публицистический стиль может выступать в письменной и устной формах. Общие черты публицистического стиля определяемые единством содержания и языковой формы текстов публицистического типа, следующие:
Многие ученые полагают, что без стандарта не возможно было бы обеспечить оперативность передачи сообщений, а потому он не является отрицательным качеством публицистического стиля. Под стандартом понимается устойчивый и воспроизводимый оборот (контекст), обладающий четким значением и экономно выражающий содержание (переход к рынку, антикризисная программа, меры по социальной поддержки населения, социальная политика государства, поиски компромиcса, акционирование предприятий, приватизация государственной и муниципальной собственности и т.п.). Исследователи публицистического стиля предлагают отличать от стандарта штампы, который представляет собой «стертое», «изношенное» выражение (кубок получил прописку в Москве, этажи шагают вверх и т.п.). Но отделим ли стандарт от штампа в такой, например, фразе: Точное следование Российскому законодательству подводит прочную основу под процесс приватизации, который набирает темпы («Известия» от 27.11.1992)?.
Как пример публицистического стиля приведем отрывок из статьи Ф.Бурлацкого « Русский государь», опубликованный в « Независимой газете» от 21.01.1994: Путеводной нитью в лабиринте сознания и подсознания будет для меня работа русского физиолога, лауреата Нобелевской премии Ивана Павлова « О русском уме».
Павлова интересует не сознание масс - невежественное и непробудившееся, а ум интеллигентного человека. Ибо « то», что произошло сейчас в России, есть, безусловно, дело интеллигентного ума, массы же сыграли совершенно пассивную роль». Я мог бы сказать абсолютно то же самое о нашем времени. Хотя немалое значение имела новая процедура выборов политических руководителей, хотя толпы народа нередко выходят на улицы, участвуют в митингах и демонстрациях, перестройка и реформация - в основном (или даже исключительно) дело интеллигенции.
Не
случайно такую огромную
роль играют печать
и телевидение. Тот,
кто контролирует средства
массовой информации,-
фактически направляют
политический процесс.
А контролирует их по -
прежнему власть.
2.
Газетный стиль и его
особенности
Публицистический стиль, одну из наиболее популярных разновидностей которого составляет газетный как вид массовой коммуникации, оказывается весьма сложным явлением из-за неодноразности его задач и условий общения и в целом особенностей экстралингистической основы. Более исследована на современном уровне является газетная публицистика и ее особенности.
Одной из важных функций
Эти две функции, как и
Газета призвана просвещать
Публицист, газетчик, умеющий увидеть
главное в сегодняшнем дне
и перспективу завтрашнего,
Часто выделяются несколько функций газеты: информационную, просветительскую, организаторскую, гедонистическую (развлекательную). Однако основной ее функцией, вбирающей все вышеуказанные и наиболее непосредственно выражающейся в стилистике речи, являются пропагандистско - информационная, или (ближе к стилистической терминологии) воздействующее - информационная, акцентом на аспекте воздействия.
По сравнению с другими
И это весьма симптоматично и лишний раз убеждает в том, что в них прежде всего и заключается стилистическая специфика публицистической речи.
Экспрессия газетной речи может осуществляться в разных формах, конечно не только готовыми языковыми выразительными средствами. Иногда подчеркивают интеллектуальность современной газеты, журнала, в противоположность прямой агитационности «в лоб», выражающейся в открытой речевой экспрессивности. Не стоит противопоставлять эти два свойства. Следует помнить, что и форма сдержанного, спокойного доказательства способа быть выразительной, т е. экспрессивной, оказываться воплощением той же воздействующей функции. В том и состоит стилистическое мастерство пишущего, чтобы исходя из требований конкретной коммуникации, выбрать наилучшее в данном контексте языковые средства воздействия на читателя.
Специфика публицистической речи заключается прежде всего именно
в особой и немереной выразительности, экспрессивности высказывания. Однако это черта выступает не изолированно. Другой основной стилевой чертой публицистической речи, связанной с экспрессивностью, является наличие стандарта, а отсюда - штампа.
Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В тоже время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые хотя и отстаивают одну мировоззренческую позицию, однако готовят свои материалы часто в отрыве один от другого. Отменим еще многообразие газетных жанров, наличие внештатных корреспондентов (любой читатель может выступить в качестве корреспондента, не зависимо от уровня речевой культуры и образования), публикации на страницах газет, материалов других сфер общения (объявления, приказы, распоряжения, проекты законов и др.). Все это накладывает отпечаток на стилевые особенности языка газеты. В результате почти неизбежно возникают речевые стандарты. Они появляются и по другим причинам: следствие повторяемости тематике (иногда сезонной - сравните темы по сельскому хозяйству), ограниченного круга тем - при учете периодичности издания. Поиски способов экспрессивности в особых условиях «газетного творчества» вызывают быстрый переход экспрессии в стандарт, когда даже оборот, удачный с точки зрения критериев выразительности, будучи подхваченным многочисленными корреспондентами во многих газетах, очень быстро, на глазах читателей, «стирается», превращаясь в штамп. Так положительное стремление, обусловленное одной из основных в этой сфере задач общения, нередко превращается в свою противоположность. Однако это не означает необходимости или даже возможности снижения требований к экспрессивности газетной и, в целом, публицистической речи.
Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров
определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющие специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных «дозах») свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых разновидностей, что единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, примат в этом единстве имеет, думается, первый компонент.
Указанные экстралингвистические основы публицистической сферы общения определяют стилевые черты, стилистические признаки или лингвистические средства их реализации в газетной речи.
Экспрессивная
функция газеты, обусловленная ее
пропагандистской направленностью, вызывает
открытую оценочность речи. Последняя
особенно остро проявляется полемике
с идеологическими противниками и положительных
оценках достижений нашей действительности.