Положительные персонажи «Недоросль» Фонвизина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:06, реферат

Описание работы

«Недоросль» – центральное сочинение Д.И. Фонвизина, вершина русской драматургии XVIII века. Пьесы Фонвизина продолжают традиции классицизма. «На всю жизнь, – указывал Г.А. Гуковский, – его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы» . Но в отличие от комедий А.П. Сумарокова и В.И. Лукина, пьесы Фонвизина – явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Донецкий национальный университет

 

 

 

 

Реферат

По теме: «Положительные персонажи «Недоросль» Фонвизина»

 

 

 

 

Подготовила:

Студентка 1-го курса

Специальность «журналистика»

Группа А

Демидова Юлия

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

 «Недоросль» – центральное сочинение Д.И. Фонвизина, вершина русской драматургии XVIII века. Пьесы Фонвизина продолжают традиции классицизма. «На всю жизнь, – указывал Г.А. Гуковский, – его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы» . Но в отличие от комедий А.П. Сумарокова и В.И. Лукина, пьесы Фонвизина – явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.

 

От классицизма идет прежде всего  принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга. В «Недоросле» – характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор. Первая выступает как образец гражданского поведения, вторая – как отклонение от нее. С классицизмом связана четкая, математически продуманная система образов. В каждой пьесе два лагеря – злонравные и добродетельные герои. Резко разграничено добро и зло, свет и тени. Положительные герои только добродетельны, отрицательные – только порочны. Однако в «Недоросле» система образов расширена. Здесь три группы персонажей, включающих в себя три мужских и один женский образ: положительные герои – Стародум, Правдин, Милон и Софья; злонравные – Простакова, Простаков, Скотинин и Митрофан; воспитатели Митрофана – Цыфиркин, Кутейкин, Вральман и Еремеевна, наделенные как положительными, так и отрицательными качествами. В его комедиях среди масок-карикатур и идеальных схем впервые на русской сцене возникают настоящие живые люди, и в этом – одна из величайших творческих и даже идейных побед Фонвизина.

 

Положительным персонажам «Недоросля» явно недостает художественной и жизнеподобной убедительности. Созданные им образы не облеклись живой человеческой плотью и, действительно, являются своего рода рупорами для «голоса», «понятий» и «образа мыслей» как самого Фонвизина, так и лучших представителей его времени» .

Цитированные наблюдения над поэтикой «Недоросля» четко выявляют эстетические параметры двух антагонистических  групп персонажей комедии: с одной  стороны, словесная живопись и «живая жизнь» в пластически достоверной бытовой среде, с другой – ораторство, риторика, резонерство, говорение. Роль бытовых героев в комедии вызывает множество споров, и в этом заключается актуальность данного исследования.

 

По сюжету и по названию «Недоросль»  – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания – центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.

 

Вполне в соответствии с правилами  трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой  в течение одного дня, и все  события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сынок». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Отличие системы образов от традиционной проявляется в том, Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которых сложно отнести к положительным либо к отрицательным (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман).

Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Бытовые второстепенные герои также имеют говорящие фамилии: Цифиркин, Кутейкин, Вральман.

 

Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется  в классицизме, не развиваются, но в  живой ткани произведения их характеры  часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность – это явный ход в сторону  реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, го образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.

 

Герои-идеологи совершенно бездомны. Они перемещаются в пространстве с легкостью; они не принадлежат к миру простаковского поместья, приходя в него извне и на время; их образы связаны не с домом как средой обитания, а с городом как культурологической категорией: как известно, в Москве живет Правдин, Москву покинул, уезжая в Сибирь на заработки, Стародум , в Москве родилась взаимная любовь Милона и Софьи. И этот московский генезис героев-идеологов далеко не случаен. Москва, исконная столица России и средоточие традиционной русской культуры, подчеркивает в положительных героях комедии их столь важное для Фонвизина национальное начало: Правдин, Стародум, Милон и Софья, несмотря на свою западническую книжную культуру, в той же мере русские, что и оседлые обитатели провинциальной нивы.

Однако пространство героев-идеологов несравненно более  проницаемо, и сами они в нем  невероятно мобильны. Если с оседлостью Простаковых-Скотининых связывается  идея застоя и неподвижности, то легкость перемещения в пространстве естественно  предполагает способность к духовной эволюции в героях альтернативного ряда

 

Еда, одежда и деньги выступают  в своей простой физической природе  предметов; вбирая в свой круг простаковскую  бездуховную плоть, они усугубляют то самое свойство персонажей этой группы, в котором литературоведческая традиция видит их «реализм» и эстетическое преимущество перед героями-идеологами – их чрезвычайную физическую достоверность и, так сказать, материальный характер.

 

В отличие от бытовых  героев, через руки всех героев-идеологов  проходят письма, приобщающие их к субстанциальному, бытийному уровню драматургического действия. Их способность читать (т.е. заниматься духовной деятельностью) так или иначе актуализируется в сценическом действии комедии при помощи читаемых на сцене (Софья, читающая трактат Фенелона «О воспитании девиц») или за сценой («Софьюшка! Очки мои на столе, в книге» (IV, 3) книг. Так оказывается, что именно вещи – письма, очки и книги, преимущественно связанные с образами героев-идеологов, как раз и выводят их из пределов быта в бытийную область духовной и интеллектуальной жизни (9).

 

И если деньги для Простаковых  и Скотинина имеют смысл цели и вызывают чисто физиологическую  жажду обладания, то для Стародума  они средство приобретения духовной независимости от материальных условий  жизни: «Стародум. Я нажил столько, чтобы при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного» (IV, 4).

 

Если члены семейства  Простаковых в своем материальном мире едят солонину и подовые пироги, пьют квас, примеряют кафтаны и  гоняют голубей, дерутся, считают единожды един на пальцах и водят указкой по страницам непонятной книги, за чужими деревеньками присматривают как за своими, вяжут кошельки для чужих денег и пытаются умыкать чужих невест; если эта плотная материальная среда, в которую человек входит на правах однородного элемента, отторгает от себя всякое духовное деяние как чужеродное, то мир Правдина, Стародума, Милона и Софьи подчеркнуто идеален, духовен, нематериален. В этом мире способом связи между людьми становится не семейное сходство, как между Митрофаном, Скотининым и свиньей, а единомыслие, факт которого устанавливается в диалогическом акте сообщения своих мнений.

 

О.Б. Лебедева утверждает, что в комедии сформированы два  типа художественной образности –  бытовые герои и герои-идеологи, восходящие к разным литературным традициям. К первой группе относятся Простаков, г-жа Простакова, Скотинин, Митрофан и учителя Митрофана. Эти герои тесно связаны с бытом, в отличие от героев идеологов – Софьи, Милона, Правдина, Стародума. В отличие от бытовых, герои-идеологи в основном говорят об абстрактных понятиях (воспитание, научение, сердце, душа, ум, правила, почтение, честь, должность, добродетель, счастье, искренность, дружба, любовь, благонравие, спокойствие, храбрость и неустрашимость). Рассмотрим подробнее образы бытовых героев-идеологов:

 

Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

    В комедии  Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.

    Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.

 

Правдин – государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у нее имение в пользу государства. Милон – военный, жених Софьи. Честный и благородный человек, помогающий спасти Софью от козней Простаковой.

 

Софья – племянница Стародума, который является ее опекуном. Имя героини имеет значение «мудрость». В комедии Софья наделена мудростью души, сердца, добродетели.

    Софья –  сирота. Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. А когда они узнают, что у Софьи большое приданое, то начинают борьбу за ее руку и деньги. Но у Софьи есть возлюбленный – Милон, с которым она помолвлена и которому остается верна. Семейство Простаковых-Скотининых Софья презирает и смеется над ним. Девушка происходит от честных дворян, которые дали ей хорошее образование. Софья умна, насмешлива, чувствительна и добра (в конце комедии она прощает Простакову за причинено ей зло). Героиня считает, что почет и богатство должны доставаться трудами, что девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Вокруг Софьи группируются все положительные персонажи пьесы. Они помогают ей освободиться из-под опеки Простаковых и соединиться с Милоном в конце комедии.

Милон давно знаком с Софьей и любит ее, знаком был с ее матерью, которая тоже его любила. Все вокруг говорят о его честности и эти мнения доходят до Стародума. Беспокойство Милона об отъезде Софьи из Москвы, о ее пребывании в доме корыстных родственников. Его ревность к Митрофану и Скотинину. В разговоре со Стародумом он раскрывается со стороны добродетельной, прежде всего, как офицер, говоря о храбрости сердца (чувства), и неустрашимости души (добродетели, нравственного принципа).

Тут же подчеркнет необходимость  неустрашимости в любом человеке. Решительно действует, защищая Софью  от насильников. Он защита Софьи, ее

опора сейчас и в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1. Фонвизин, Д.И. Недоросль. / Д.И. Фонвизин – [Электронный ресурс]. – http://ilibrary.ru/text/1098/p. 5/index.html

 

2. Белинский, В.Г. Полное  собрание сочинений. Т. 5. / В.Г.  Белинский – М.: Просвещение, 1954. – 647 с.

 

3. Всеволодский-Гернгросс,  В.Н. Фонвизин-драматург. / В.Н. Всеволодский-Гернгросс – М.: Просвещние, 1960. – 141 с.

 

4. Глухов, В.И. Становление  реализма в русской литературе XVIII – начала XIX в. / В.И. Глухов  – Волгоград: Наука, 1976. – 167 с.

 

5. Гуковский, Г.А. Очерки  русской литературы XVIII в. / Г.А. Гуковский  – Л.: Книга, 1938. – 318 с.

 

6. Гуковский, Г.А. Русская  литература XVIII в. / Г.А. Гуковский  – [Электронный ресурс]. – http://obuk.ru/science/39261-gukovskijj-g.a.-russkaja-literatura.html

 

7. Ключевский, В.О. Литературные  портреты. / В.О. Ключевский – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

 

8. Лебедева, О.Б. История  русской литературы XVIII в. / О.Б. Лебедева  – [Электронный ресурс]. – http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/fonv.html#4

 

9. Лебедева, О.Б. Русская  высокая комедия XVIII в.: Генезис  и поэтика жанра. / О.Б. Лебедева – Томск: Наука, 1996. – 327 с. – ISBN 978–5–98916–018–1

 

10. Макогоненко, Г.П.  От Фонвизина до Пушкина. / Г.П.  Макогоненко – [Электронный ресурс]. – http://www.repetitor.org/materials/fonvizin1.html

 

11. Орлов, П.А. История  русской литературы XVIII века. / П.А. Орлов – [Электронный ресурс]. – http://www.twirpx.com/file/71847/

 

12. Пигарев, К.В. Творчество  Фонвизина. / К.В. Пигарев – [Электронный  ресурс]. – http://www.repetitor.org/materials/fonvizin2.html

 

13. Сахаров, В.И.Д.И. Фонвизин. Сатиры  смелый властелин. / В.И. Сахаров – [Электронный ресурс]. – http://archives.narod.ru/Fonvizin.htm


Информация о работе Положительные персонажи «Недоросль» Фонвизина