Преступление и наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:57, творческая работа

Описание работы

В «Преступлении и наказании» внутренняя драма своеобразным приемом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие все время перебрасывается из узких и низких комнат в шум столичных кварталов.

“Петербург Достоевского” — это целый мир, в котором жили Родион Раскольников, князь Мышкин, Макар Девушкин и другие герои его романов. Столичный город по-разному входил в их сознание. Свое восприятие Петербурга было и у самого писателя — защитника “униженных и оскорбленных”.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.74 Кб (Скачать)

1В «Преступлении и наказании» внутренняя драма своеобразным приемом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие все время перебрасывается из узких и низких комнат в шум столичных кварталов.

“Петербург Достоевского”  — это целый мир, в котором  жили Родион Раскольников, князь Мышкин, Макар Девушкин и другие герои  его романов. Столичный город  по-разному входил в их сознание. Свое восприятие Петербурга было и  у самого писателя — защитника  “униженных и оскорбленных”.

    Жизнь столицы Достоевский в своих произведениях рисовал как яркое, резкое и “фантастическое” воплощение всех противоречий русской жизни в целом. История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века.

Картины нищего Петербурга в романе “Преступление и наказание” пронизаны глубокой болью за человека, жгучим чувством социального негодования. Облик романа “Преступление и  наказание” определяют картины бедности, бесправия и безысходности. Жизненные  тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно сознают  безысходность своего положения  и жестокость окружающей их действительности.

  Раскольников Родион Романович – главный герой романа. Романтик, гордая и сильная личность. Живет в Петербурге на съемной квартире. Крайне беден. Бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и своей теории.   Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею». Чтобы разрешить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и, случайно, ее убогую беременную сестру Лизавету.

    Сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность личности героя. Человек не может преступить нравственный закон без духовных страданий и смерти.

Старуха-процентщица (Алена Ивановна). «…сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье… » Этот образ – символ никчемной и даже вредной жизни. Алена Ивановна наживается на горе других людей. Она берет под проценты ценные вещи. Пользуясь тем, что часто ее клиенты находятся в безвыходном положении, старуха назначает огромные проценты и по сути обкрадывает людей. Ее изображение должно вызывать отвращение и отчасти оправдывать убийство Раскольникова. Но, по мысли Достоевского, эта старуха – тоже человек. Поэтому насилие над ней, как и над любым другим человеком, является преступлением нравственного закона.

«Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый раз вернувшись домой с деньгами, Сонечка отдала их своей мачехе Катерине Петровне и легла лицом к стене, «только плечики да тело все вздрагивают».

    Раскольников признается девушке  в своем преступлении, перекладывает  на нее часть своей муки  и ненавидит ее за это. 

    По мысли Достоевского, Соня - тоже  преступница. Она преступила через  себя ради других. Готовность  к самопожертвованию превратилась  у нее в осквернение собственной  души.

    Сонечка полюбила Раскольникова.  Она сострадает ему, готова  разделить судьбу юноши и вместе  с ним нести его крест. Именно  Соня читает Раскольникову Евангелие,  главу про воскрешение Лазаря, которая символизирует возможность  воскрешения любой, даже самой  мертвой, души. И именно Соня  подталкивает Раскольникова к  покаянию. Она следует за ним,  когда он идет признаваться. Девушка  едет за Раскольниковым на  каторгу. Там все заключенные  относятся к ней с большим  уважением и любовью. Сама же  героиня своей любовью воскрешает  Раскольникова к новой жизни.  «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная  Сонечка, пока мир стоит!» - эта героиня является символом  самопожертвования во имя ближнего  и бесконечного страдания.

«Лет пятидесяти…Волосы  его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников замечает, что лицо его похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.

     Дворянин, служивший в кавалерии,  Свидригайлов «шлялся» потом  в Петербурге, был шулером. Он - вдовец. В свое время был выкуплен  женой из тюрьмы, 7 лет жил в  деревне. Циничный и развратный  человек. На его совести самоубийство  слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.

3Раскольников совершил страшное преступление, и в качестве своего оправдания вывел теорию о глобальном делении человечества на так называемых «великих мира сего» и «дрожащих тварей». Тем самым совершил двойное падение:1. Совершил зло. 2.Подвел под него «научную» основу-учение, стремясь оправдать совершенное зло. Если бы он сделал что-то доброе, то бы оно говорило само за себя, не нуждаясь в оправданиях. А когда он сделал плохое дело, тогда и появляется необходимость в обосновании своих действий. Как правило, человек просто не хочет отвечать за содеянное зло, поэтому он ищет левые причины, вызвавшие якобы необходимость подобных действий. Хотя причина любых действий чаще всего заключается внутри самого человека, а не во внешних обстоятельствах. Не имеет значения к каким слоям общества относится человек: к «великим мира сего» или к «тварям дрожащим», а также, не имеет значения состоит ли весь мир из «трясущихся тварей» или из «великих мира сего». Ни одно из этих обстоятельств не даёт право кому бы то ни было отнимать жизнь у другого человека.  

Кого принимал Раскольников за «великих мира сего»? Тех, у кого есть материальное благосостояние. А кто же мешал Раскольникову  зарабатывать? Под лежачий камень вода не течет. И Раскольников выбирает порочный путь. Им руководит зависть  и желание легкой наживы. То есть в этот момент Раскольников мнит себя «великим мира сего» - этаким вершителем судеб, а прикрывается громкими воплями  о том, что он «дрожащая тварь». Ничего себе дрожание - с амплитудой в размах топора!!! А в результате Раскольников не становится «великим мира сего», а превращается в гнусную  «дрожащую тварь», у которой ни сколько не прибавилось ни радости, ни власти, ни счастья, потому что все это не определяется принадлежностью к каким - либо слоям общества или наличием материальных ценностей. И Раскольников сам убедился в несостоятельности своей идеи, оказавшись у «разбитого корыта» в результате своей необоснованной деятельности. Он понял свою неправоту - то есть его теория несостоятельна.

4Раскольников ''переступил'' через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию. … Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ''принуждена была взять жёлтый билет''Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ''переступила'', чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу- отца.

Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.  

Первая причина  оказалась банальной: ''ну да, чтоб ограбить''. Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что  такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ''хотел помочь матери''. Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что ''хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил'', но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ''Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! '' Следующая  причина: ''…я и решил, завладев старухиными  деньгами , употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение  себя в университете…'' – тоже не является истиной. ''Ох, это не то, не то!'' – восклицает Соня. Наконец, после  длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ''Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я  убил, чтобы получить средства и  власть, сделаться благодетелем человечества…  мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?'' Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается  перед вопросом – к какому разряду  людей принадлежит он сам: ''Тварь  ли я дрожащая или право имею…''. Раскольников ''захотел осмелиться и … убил''.

5Совесть - это внутренний стержень, который не позволяет личности отклоняться в темную сторону и гнуться под воздействием обстоятельств, так я полагаю.

     Понятие  совести не может быть применимо  к человеку, поступившемуся своими  принципами ради какой-либо цели. К тому, кто переступает через  людей, не считая себя подобным  им. Недаром герой романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"  Родион Раскольников, решивший убить  человека, пусть гадкого и ничтожного, но человека, не смог "выдержать  своей подлой роли", был раздавлен  своим преступлением.

6 Суть - взаимосвязь  между целью и средствами. По  теории Раскольникова, все люди  делятся на два разряда. Одни, люди «обыкновенные», обязаны жить  в смирении, повиновении и послушании, они не имеют права переступать  юридические законы, потому что  они обыкновенные. Это «твари  дрожащие», «материал», «не люди»,  как называет их Раскольников. Другие же - «необыкновенные» - имеют  право переступать закон, совершать  всякие злодеяние, бесчинства, преступления  именно потому, что они необыкновенные. Раскольников говорит о них  как о «собственно людях», «наполеонах», «двигателях

истории человечества». Раскольников считает, что низший разряд существует для того, чтобы производить  «себе подобных». А «сверхчеловеки» - это люди, имеющие «дар или талант», которые могут сказать в своей  среде новое слово. «Первый разряд - господин настоящего, а второй - господин будущего», - говорит Раскольников. Любое преступление может быть совершено  «во имя спасения человечества»

Существуют различные  люди. Жизнь одних полезна для  общества, а других не просто бесполезна, но даже вредна. Если мы убьём вредного человека, то теоретически, хорошим  людям должно стать лучше. Так  ли это, думает Раскольников. И проверяет  эту теорию на практике.

Отсюда возникает  ещё одна посылка. Перекраивать мир  могут только единицы, которым дозволено  всё, даже убийство, ибо они действуют  во благо человечества. Другие - это  все остальные, "твари дрожащие". Раскольникову хочется быть первым. Он убивает, чтобы проверить, а может  ли он убить ради блага людей бесполезную  дрожащую тварь...

Б)Противопоставление между добром и злом- Основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания. Обстановка жизни не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Действительность порождает яростную, ожесточенную реакцию на несправедливые жизненные условия и ненависть к людям.

7Пётр Петрович Лужин, жених Авдотьи Романовны Раскольниковой, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец. Жених Авдотьи Романовны, желавший сделать ее своей рабой, обязанной ему своим положением и благополучием. Неприязнь к Раскольникову, желание поссорить его с семьей фундируют попытку обесчестить Мармеладову, сфальсифицировать совершенную якобы ей кражу.

8Свидригайлов, наделенный несомненным умом и богатым жизненным опытом, догадывается о смысле преступления Раскольникова, о причинах, толкнувших его на убийство. Он открыто смеется над «высокими побуждениями» молодого человека, его теориями. Ему-то теории не нужны, он и без них на практике реально преступает все человеческие нормы, обычаи, законы, нисколько не мучаясь, в отличие от Раскольникова, угрызениями совести.

Свидригайлов - идейный  двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная  цель хороша”. Но это чрезвычайно  безнравственный человек, поэтому  для него хороша любая цель, которую  бы он перед собой ни поставил. Он совершил в жизни немало злодейств, на его совести человеческая кровь. Он совершал злодеяния для того, чтобы быть свободным в выборе, как ему жить. С. был карточным  шулером, убил слугу, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной  жены. Но в то же время он не считает  себя злодеем и способен совершать  добрые поступки. И действительно, Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла  за него замуж, желает спасти ее от брака  с Лужиным, потому что видит, что  последний из себя представляет. Свидригайлов быстро разгадывает Раскольникова, суть его теории и его мучения. “Понимаю, какие у вас вопросы  в ходу: нравственные, что ли

Информация о работе Преступление и наказание