Проблема выбора в повести В. Быкова "Обелиск"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Вот уже 55 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. И чем дальше мы отходим от дней войны, тем ярче величие ратного подвига советских людей, тем значительнее Победа—не только для минувшего, но и для современности.
Война была крайним испытанием духовной прочности советского человека и всего нашего народа. Испытанием на разрыв. «Она поставила человека на край бездны, как будто проверяла, на что он способен, чем он жив, где берет силы» (Тихонов).
Особенность литературного процесса того времени в том, что советские писатели всматриваются прежде всего в духовные, нравственные истоки нашей Победы, показывают, с какой явственностью и неопровержимостью выявила трагедия войны духовные и нравственные ценности, силу духа советского человека.11
Писатели этого времени, изображая войну, где сотни, тысячи, миллионы людей действуют по приказу и выполняют распоряжения своих командиров, часто в центре повествования ставили ситуацию личного нравственного выбора, самостоятельного решения. В таких решениях, принимаемых в критические моменты абсолютно один на один только с самим собой, человек раскрывается по-настоящему. Именно в ситуации личного нравственного выбора проявляется суть человека, его совестливая первооснова. И вместе с тем становится особо очевидной роль отдельного человека и значение его поступка, поведения.

Содержание

Введение..................................................................................................................................3
1. Краткая биография писателя.......................................................................................4
2. Место произведения, военной тематики в творчестве писателя.............................4
3. История создания произведения................................................................................5
4. Проблема выбора в повести В. Быкова «Обелиск»..................................................6
Заключение............................................................................................................................12
Список использованной литературы...................................................................................13

Работа содержит 1 файл

Обелиск.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

      Спор, который ведется в повести "Обелиск", помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

      Авторское отношение к героям и ситуациям  ощущается в системе образов  и тоне повествования.

      Герои Быкова просты на первый взгляд, но через  их характеры раскрываются  важные черты народной войны. Поэтому, хотя в центре повести  всего несколько эпизодов и действуют два-три героя, за ними ощущается масштаб всенародной битвы, в которой решается судьба Родины.7

    Персонаж "Обелиска" Ткачук говорит, имея в  виду наследие военных лет: что-то очень важное обязательно должно остаться от нравственной силы людей, "…не может не остаться. Такое не пропадет. Прорастет,… помнишь, как у Некрасова: "Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь, иди и гибни безупречно, умрешь не даром: дело прочно, когда под ним струится кровь". Вот! А тут крови пролилось ого сколько! Не может быть, чтобы зря".

    Ткачук  имеет в виду подвиг самопожертвования, совершенный учителем Алексеем Ивановичем Морозом, а также подвижническую деятельность только что ушедшего из жизни Павла Миклашевича, тоже учителя, преданного ученика Мороза. И мысли его, старого уже человека, - о будущем, о том, чтобы горел, разгорался огонь справедливости, добра, мужества.

    Трагична  эта летопись героизма. Но она и  светла, потому что доказывает: нет предела моральной силе, величию человека.7

    Такой вывод, несомненно, делает читатель и  из повести "Обелиск".

    В произведении этом полемический заряд  проявляется не только в самой  логике действия: открытым спором насыщен  рассказ о Морозе, ведущийся Ткачуком, не раз возникает в нем негодование по поводу "глухарей", которые не смогли понять, оценить по достоинству подвиг учителя. Ведь и имя Мороза появилась на обелиске недавно, только после долгих, упорных хлопот, предпринятых Миклашевичем. Имя учителя прибавилось к именам пятерых школьников, казненных оккупантами, стало впереди них.

    Мороз не принимал участия в дерзкой  вылазке подростков, имевшей столь  роковое последствие, даже не знал о  ней. Но он был воспитателем ребят, наставником  их. Главное же, он добровольно разделил их участь, пошел с ними на казнь.

    Поступок  этот исключителен. Лишь размышляя  о нем (а повесть В. Быкова, в  сущности, и представляет собой размышление), лишь принимая во внимание все обстоятельства, можно постичь его в полной мере.

    "Глухари", они, как говорится, были и  есть. И все-таки существует большая  разница между равнодушным, ограниченным  заведующим районо Ксендзовым, для  которого с именем Мороза и  до сего дня связано нечто  неясное, сомнительное, и партизанским  командиром Селезневым.

      Труднейшая пора организации сопротивления врагу. Селезнев весь в заботах об отряде, его боеспособности. Намерение Мороза уйти - нарушение, причем, это очевидно Селезневу, ничем не неоправданное, бессмысленное. Неужто можно поверить немцам, объявившим: пусть придет и сдастся учитель, тогда подростков отпустят? Ясное дело, не отпустят, повесят и их, и учителя.

    Ясно  это и самому Морозу. Он не возражает, когда ему говорят, что идти в  Сельцо - "самое безрассудное самоубийство", даже соглашается: "Это верно". Но тут же "очень спокойно так" добавляет: "И все-таки надо идти".

    Ткачук, комиссар партизанского отряда, хорошо знавший Мороза по предвоенной поре, чувствует силу этой спокойной убежденности, хотя и не может осознать, в чем  тут суть. Да и что, собственно, значило тогда - осознать? Согласиться, чтобы Мороз отправился на смерть? А позже, когда Ткачук вместе с командиром подписывал сведения о выбывших партизанах, Мороз оказался в списке попавших в плен: не до того было, чтобы разбираться, да, наверное, и сам порядок отчетности не располагал к многообразию вариантов. Борьбу за Мороза, за доброе героическое имя его Ткачук начал спустя много лет. Вел ее вместе с Миклашевичем и, как можно понять, под сильным его влиянием: видел в этом больном, израненном, мужественном человеке, единственном, кто чудом уцелел среди тех приговоренных к смерти подростков, духовного преемника Мороза, олицетворенное продолжение добрых наставнических дел.10

    Так откуда все-таки она шла, убежденность Мороза в правильности сделанного выбора, убежденность, понятая ныне Ткачуком, еще ранее до конца прочувствованная Миклашевичем?

    Мороз ценою жизни поддержал в своих  учениках, в жителях деревни веру в человека - ту веру, которую оккупанты  так упорно стремились уничтожить. Он пошел в Сельцо, потому что матери схваченных ребят, руководствуясь не рассудком, но сердцем, надеялись: Алесь Иванович что-нибудь придумает, спасет. Пошел, чтобы мужеством своим помочь обреченным, помочь уже тем, что будет рядом с ними и вместе с ними в страшный час. Пошел, ибо такой поступок вытекает из всего, что делалось в школе Сельца во время его там учительства.

    Недолгим  было это время: всего два года. Но ученики успели сродниться с учителем. Целый ряд живых, красноречивых  подробностей говорит нам, как прочно это родство, как естественно детям считать школу вторым домом. Случалось, она была и домом единственным: Мороз поселил у себя парня, спасая его от отцовских побоев. Да и вообще все дела, заботы детей учитель принимал как свои. Узнал - беднячка-вдова не пускает дочек в школу: обувка плохая для зимней поры, и ходить далеко. Справил девочкам ботинки,  хотя сам жил очень бедно,  поручил старшему школьнику провожать их, когда возвращаться приходилось в темноте (а то и сам провожал).  Мороз стремился, чтобы помощь слабым, всем, кто в ней нуждается, стала нормой в отношениях между детьми, чтобы каждый ощущал локоть другого - в учении ли, в совместной ли работе, чувствовал себя человеком, на которого можно положиться. А прежде всего положиться можно было, это видели, это твердо знали, на самого Мороза, не отделявшего себя от учеников, верно служившего им требовательностью своей и любовью.7

    Тонкий, творческий педагог, Мороз широко понимал  свои задачи, действовал не по букве  инструкций, а исходя из реальных интересов  учения, воспитания, как выразился Ткачук, "был мастер путать постулаты", если это отвечало доброй цели. Не только в школе, во всем селе высок был авторитет молодого учителя, с ним советовались по житейским делам, его мнению, слову доверяли. Даже когда началась оккупация, этот учительский авторитет помог Морозу сохранить школу, влияние на детей, а также полезно работать для партизан.

    Очень важно иметь в виду: Сельцо находится  в западно-белорусских землях, лишь в сентябре 1939 года освобожденных, воссоединенных с Советской Белоруссией. Тогда-то и прибыл сюда Мороз, тогда-то и начал свою работу. Он ощущал себя не просто учителем - представителем строя, основанного на принципах социальной справедливости, гуманности. Он хотел, чтобы ребята скорее и глубже "поняли, что они люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане", "равные в своей стране". Вот почему так заботился Мороз о приобщении детей к богатству культуры (вспомним волнующую сцену чтения вслух "Войны и мира"), вот почему всячески стремился "очеловечить" их, пробудить и укрепить чувство собственного достоинства.

    Конкретность  сциально-исторических обстоятельств  придает особую глубину и остроту  всей основной коллизии повести, по-особому  освещает подвиг Мороза. И, можно сказать, в корень смотрит Ткачук, когда гневно парирует Ксендзова, заявившего - а, собственно, что такое совершил Мороз, убил ли он хоть одного немца? "Он сделал больше, чем, если бы убил сто, - восклицает Ткачук. - Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете,  какой это аргумент? И в чью пользу…"5

    "Такое  не пропадет. Прорастет…" - приводили  мы слова Ткачука. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

        Тема морали, нравственных исканий  активно разрабатывается всей  нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. 8

        Война не обошла никого. Она  затронула каждого, кто жил  в России в это страшное  время. Миллионы людей очутились в ситуации, когда необходимо было сделать выбор, при этом каждому приходилось выбирать самому, сообразно своим нравственным навыкам, своей совести. И было много таких, которые не выдерживали испытания войной . Но были и те, кто не отступил, прошел войну до конца, совершил подвиг, стал героем . И этот подвиг, как бы внешне «незначительно» он ни выглядел, обусловлен нравственным миром человека, его внутренней человеческой сущностью, его пониманием своей личной ответственности—ответственности перед людьми, перед Родиной, перед собственной совестью.9

        «Во время войны,-писал В. Быков,-как  никогда ни до, ни после нее,  обнаружилась важность человеческой  нравственности, незыблемость основных  моральных критериев. Не нужно  много говорить о том, какую  роль тогда играли и героизм и патриотизм. Но разве только они определяли социальную значимость личности, поставленной нередко в обстоятельства выбора между жизнью и смертью? Как известно, это очень нелегкий выбор, в нем раскрывается вся социально-психологическая и нравственно-этическая суть личности». 4

      Творчество  В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая  десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о  людях сильных духом, способных  встать над обстоятельствами и самой смертью и сделать правильный выбор. 11

 Список использованной литературы:

1. Быков В., Круглянский мост, Собрание сочинений, т.3, М., Молодая гвардия, 1985.

  1. Быков В.В. «Обелиск», М., 1973.
  2. Дедков И. Василий Быков. Повесть о человеке, который выстоял. - М.: Советский писатель, 1990.
  3. Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. М., 1980.
  4. Духан Я. С. Великая Отечественная Война в прозе 70-80-х годов. Ленинград "Знание" 1982г.
  5. Журавлев С.И.  Память  пылающих  лет.  Современная  советская  проза  о Великой Отечественной войне. М., 1985.
  6. Иванов Д.К. Герой в современной прозе. М., 1988.
  7. Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. М., 1979.
  8. Литература великого подвига. Великая Отечественная  война  в  советской литературе. Выпуск 4. М. 1985.
  9. Сильников М.. Во славу павших, во имя живущих. М.:"Молодая гвардия", 1985г.
  10. Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.,1999.
  11. Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989.

Информация о работе Проблема выбора в повести В. Быкова "Обелиск"