Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:16, реферат
Исследователи творчества писателя предполагают, что замысел романа «Преступление и наказание» возник у Ф.М. Достоевского на каторге. Подтверждением тому служит его письмо к брату, датированное 9 октября 1859 года, в котором есть такие строки: «В декабре я начну роман (…) Всё сердце моё с кровью положится в этот роман.
Об истории создания романа «Преступление и наказание».
Исследователи творчества писателя предполагают, что замысел романа «Преступление и наказание» возник у Ф.М. Достоевского на каторге. Подтверждением тому служит его письмо к брату, датированное 9 октября 1859 года, в котором есть такие строки: «В декабре я начну роман (…) Всё сердце моё с кровью положится в этот роман.
Я задумал его на каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». В этом же письме впервые был заявлен и жанр будущего произведения: роман-исповедь.
Однако вынашивание замысла такого романа-исповеди продолжалось ещё шесть лет. Его подробный план, который был составлен лишь к сентябрю 1865 года, писатель изложил в письме к издателю журнала «Русский вестник» М.Н. Каткову: «Это психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. (…) В повести моей есть намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на самых неразвитых людях, на самой грубой случайности. Выразить мне это хотелось именно на развитом, нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек. Мне рассказывали прошлого года в Москве (верно) об одном студенте, выключенном из университета после московской студенческой истории, что он решился разбить почту и убить почтальона. Есть ещё много следов в наших газетах о необыкновенной шаткости понятий, подвигающей на ужасные дела…».
Как видно из письма, речь идёт о произведении небольшого объёма — повести. Как же тогда возник роман? Прежде чем произведение появилось в той окончательной редакции, которую мы и читаем, авторский замысел неоднократно изменялся. Дело в том, что испытывая острую материальную нужду, в 1865 году писатель предложил для журнала «Отечественные записки» свой новый роман «Пьяненькие», в котором поднималась проблема пьянства. Как подчёркивал писатель, «разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч.». Однако журнал ответил Ф.М. Достоевскому отказом, поэтому он вынужден был заключить кабальный договор с издателем Ф.Т. Стелловским, по которому за три тысячи рублей он продал право на издание полного собрания своих сочинений в трёх томах и должен был написать большой новый роман. Материал с сайта http://iEssay.ru
Получив деньги, писатель уехал за границу, в немецкий город Висбаден, где, отложив идею романа «Пьяненькие» (история семейства Мармеладовых), «в самом тягостном положении» и отчаянии приступил к воплощению нового замысла повести — «психологического отчёта одного преступления». Но постепенно повесть перерастала в большой роман, который Фёдор Михайлович продолжает писать уже в Петербурге. Замысел произведения всё больше усложняется, в его сюжет вливается материал романа «Пьяненькие». Но прежняя форма произведения «исповеди» убийцы уже не удовлетворяет писателя, его влечёт «рассказ от себя, а не от него», и в ноябре 1865 года он сжигает написанное и начинает всё заново.
Первые главы нового романа вышли в журнале «Русский вестник» в январе 1866 года, а уже в декабрьском номере публикация «Преступления и наказания» была закончена.
Система образов в романе «Преступление и наказание».
Роман Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 60-е годы XIX века. Это было смутное для России время. Началась активная борьба против революционеров, надежды на крестьянскую войну не оправдались. В России еще более усугубились социальные противоречия. Достоевский в своем произведении выступает против существующего социального устройства общества. Он выступает против общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает атмосферу, в которой живут его герои. Он говорит, что человек должен иметь право на нормальную жизнь. Писатель призывает к преобразованию существующего общества. В то время в России личность теряла свою самостоятельность и попадала в зависимость от «новейших» идей. Именно такая идея и захватила Расхольинкова. Человек становился рабом теории.
Теория, захватившая Раскольникова, была одной из теории, существовавших в то время. Она была не лучше, но и не хуже остальных. В ней Раскольнков разделял людей на два разряда: обыкновенных и необыкновенных. Он долго размышлял и заметил, что сильные мира сего могут делать все. Остальные же просто являются обычными людьми, находящимися под властью первых. Раскольников говорит, что «власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее», и он совершает преступление. Раскольников убивает старуху процентщицу и ее сестру Лизавету. Он говорит, что «захотел осмелиться и убил. Говорит, что в этом и есть вся причина. Раскольникову надо было узнать, «вошь
ли он, как все, или человек». Но теория Раскольникова страшна. Эта теория утверждает право убивать людей, В течение всего повествования Достоевский постепенно опровергает эту теорию. Он делает это и через двойников Раскольникова, и через Сонечку, его мать, сестру. Опровергает ее, показывая и раскрывая перед нами самого Раскольникова, борьбу его идей с натурой, в которой натура все-таки одерживает верх. Опровергая теорию Раскольникова, Достоевский утверждает право человека на жизнь и свободу, утверждает идею гуманизма.
И, чтобы развенчать антигуманную теорию Раскольникова, Достоевский показывает нам целый ряд персонажей. Одни (такие, как Лужин и Свидригайлов) являются своеобразным воплощением жизни по теории Раскольникова. Другие, такие, как Соня и Порфирий Петрович, показаны в романе для того, чтобы разоблачить эту теорию. Все они являются своеобразными двойниками главного героя. Достоевский раскрывает перед нами их характеры. Раскольников видит отражение своей теории в- Лужине и Свидригайлове. Это сильные мира сего. Лужин — это человек деловой, расчетливый, практичный, тщеславный. Для него на первом месте стоят деньги. По отношению к Дунечке и матери Раскольникова Лужин ведет себя необыкновенно нагло и развязно. Он «до последней черты куражился над этими двумя бедными женщинами». Лужин поначалу даже просто не понимает, что потерял Дуню. Он верит в то, что можно все восстановить. Лужин готов сделать это любыми способами. Это только подтверждает теорию Раскольникова.
Свидригайлов же является вообще психологически очень сложным персонажем. Его восприятие не может быть однозначным. С одной стороны, это подлый, мерзкий, грязный человек, погубивший Марфу Петровну и пытавшийся загубить жизнь Дунечки. Таким он и представляется Раскольникову. Но ведь он помогает детям Катерины Ивановны и Сонечке. Это человек, который уже все повидал в жизни, кото-рому все надоело. Основная цель для него — заполучить Дунечку. А ведь Свидригайлов — сильный мира сего, и он может воспользоваться для этого любыми средствами. Раскольников понимает это, Он видит в Лужине и Свидригайлове отражение своей теории. Раскольников сознает, что его мать и Дунечка — обычные люди. Но он не хочет признавать права всяких Лужиных и Свидригайловых распоряжаться их жизнями. Он понимает, что если бы обстоятельства сложились по-другому, то он мог'бы увить и их. Эта мысль невыносима для Раскольникова. Разве можно назвать Дунечку вошью? Сколько в ней честности и благородства! Она никогда не стала бы унижаться ради себя, но готова это сделать ради брата.
В душе Раскольникова все
Раскольников не может больше вынести отчуждения от людей, ему нужно поговорить с кем-нибудь. Суд Сони — это самый справедливый суд над Рас-кольниковым.
Вся жизнь Сони показывает поверхностность и неверность теории Раскольникова. Соня не вошь и не «тварь дрожащая». Она оказалась в страшных обстоятельствах, но в душе она далека от них, грязь к ней не липнет. Вера сохраняет ее. Сонечка преступила, но существует огромная разница между преступлениями Сони и Раскольникова. Раскольников был готов делать добро, но он допускал возможность совершать также и зло. Сонечку же ведет ее самопожертвование, ее необыкновенная любовь, сострадание к близким. В Соне чувствуется какая-то «детская незащищенность». Но она становится необыкновенно уверена в себе, когда речь заходит о религии и о Боге. Образ Сони дает нам понять, что христианская религия — основа народной жизни, в ней заключается способность к смирению, состраданию. Но Соня не просто смиренная жертва. Она борется за спасение близких ей людей, она сопротивляется обстоятельствам.
Раскольников сознается в