Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры

Автор: k*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

В центре лингвистического знания разработка этих фундаментальных понятий находится со времени выхода в свет «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра. И, несмотря на это, процесс формирования понятий «система» и «структура» все еще не завершен, что объясняется исключительной сложностью самого объекта исследования.

Работа содержит 1 файл

реферат 2.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

        Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  Ульяновский государственный университет 

Институт  международных отношений

Факультет иностранных языков и профессиональной коммуникации

Кафедра лингвострановедения и коммуникации 
 
 
 
 
 
 

Гуренко Ирина Сергеевна

(гр. АПС  – О – 10/1)

    Понятие системы и структуры  в языкознании. Уровневая  модель языковой структуры. 

Реферат

по Общему языкознанию 
 
 
 
 
 

                                              Научный руководитель:

                                              доктор филологических наук,

                                              профессор А.В.Пузырёв 
 
 
 
 
 
 
 

Ульяновск, 2011

 

           <В настоящее время вряд ли можно назвать отрасль научного знания, которая обходилась бы без опоры на понятия системы и структуры. > (Г.С.Зенков 1998: 48)

      <В центре лингвистического знания разработка этих фундаментальных понятий находится со времени выхода в свет «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра. И, несмотря на это, процесс формирования понятий «система» и «структура» все еще не завершен, что объясняется исключительной сложностью самого объекта исследования. > (Г.С.Зенков 1998: 48)

      <Науке известны несколько попыток разграничения понятий системы и структуры. Согласно одной из них это разграничение мыслится с позиций целого и его частей. Так, в частности, подходит к вопросу проф. А.А. Реформатский, согласно которому «система в языке – это взаимосвязь  и взаимообусловленность однородных явлений в пределах одного яруса структуры  - фонетической, морфологической, синтактической и даже лексической. Все ярусы языковой структуры системны…  Структура – это результат вертикального анализа языка от периферии вглубь, это та «ось», на которой «крепятся» различные ее ярусы, образуя единство разнородных элементов в целом».> (Г.С.Зенков 1998: 49)

      <Большинство языковедов понимает под системой тип целостности как закономерно организованное множество языковых единиц, связанных устойчивыми инвариантными отношениями. Говоря другими словами, системе присущи: 1) целостность, 2) наличие элементов (единиц), 3) наличие связей и отношений между ними.> (Г.С.Зенков 1998: 49)

      <Систему нельзя свести только к сумме составляющих ее элементов. Для ее характеристики решающее значение имеют связи и отношения между элементами, которые делают данную систему единым, целостным образованием. Связи и отношения – это способ  организации элементов в систему. Он-то и представляет собой то, что называют структурой. Таким образом, структура – это одна из сторон системы, сеть, схема отношений между элементами за вычетом самих элементов. Поскольку совокупность элементов и структура являются компонентами системы, понятие системы является более широким по объему, чем понятие структуры. > (Г.С.Зенков 1998: 50)

      <Следовательно, система представляет собой организованное иерархическое целое, обладающее структурой и воплощающее ее в субстацию (элементы), присущую конкретному языку для выполнения определенных целей.> (Г.С.Зенков 1998: 50)

      <Структура конкретного яруса (уровня), подуровня создается органическим единством синтагматических и парадигматических связей и отношений между единицами соответствующего уровня.> (Г.С.Зенков 1998: 50)

      <Синтагматические отношения можно определить как отношения сочетаемости элементов одного уровня в речевой цепи, т.е. сочетание фонем с фонемами, морфем с морфемами и т.п.> (Г.С.Зенков 1998: 50)

      <Примеры синтагматических отношений:

  1. в=о=д=а, во=да (фонетико-фонологический уровень);
  2. вод=а, ид=у, син=ий (морфологический уровень);
  3. учи=тель, при=ехать (словообразовательный подуровень);
  4. высокий человек, высокий тополь (лексический уровень);
  5. Гора – высокая (синтаксический уровень).> (Г.С.Зенков 1998: 50)

      <Парадигматические отношения – это отношения противопоставленности и функционального тождества языковых элементов. Из определения следует, что нужно различать два типа парадигматических отношений: оппозитивный и эквивалентностный.  Оппозитивный тип – это отношение между инвариантами (разными функциональными единицами одного уровня языка); эквивалентностный тип парадигматических отношений – это отношения между вариантами одного инварианта.> (Г.С.Зенков 1998: 51)

      <Примеры парадигматических отношений оппозитивного типа: 

  1.   <г>ора         

      <к>ора 

2.    гор<а>

      гор<ы>

3.  гор<н>ый

       гор<ец>Ш 

4.    высокий

      низкий 

5. Гора – высокая

   Гора – высокая? 

<Примеры парадигматических отношений эквивалентностного типа:

  1. [Г]осподи!

    [Υ]осподи!

  1. волн[ой]            
    волн[ою]

  1. чита[льня] 
    чита[лка]

4.   смелый

    храбрый

  1. Студенты успешно  
    сдали экзамены 
    и разъехались на каникулы. 
     
    Успешно сдав экзамены,  
    студенты разъехались  
    на каникулы.

 

Уровневая организация

      <Подсистемы языка, представленные наборами фонем, морфем, слов и предложений, принято считать языковыми ярусами (уровнями языка).> (Г.С.Зенков 1998: 45)

           <Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка, которые подчиняются правилам уровневой сочетаемости, т.е. обладают способностью вступать в парадигматические и синтагматические отношения только с единицами того же уровня языка.>  (Г.С.Зенков 1998: 45)

         <Схематически это можно представить так:> (Г.С.Зенков 1998: 45) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ярус Структурная единица –

инвариант

Изучающая дисциплина
Синтаксический 

Лексический 

Морфологический 

Фонологический

Состоит из… 
 
 
 
 
 

Входит  в…

Синтаксис 

Лексикология 

Морфология 

Фонология

 

      <Итак, большинство лингвистов отдает предпочтение построению четырехъярусной модели языка, исходя из признания четырех типов основных структурно-функциональных (инвариантных) единиц – фонем <Ф>, морфем <М>, слов <С> и предложений <П>, связанных между собой иерархическими отношениями.> (Г.С.Зенков 1998: 46)

      <Уровни языка не являются изолированными ярусами, напротив, они тесно связаны между собой и определяют устройство языковой системы (ср., например, связь всех уровней языка в такой единице, как слово: разными своими сторонами оно принадлежит одновременно фонемному, морфемному, лексическому и синтаксическому уровням). Иногда в одной звуковой форме могут совпадать единицы разных уровней. Классическим примером, иллюстрирующим это положение, стал пример А.А. Реформатского из латинского языка: два римлянина поспорили, кто скажет короче фразу; один сказал: «Ео rus» 'я еду в деревню', а другой ответил: «I» 'поезжай', В этом латинском совпадают предложение, слово, морфема и фонема, т.е. оно включает в себя все уровни языка. >(Г.С.Зенков 1998: 46) 

  

 

Список  литературы

  1. Зенков Г.С., Сапожникова И.А. Введение в языкознание: Учеб. пособие для студентов дистанционного обучения КГНУ - Б.: ИИМОП КГНУ, 1998.- 218 с.

Информация о работе Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры