Приемы психологического анализа используемые Л.Н. Толстым в романе «Война и мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Анализ диалектики души в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Задачи исследования:
-рассмотреть приемы психологического анализа используемые Л.Н. Толстым в романе «Война и мир»;
-проанализировать отношение Л.Н. Толстого к героям романа;
- Князь Андрей Болконский, Пьер Безухов и раскрытие их характеров Л.Н. Толстым

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Приемы психологического анализа используемые Л.Н. Толстым в романе «Война и мир»……………………………………………………………………..5
2 Отношение Л.Н. Толстого к героям романа…………………………………..7
3 Князь Андрей Болконский, Пьер Безухов и раскрытие их характеров Л.Н. Толстым……………………………………………………………………………9
4.Внутренний монолог героев романа как «выражение диалектики души»...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

реферат диалектика души в романе Толстого Война и мир.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Через заблуждения, ошибки и  обман проходит и другой герой  романа - Пьер Безухов. Впервые мы встречаемся с Пьером в салоне Анны Павловны.

Этот " толстый  молодой человек с стриженой  головой, в очках", только что приехавший из - за границы "был в обществе в первый раз". Безухов неуклюж, неповоротлив, но не в этом главная  причина непринятия его обществом. Он - "новый человек" в этом мире лицемерия и не умеет скрывать свои истинные чувства под маской приветливости. Убеждения героя идут вразрез с общепринятыми. Но вдруг пренебрежение по отношению к Безухову всего общества сменяется на уважение и любовь. Что же случилось? Дело в том, что Пьер, будучи незаконным сыном графа Безухова, получает после его смерти огромное наследство. Неожиданно этот "неуклюжий молодой человек" становится всеобщим любимцем: "Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному". Добрый Пьер был уверен, что его окружают искренние люди, что все его действительно любят, всем он нравится: " Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто - нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его". Деньги - это первое и, пожалуй, одно из самых сложных испытаний, которые придется пройти Пьеру. Но сейчас он только вступает на свой жизненный путь. Характер героя еще не сложился, он вырос далеко от семьи, вне традиций отцовского круга. У молодого графа Безухова, по выражению князя Андрея, "золотое сердце", однако его страстная, темпераментная натура не признает никакой дисциплины, поэтому бушующие в нем силы, находят выход в разгуле и кутежах6.

А в это время  князь Василий Курагин, один из тех  двуличных членов светского общества, которые, словно мухи на мед, слетелись  на весть о наследстве, строит планы  женитьбы Пьера на своей дочери Элен. Вскоре все светское общество уверенно, что Безухов собирается предложить ей замужество, хотя Пьер и не помышляет об этом: " … между ним и Элен образовалась какая - то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль…испугала его…". Но постепенно герой сживается с этой мыслью, внушаемой ему всеми, и решает, что, наверное, так это и должно быть: "Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их". Женитьба Пьера на светской красавице Элен, глупой и безнравственной женщине, духовно совершенно ему чуждой, не приносит счастья. Мало что меняется в его жизни: все те же кутежи, та же праздность. Но герой не разочаровывался в жизни из - за неудавшегося семейного благополучия.

Среди героев романа "Война и мир" мы можем именно Безухова назвать правдоискателем. Пьер - человек интеллектуальный, ищущий ответы на самые главные нравственные, философские, социальные вопросы, вопросы смысла человеческой жизни. Герой добр, самоотвержен, бескорыстен. Он погружен в размышления о судьбах человечества, далек от мирских материальных расчетов.

За внешней  мягкостью и даже бесхребетностью  Пьера скрывается большая духовная сила, независимость мыслей: "…  любил спорить и, несмотря на свою распущенность и слабость в жизни, в деле мысли и спора он обладал логической последовательностью…" Л.Н. Толстой наградил Безухова способностью не "заражаться" подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавшего его. Обжегшись на своей доверчивости к людям и наивности, Пьер приобрел чуткость души, прозорливость. Как быстро и безошибочно он разгадывает истинную сущность Бориса Друбецкого. Но почему же с такими душевными качествами Безухов выглядит неуклюже, нелепо? Неумение героя держать себя в обществе могло бы быть смешным, если бы за этим не скрывалась глубокая сосредоточенность.

Способность отвлекаться  от внешних обстоятельств, уходить  в свой собственный мир - одна из его характерных черт. В плену  солдаты удивляются "непонятной для них способности сидеть неподвижно и, ничего не делая думать…". Пьер не ученый, не философ, он всего лишь молодой дворянин, которого сама жизнь ставит перед необходимостью решать серьезные нравственные проблемы. Каждая черта его духовного облика подчеркивает искренность стремления служить людям. Именно из таких дворян выходили люди, готовые отдать все за освобождение народа. И не случайно среди них после долгих социально - нравственных исканий оказывается в конце произведения и Пьер Безухов. Эти искания душевных, искренних человеческих отношений сказываются у героя в пренебрежении богатством, жизненными благами. В окружении корыстных Курагиных, Друбецких, Долоховых он вскоре убеждается, что деньги не могут прибавить "спокойствия души". Равнодушие к собственности - очень важная черта в характере Пьера. Богатство - одна из главных привилегий правящего класса. Отказываясь от благополучия, герой тем самым приближается к народу. Лишь причастность к простым людям, к их судьбе в эпоху Отечественной войны, ощущение всеобщего национального бедствия как личного горя, открывает перед Пьером новые перспективы и идеалы. Вскоре Безухов обретает долгожданное счастье. Он находит его рядом с женщиной, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь. Именно теперь, когда Пьер обрел поддержку и понимание любящего человека, он открыл в себе стремление и силы стать декабристом, выступать за освобождение народа. Хочется верить, что он осуществит свои мечты.

Например, таким  переломным этапом для Пьера Безухова является момент его нахождения в  плену, где он рядом с простыми людьми, солдатами обретает силу духа, проявляет наилучшие свои черты. Кроме того, там, в плену, Пьер встречает Платона Каратаева, который раскрывает ему глаза на истинный смысл жизни. Аналогичным образом меняется и Андрей Болконский после ранения в сражении и после смерти отца. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение - все эти впечатления оставляют неизгладимый след в душе князя Андрея, вызывают резкие изменения в его духовном состоянии. Подобные перемены происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марьей - все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного и наносного, что в них было, и обрести свое истинное лицо, стать теми, кем они являются на самом деле. Духовная красота героев Толстого проявляется в этом непрерывном внутреннем борении мысли и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Жизненный путь их - это путь страстных исканий, ведущих к правде и к добру7.

 

 

 

 

 

4.Внутренний монолог героев романа как «выражение диалектики души»

 

Выражением  “диалектики души” часто служит у Толстого внутренний монолог персонажа - поток мыслей и чувств, беззвучная речь. Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в этой непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в беспрерывных исканиях смысла жизни, в грезах о деятельности, которая принесла бы пользу всему народу. Их жизненный путь - это путь постоянных исканий, непременно ведущий к правде и добру.

В романе “Война и мир” прослеживается четкое разделение героев на положительных и отрицательных. Основными чертами последних  являются бедность внутреннего мира, отсутствие нравственных принципов, узость интересов и стремлений. В то время как положительные герои - это полноценные личности с богатейшим духовным миром, они находятся в постоянном поиске чего-то нового, стремятся к совершенствованию. Истинную красоту души человеческой автор раскрывает на примере двух главных героинь - Наташи Ростовой и княжны Марьи, которые, по мнению Толстого, являются идеалами женщин. Их судьбы и характеры различны, как и их душевные искания и переживания.

Думаю, ни у кого из читателей не вызывает сомнения, что Наташа Ростова, эта “...черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка...” - самая любимая героиня писателя. Она жизнерадостна и непосредственна, ее переполняет жизнелюбие. Любовь - сущность характера Наташи. Вообще, в семье Ростовых и старшие, и младшие, и даже слуги объединены глубокой взаимной любовью. Наташу любят все: и близкие, и малознакомые люди; потому душевное соприкосновение с ней доставляет окружающим радость, оно вдохновляет, возвращает любовь к жизни. Так было с Николаем, когда он, проигравшись Долохову, возвращается домой раздраженный и слышит пение сестры. В этот момент он понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она настоящее...”8.

По мысли  Толстого, все человечество должно быть связано именно такими желанными  духовными устремлениями навстречу друг другу. Автор считал, что справедливость может быть обеспечена только единством нравственных людей. Внутри подобного единства не может возникнуть и мысли о насилии.

Другая героиня  романа - Марья Болконская - предстает перед читателем совершенно не похожей на Наташу. Н. Н. Гусев, биограф Льва Николаевича, писал, что “из всех лиц ближе всех душе автора, несомненно, княжна Марья Болконская с ее глубокими и лучистыми глазами и такой же душой”.

Для Марьи характерны замкнутость и душевное одиночество. В ее душе идет постоянная борьба между желанием любить всех христианской любовью и мечтой о простом земном чувстве. Конечно, смирение и самопожертвование, которые отличают эту героиню, не представляются в романе как высшая жизненная цель, но Толстой отдает дань уважения такому духовному порыву. В романе автор стремится подчеркнуть не внешнюю, а внутреннюю красоту своих героев. Он наделяет их чувством патриотизма, всеобъемлющей любовью ко всем окружающим, убежденностью, что смысл жизни - в любви.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Диалектика  души -  понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в  художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.).

Л. Н. Толстой  судьбой своих героев утверждает, что "спокойствие - душевная подлость", и определяет, что всем хорошим людям свойственна неудовлетворенность собой. В душевных поисках героев романа "Война и мир", в их разочарованиях и надеждах отразилась важная сторона жизни начала девятнадцатого века и возможность для нас увидеть и почувствовать важную грань жизни.

Одной из главных  тем романа - эпопеи Л.Н. Толстого "Война  и мир" стала диалектика души героев, прошедших через Отечественную  войну, героев, которые "падали", но вновь "вставали" и продолжали путь.

В своей эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой сумел  изобразить неповторимые образы и, главное, что его интересовало в героях, - нравственный поиск каждого, умение человека совершенствовать свою душу. Рисуя нравственно близких ему героев, писатель изображал их внутреннюю жизнь, его интересовал путь духовного развития человека. В процессе становления героев как личностей происходят самые неожиданные и кардинальные перемены в их мыслях и в душевном состоянии. Но Толстой не ограничивался изображением результатов психологического процесса, ему был интересен самый процесс. Толстой показал, как самые разные жизненные впечатления оказываются решающими, вызывают моментальный переворот в жизненной позиции героя, в его представлении о мире, о самом себе в этом мире. Писатель внес в психологизм русской литературы свое открытие, которое Н. Г. Чернышевский назвал «диалектика души» Толстого (правда, применительно к героям из его военных рассказов).

Автор все время  пытался протиснуться сквозь что-то и куда-то, снять какой-то заслоняющий  пласт, и там, за какими-то оболочками, заслонами, за потоком текучих, случайных и верхних наслоений увидеть то, что, собственно, ему и нужно, и здесь уже окончательно остановиться.

Л. Н. Толстой  попытался выступить в своем  романе тонким психологом, знатоком переменчивой и противоречивой человеческой души, поведать людям о том, что все они способны находиться в противоположных состояниях, подобных тем, которые испытывают персонажи его эпопеи. Кроме того, эти мысли, чувства и настроения зависят от непрерывного потока внешних воздействий: на разум, чувственные ощущения и поведение накладывают отпечаток возраст человека, его воспитание, социальное положение, обстановка, в которой он находится в те или иные моменты своей жизни, а также люди, окружающие его. Л. Н. Толстой прослеживает, как постепенное, едва заметное накопление в душе человека все новых и новых настроений, чувств, впечатлений приводит в конце концов к крутому повороту и взрыву.

Толстой различает  два основных состояния в человеческой душе: это то, что делает человека человеком, нравственное его содержание, устойчивое и неизменное, и неподлинное, ненастоящее, то, что привносится обществом (светский блеск, стремление к карьерному росту и соблюдение внешних приличий). «История души» - так называется процесс, при котором происходит вырастание человека через борьбу, когда душа проходит взлеты и падения и обретает спокойствие, избавившись от «суеты», в результате становится «настоящим человеком», подлинным. Такой герой наиболее важен для автора, поэтому Толстой «стремится взять человека там, где он собою меньше всего управляет», в наиболее важные и ответственные моменты жизни, когда он наивен, непосредствен и близок с природой.

 

Список литературы:

 

  1. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир». - М.: Художественная литература, 1978.
  2. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. - М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.
  3. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». - Л.: Художественная литература, 1977.
  4. Днепров В.Д. Искусство человековедения: Из художественного опыта Л.Толстого. - Л.: Советский писатель, 1985.
  5. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н.Толтого. Создание великой книги. -М.: Книга, 1966.
  6. Л.Н.Толстой В воспоминаниях современников: В 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1978.
  7. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н.Толстого. - Новосибирск: Наука, 1978.
  8. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»  в русской критике. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
  9. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. - М.: Изд-во МГУ, 1959.
  10. Толстой Лев Николаевич//Краткая литературная энциклопедия.-т.7.- М., 1972. –Ст.548 – 564.
  11. Фейн Г.Н. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Целостный анализ, - М.: Просвещение, 1966.
  12. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир».- М.: Высшая школа, 1983.
  13. Шкловский В. Лев Толстой.-М.,1963 – (ЖЗЛ).
  14. Этхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы.-М.,1960.

Информация о работе Приемы психологического анализа используемые Л.Н. Толстым в романе «Война и мир»