- В
самом сюжете романа заложена главная
идея эстетизма о безусловном
превосходстве искусства над
реальной жизнью, как пример, последняя
сцена, когда Дориан пытался убить
свое изображение на портрете. А это
в свою очередь доказывает, что философия
наслаждения не может заполнить духовный
мир человека. . Главный герой деградирует
морально, его внутренний мир полностью
противоположен его внешности. Дориан
выбирает тщеславный образ жизни, ради
своего удовольствия. Оправдывается тяжелым
детством, строгим воспитанием, чем противостоит
трудностям и соблазнам.
Итак, на основе исследования можно сделать
вывод - эстетизм имеющийся в романе О.
Уайльда «Портрет Дориана Грея». Оскар
Уайльд уверен - существует нечто спрятанное
в самой красоте и искусстве, что указывает
не только на путь наслаждения, но также
может привести к страданиям в результате
столкновения с несовершенным реальным
миром, который люди создали для себя. А
это значит, что искусство диктовалось
волей художника и подлежало только суд
эстетических законов. По мнению Уайльда,
искусство, не выражает ничего, кроме самого
себя, существует самостоятельно и развивается
по своим законам. Искусство не является
порождением определенной эпохи или ее
воспроизведением, ибо оно выше жизни. Нельзя не сказать об
этом романе одновременно как о гимне
эстетизму, так и о «эстетической антиутопии»
(К. Чуковский «Оскар Уайльд» С. 693). В этом
романе О. Уайльд наиболее полно выражает
основные позиции своей теории эстетизма.
Двадцать пять афоризмов предисловия
в концентрированном виде определяют
систему эстетических взглядов автора.
Мы переходим к анализу первой проблемы
романа.
«Художник – тот, кто создает прекрасное
– гласит первый из афоризмов. И действительно,
художник Бэзил Холлуорд создал прекрасный
портрет: «…на мольберте стоял портрет
молодого человека необыкновенной красоты»,
«…художник смотрел на прекрасного юношу,
с таким искусством отображенного им на
портрете…». Но не этот же портрет – прекрасное
творение искусства – создает ужасное
чудовище, которым становится Дориан?
«…Крик ужаса вырвался у художника, когда
он в полумраке увидел жуткое лицо, насмешливо
ухмыляющееся ему с полотна. В выражении
этого лица было что-то возмущавшее душу,
наполнявшее ее омерзением. Силы небесные,
да ведь это лицо Дориана!». «Вы же говорили
мне, что уничтожили портрет!» - говорит
Бэзил за мгновение до своей гибели. «Это
неправда. Он уничтожил меня», отвечает
Дориан перед тем, как окончательно погубить
свою душу, и , вкладывая эти слова в уста
своего персонажа, Оскар Уайльд, возможно,
сам того не ожидая, опровергает первый
свой тезис.
«Те, кто в прекрасном находят дурное,
– люди испорченные.… Те, кто способны
узреть в прекрасном его высокий смысл,
– люди культурные. Они не безнадежны».
– Следующий афоризм Уайльда. Но и ему
суждено быть опровергнутым на страницах
романа. Ни Бэзил, ни более чем проницательный
лорд Генри воспринимает только внешнюю
красоту Дориана, не видят ужасной души
героя. Никто не верит в то, что Дориан
способен совершить преступление. Удивительная
красота Дориана затмевает глаза и Джеймсу
Вэйну, который, желая отомстить за погибшую
сестру, так и не смог осуществить свой
замысел, просто не поверив, что такой
прекрасный юноша мог быть таким жестоким
и безжалостным. И он, как Бэзил, расплачивается
за свою ошибку жизни.
«Художник – не моралист», утверждает
Уайльд, но истинный художник Бэзил –
лишь один из героев романа – пытается
вернуть Дориана на праведный путь: «Молитесь,
Дориан, молитесь!.. будет услышана и молитва
раскаяния» – в порыве ужаса говорит он,
увидев портрет.
Но противоречит ли финал романа, в котором
герой наказан и предстает перед читателями
в самом ужасающем виде, высказыванию
автора «Художник – не моралист»? Думается,
нет. По существу, Уайльд не отрицал нравственного
содержания литературы: он выступал лишь
против нарочитой назидательности. Тема
морали в романе остается открытой. А мы
переходим к исследованию проблематики
романа.
- Проблема
соотношения искусства
и действительности
Следующей в нашей работе мы выделим проблему
соотношения искусства и действительности.
Эта проблема занимает особое, ведущее
место и в произведении и во всем творчестве
Оскара Уайльда.
Тесную связь с искусством мы можем увидеть
уже в имени главного героя: «Дориан» (с
англ. «дорический») – искусствоведческий
термин, что обозначает древнейшие памятники
классической античности.
Тема соотношения искусства и действительности
проходит через весь роман. Она реализуется
во многих аспектах, основные из которых
соотношение формы и содержания (здесь
мы можем привести пример самого Дориана
Грея – его внешности и внутреннего мира);
вечность и мгновение прекрасного, искусства,
отношение творца и его творения, этическое
отношение к искусству, прекрасному.
Интересно изображена в произведении
проблема отношения творца и его творения.
По выражению художника Бэзила Холлуорда,
«в истории человечества есть только два
важных момента. Первый – это появление
в искусстве новых способов изображения,
другой – появление в нем нового образа».
Бэзил Холлуорд создал портрет своего
друга Дориана Грея, совершенное произведение
искусства. И с этого момента портрет и
натурщик становятся неделимы (вот, мы
видим тесное переплетение искусства
и действительности). Сначала Дориан Грей
не видит своей красоты, потом появляется
лорд Генри. В его словах – гимн красоте,
предостережение, что она пройдет. «Вам
дана чудесная красота молодости, а молодость
– единственное богатство, которое стоит
беречь», «Пройдет молодость, а с нею и
красота – и вот вам вдруг станет ясно,
что время побед прошло».
Когда Дориан смотрит на портрет, в нем
просыпается зависть, ведь это красота
бессмертна. «Если бы я мог быть вечно
молодым, а старел портрет!». Мысль Дориана
материализуется. И проходит деление на
форму и содержание, что и приведет к гибели
Дориана, его падению. Портрет и натурщик
(искусство и действительность) меняются
местами. Портрет стает содержанием, внутренним,
а Дориан – всего лишь совершенной формой,
оболочкой.
Интересно проследить соотношение формы
и содержания среди остальных героев произведения,
об этом мы поговорим далее. Так, для лорда
Генри его душей, сущностью становится
Дориан Грей, а он сам остается внешней
«благопристойной» оболочкой. Для Дориана
Грея его настоящее «я» вмещено в портрете,
а он сам – лишь очеловеченное изображение.
С другой стороны, для Бэзила Холлуорда
портрет становится и формой, и содержанием,
потому что в нем его заветная мечта, идеал,
абсолют красоты. В Сибилле Вэйн Дориана
Грей любит только внешнее (созданные
ею образы разных героинь): «В ней живут
все великие героини мира! – восхищается
Дориан, – она более чем одно существо».
Но так о Сибилле Дориан говорит в начале
их отношений, вовлеченный в мир искусства
и ролей, созданных Сибиллой, называя ее
«Святыней». Но вскоре он заговорит со
всеми иначе: «Хотел бы я думать, что она
больна, – возразил Дориан. – Но вижу,
что она просто холодна и бездушна. Она
совершенно изменилась. Вчера еще она
была великой артисткой. А сегодня – только
самая заурядная средняя актриса – в порыве
отчаянья говорит он своим друзьям и этот
момент стает переломным в судьбе Дориана.
Форму он предпочел содержанию, и этим
по сути убил Сибиллу и уничтожил часть
своей души, положив начало чудовищным
превращениям портрета.
Ирина Кузьминчук в статье «Парадоксы
Оскара Уайльда» условно делит героев
романа на два лагеря: люди, что создают
искусство (художники) – Сибилла, Холлуорд;
и люди, что воспринимают, размышляют об
искусстве (критики) – Дориан и Лорд Генри.
Художник по размышлению автора – это
тот, кто создает прекрасное. Критик –
тот, кто способен в новой форме или при
помощи других способов передать впечатления
от прекрасного. Возможно по этому «художники»
дружбу, любовь ценят выше за искусство,
а «критики» не способны заглянуть за
оболочку, отбрасывают настоящее чувства,
удовлетворяясь увиденным, – театральным,
эстетичным. «На сцене все гораздо реалистичнее,
чем жизни» – говорит лорд Генри.
Высшая, как и низшая форма критики, считал
автор, – один из видов автобиографии.
Изображая биографию Дориана, писатель
поднимает вопросы, ответы на которые
мы ищем каждый раз, когда открываем роман.
Вогнав нож в изуродованный портрет, Дориан
убивает себя. Этим утверждается мысль
о вечности прекрасного, вечности искусства
(портрет становится таким же, каким его
создал Бэзил). «Войдя в комнату, они увидели
великолепный портрет своего хозяина,
во всем блеске его дивной молодости и
красоты, а на полу с ножом в груди лежал
мертвый человек во фраке. Лицо у него
было морщинистое, увядшее, отталкивающее.
И только по кольцам на руках слуги узнали,
кто это».
Смертью
своего героя – парадоксально, может,
неожиднно для самого себя – Оскар Уайльд
вынимает краеугольные камни с фундамента
философской доктрины лорда Генри (а их
так часто отождествляли!), заставляя искать
другие жизненные убеждения, истины.