Преступление и наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

Исследователи творчества писателя предполагают, что замысел романа «Преступление и наказание» возник у Ф.М. Достоевского на каторге. Подтверждением тому служит его письмо к брату, датированное 9 октября 1859 года, в котором есть такие строки: «В декабре я начну роман (…) Всё сердце моё с кровью положится в этот роман.

Работа содержит 1 файл

Преступление-наказание.docx

— 20.86 Кб (Скачать)

Об истории создания романа «Преступление и наказание».

Исследователи творчества писателя предполагают, что замысел романа «Преступление  и наказание» возник у Ф.М. Достоевского  на каторге. Подтверждением тому служит его письмо к брату, датированное 9 октября 1859 года, в котором есть такие строки: «В декабре я начну  роман (…) Всё сердце моё с кровью положится в этот роман.

Я задумал его на каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и  саморазложения». В этом же письме впервые  был заявлен и жанр будущего произведения: роман-исповедь.

Однако вынашивание замысла  такого романа-исповеди продолжалось ещё шесть лет. Его подробный  план, который был составлен лишь к сентябрю 1865 года, писатель изложил  в письме к издателю журнала «Русский вестник» М.Н. Каткову: «Это психологический  отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. (…) В  повести моей есть намёк на ту мысль, что налагаемое юридиче­ское наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на самых неразвитых людях, на самой грубой случайности. Выразить мне это хотелось именно на развитом, нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек. Мне рассказывали прошлого года в Москве (верно) об одном студенте, выключенном из университета после московской студенческой истории, что он решился разбить почту и убить почтальона. Есть ещё много следов в наших газетах о необыкновенной шаткости понятий, подвигающей на ужасные дела…».

Как видно из письма, речь идёт о  произведении небольшого объё­ма — повести. Как же тогда возник роман? Прежде чем произведение появилось в той окончательной редакции, которую мы и читаем, авторский замысел неоднократно изменялся. Дело в том, что испытывая острую материальную нужду, в 1865 году писатель предложил для журнала «Отечественные записки» свой новый роман «Пьяненькие», в котором поднималась проблема пьянства. Как подчёркивал писатель, «разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч.». Однако журнал ответил Ф.М. Достоевскому отказом, поэтому он вынужден был заключить кабальный договор с издателем Ф.Т. Стелловским, по которому за три тысячи рублей он продал право на издание полного собрания своих сочинений в трёх томах и должен был написать большой новый роман. Материал с сайта http://iEssay.ru

Получив деньги, писатель уехал за границу, в немецкий город Висбаден, где, отложив идею романа «Пьяненькие» (история семей­ства Мармеладовых), «в самом тягостном положении» и отчаянии приступил к воплощению нового замысла повести — «психологиче­ского отчёта одного преступления». Но постепенно повесть перерастала в большой роман, который Фёдор Михайлович продолжает писать уже в Петербурге. Замысел произведения всё больше усложняется, в его сюжет вливается материал романа «Пьяненькие». Но прежняя форма произведения «исповеди» убийцы уже не удовлетворяет писателя, его влечёт «рассказ от себя, а не от него», и в ноябре 1865 года он сжигает написанное и начинает всё заново.

Первые главы нового романа вышли  в журнале «Русский вестник» в  январе 1866 года, а уже в декабрьском  номере публикация «Преступления и  наказания» была закончена.

Система образов в романе «Преступление и наказание».

Роман Достоевского «Преступление  и наказание» был написан в 60-е  годы XIX века. Это было смутное для  России время. Началась активная борьба против революционеров, надежды на крестьянскую войну не оправдались. В России еще более усугубились  социальные противоречия. Достоевский  в своем произведении выступает  против существующего социального  устройства общества. Он выступает  против общества, которое толкает  человека на преступление. Достоевский  показывает атмосферу, в которой  живут его герои. Он говорит, что  человек должен иметь право на нормальную жизнь. Писатель призывает  к преобразованию существующего  общества. В то время в России личность теряла свою самостоятельность  и попадала в зависимость от «новейших» идей. Именно такая идея и захватила  Расхольинкова. Человек становился рабом теории.

Теория, захватившая Раскольникова, была одной из теории, существовавших в то время. Она была не лучше, но и не хуже остальных. В ней Раскольнков разделял людей на два разряда: обыкновенных и необыкновенных. Он долго размышлял и заметил, что сильные мира сего могут делать все. Остальные же просто являются обычными людьми, находящимися под властью первых. Раскольников говорит, что «власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее», и он совершает преступление. Раскольников убивает старуху процентщицу и ее сестру Лизавету. Он говорит, что «захотел осмелиться и убил. Говорит, что в этом и есть вся причина. Раскольникову надо было узнать, «вошь

ли он, как все, или человек». Но теория Раскольникова страшна. Эта  теория утверждает право убивать  людей, В течение всего повествования  Достоевский постепенно опровергает  эту теорию. Он делает это и через  двойников Раскольникова, и через  Сонечку, его мать, сестру. Опровергает  ее, показывая и раскрывая перед  нами самого Раскольникова, борьбу его  идей с натурой, в которой натура все-таки одерживает верх. Опровергая теорию Раскольникова, Достоевский  утверждает право человека на жизнь  и свободу, утверждает идею гуманизма.

И, чтобы развенчать антигуманную теорию Раскольникова, Достоевский  показывает нам целый ряд персонажей. Одни (такие, как Лужин и Свидригайлов) являются своеобразным воплощением  жизни по теории Раскольникова. Другие, такие, как Соня и Порфирий Петрович, показаны в романе для того, чтобы  разоблачить эту теорию. Все они  являются своеобразными двойниками главного героя. Достоевский раскрывает перед нами их характеры. Раскольников видит отражение своей теории в- Лужине и Свидригайлове. Это сильные мира сего. Лужин — это человек деловой, расчетливый, практичный, тщеславный. Для него на первом месте стоят деньги. По отношению к Дунечке и матери Раскольникова Лужин ведет себя необыкновенно нагло и развязно. Он «до последней черты куражился над этими двумя бедными женщинами». Лужин поначалу даже просто не понимает, что потерял Дуню. Он верит в то, что можно все восстановить. Лужин готов сделать это любыми способами. Это только подтверждает теорию Раскольникова.

Свидригайлов же является вообще психологически очень сложным персонажем. Его  восприятие не может быть однозначным. С одной стороны, это подлый, мерзкий, грязный человек, погубивший Марфу  Петровну и пытавшийся загубить жизнь  Дунечки. Таким он и представляется Раскольникову. Но ведь он помогает детям Катерины Ивановны и Сонечке. Это человек, который уже все повидал в жизни, кото-рому все надоело. Основная цель для него — заполучить Дунечку. А ведь Свидригайлов — сильный мира сего, и он может воспользоваться для этого любыми средствами. Раскольников понимает это, Он видит в Лужине и Свидригайлове отражение своей теории. Раскольников сознает, что его мать и Дунечка — обычные люди. Но он не хочет признавать права всяких Лужиных и Свидригайловых распоряжаться их жизнями. Он понимает, что если бы обстоятельства сложились по-другому, то он мог'бы увить и их. Эта мысль невыносима для Раскольникова. Разве можно назвать Дунечку вошью? Сколько в ней честности и благородства! Она никогда не стала бы унижаться ради себя, но готова это сделать ради брата.

В душе Раскольникова все переворачивается, он не может больше выносить эти  противоречия. Голос Порфирия Петровича  — это внутренний голос Раскольникова. Споря с ним, Раскольников спорит сам с собой. Раскольников чувствует, что отрезал себя от других людей, совершив преступление. В поисках  выхода он идет к Порфирию Петровичу. Тот вполне раскрыл натуру Раскольникова, но решающее влияние на него оказала  Сонечка. Она живет верой в  Бога, в спасение души. Она — истинная христианка. Соня не признает право  на убийство, не понимает, как человек  может быть вошью. Многое объединяет Сонечку и Раскольникова. Она  тоже преступница, но преступила она  не ради себя, а ради близких ей людей. Ради них она готова отдать себя. Раскольников идет к Соне, потому что  он больше не может оставаться один. Он чувствует, что Соня сможет его  понять. И Соня понимает его, понимает не разумом, а душой. Она сочувствует  его огромному горю. Сонечка во многом схожа с Лизаветой. Сцена  убийства Лкзаветы чем-то напоминает сцену признания Раскольникова Соне. Он обрушивает на плечики Сони непомерную тяжесть. Соня, как и Лизавета, пытается отгородиться от этого. Даже жесты у них похожи.

Раскольников не может больше вынести  отчуждения от людей, ему нужно поговорить с кем-нибудь. Суд Сони — это  самый справедливый суд над Рас-кольниковым.

Вся жизнь Сони показывает поверхностность  и неверность теории Раскольникова. Соня не вошь и не «тварь дрожащая». Она оказалась в страшных обстоятельствах, но в душе она далека от них, грязь  к ней не липнет. Вера сохраняет  ее. Сонечка преступила, но существует огромная разница между преступлениями Сони и Раскольникова. Раскольников был готов делать добро, но он допускал возможность совершать также  и зло. Сонечку же ведет ее самопожертвование, ее необыкновенная любовь, сострадание  к близким. В Соне чувствуется какая-то «детская незащищенность». Но она становится необыкновенно уверена в себе, когда речь заходит о религии и о Боге. Образ Сони дает нам понять, что христианская религия — основа народной жизни, в ней заключается способность к смирению, состраданию. Но Соня не просто смиренная жертва. Она борется за спасение близких ей людей, она сопротивляется обстоятельствам.

Раскольников сознается в своем  преступлении, так как он больше не выдерживает ту тяжесть, которую  несет. Он вынужден лгать, он чувствует, что не может больше быть вместе с другими людьми. Самое же тяжелое  наказание для Раскольникова  — жуткое ощущение своей преступности. Раскольников сознается, но он не раскаивается в своей теории. Она слишком  сильно завладела им. Он еще больше в ней уверен. Раскольников признает свою вину лишь в том, что не смог совершить первый шаг. Он отправляется в ссылку. Там Раскольников оказывается  вместе с другими преступниками. Он не может смотреть на них свысока, но и быть вместе с ними он тоже не может. Заключенные просто возненавидели  Раскольникова, но Сонечку они необыкновенно  полюбили. Они почувствовали в  ней народность, веру в Бога, любовь, доброту. Благодаря Сонечке Раскольников преображается, воскресает. Для Раскольникова  «вместо диалектики наступила жизнь». Он это «чувствовал вполне всем существом  своим». Всем этим Достоевский показывает, что народная мораль выше морали сильных  мира сего, что каждый человек имеет  право на нравственное возрождение. Вся система образов в романе «Преступление и наказание» подчинена  главной идее — разоблачению бесчеловечной  теории Раскольникова.


Информация о работе Преступление и наказание