Поль Верлен

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 00:07, реферат

Описание работы

Поль Верлен родился 30 марта 1844 года в Меце, во Франции. В 1862 году после получения степени бакалавра он сначала работал в канцелярии страховой компании, а затем в муниципалитете Парижа, занимаясь в свободное время поэзией и посещая литературные кружки. Верлена стали причислять к известной группе "писатели Парнаса", куда входили Стефани Маллармэ, Вилльер де Лил-Адам и Анатоль Франс. Стихотворения Верлена стали появляться в литературных журналах, и в 1866 году он опубликовал свой первый сборник поэзии.

Работа содержит 1 файл

Поль Верлен родился 30 марта 1844 года в Меце.docx

— 20.86 Кб (Скачать)

Поль Верлен родился 30 марта 1844 года в Меце, во Франции. В 1862 году после получения степени бакалавра он сначала работал в канцелярии страховой компании, а затем в муниципалитете Парижа, занимаясь в свободное время поэзией и посещая литературные кружки. Верлена стали причислять к известной группе "писатели Парнаса", куда входили Стефани Маллармэ, Вилльер де Лил-Адам и Анатоль Франс. Стихотворения Верлена стали появляться в литературных журналах, и в 1866 году он опубликовал свой первый сборник поэзии.

В 1869 году в возрасте двадцати пяти лет Верлен влюбился в шестнадцатилетнюю Матильду Моте, и на следующий год они поженились. Стихотворения, написанные за период помолвки, свидетельствуют о том, что поэт считал свою жену избавлением от "грешных  пут".

В августе 1871 года в жизни Верлена появился Артур  Рембо.

Между ними происходили  бесконечные ссоры, расставания  и примирения. Кульминация наступила, когда 10 июля 1873 года в Брюсселе Верлен, не помня себя от выпитого, выстрелил в Рембо и попал ему в запястье. Ужаснувшись содеянным, Верлен дал пистолет Рембо, настаивая, чтобы тот убил его. Рембо отказался, и они отправились в больницу, чтобы обработать рану. Однако на улице Верлен затеял новую ссору, вновь вытащил оружие, и Рембо пришлось умолять проходящего полицейского о защите. Артура Рембо забрали в больницу, а Верлена арестовали. Обвиненный в покушении на убийство, поэт был приговорен к двум годам лишения свободы.

Рембо и Верлен увиделись еще раз - в 1875 году, после  того, как Верлен вышел из тюрьмы, - и напрочь разругались. Рембо несколько лет путешествовал по Европе и Ближнему Востоку, пока не остановился в Эфиопии.

Между тем за время долгого отсутствия во Франции  к Рембо пришла известность. Не сумев  отыскать его, Верлен решил самостоятельно взяться за публикацию произведений Рембо (как работы "покинувшего  нас Артура Рембо"), что встретило  единодушное одобрение у критики. В 1884 году Верлен написал о Рембо  книгу "Проклятые поэты". Несмотря на то, что слухи об успехе во Франции  некоторым образом дошли до Рембо, поэт не проявил к этому ни малейшего  интереса.

Верлен после  разрыва с Рембо вернулся к  католицизму и попытался наладить отношения с женой, однако, в конце  концов, эта попытка не увенчалась успехом. Его лучшее произведение осталось ненаписанным. Поэт умер 8 января 1896 года в Париже. 

Его отец был армейским офицером, а мать простой, не очень образованной женщиной. Верлен был единственным ребенком в семье. До появления на свет Верлена его мать трижды рожала, но все три раза дети оказывались мертворожденными. Неудивительно поэтому, что мать очень любила и баловала своего единственного сына и уделяла ему все свое время. На протяжении всей своей жизни Верлен оставался любимцем матери — слабым, безвольным и безответственным, требовательным и противоречивым.

Верлен рассказывал  позже, что в нем "проснулась чувственность", когда ему было 12 или 13 лет, однако его внешность и неряшливость вызывали скорее антипатию, чем какие-то теплые чувства. У него было широкое  плоское лицо с маленькими глазами, почти спрятанными под густыми  бровями. Его дразнили дети, а один из учителей как-то заявил, что Верлен выглядит, как какой-нибудь преступник-дегенерат. В школе Верлена всегда привлекали мальчики из более младших классов, с которыми он заводил "горячую дружбу". Примерно в 17-летнем возрасте Верлен стал часто пользоваться услугами проституток. В нем проявилась и тяга к алкоголю. Его любимым напитком стал ядовито-зеленый абсент. После продолжительного периода веселой распутной жизни Верлен познакомился с молодой девушкой, которая казалась ему примером девственной чистоты. В 1870 году он женился на ней. Верлен на какое-то время остепенился и даже устроился на работу. Начало франко-прусской войны и прибытие в Париж Артура Рембо в 1871 году навсегда покончили в жизни Верлена со всем тем, что содержало какой-то намек на буржуазную респектабельность. Связь Верлена с Рембо продолжалась два года. После этого Верлен провел полтора года в заключении за нападение на Рембо с целью убийства. В тюрьме Верлен утешал себя религией.

Выйдя на свободу, Верлен стал сексуальным бродягой, переходя от одной любовной связи  к другой. Насилие чередовалось у  него с раскаянием, трезвость с  пьянством и развратом, многочисленные ссоры со столь же регулярными  и частыми примирениями. Все это  находило отражение в поэзии Верлена. Со своей матерью Верлен поддержи вал тесные отношения, в которых  переплелись и любовь, и ненависть. После смерти матери в 1886 году Верлен впервые после своей женитьбы вновь вернулся к гетеросексуальным  связям. Состояние его здоровья резко  ухудшилось. Он страдал от цирроза  печени, болезни сердца и того, что  он сам называл "больная нога", что было, вероятно, результатом  третичного сифилиса. Большую часть  последних лет своей жизни  Верлен провел в раз личных больницах  и клиниках. За ним ухаживали как  за знаменитостью, и он чувствовал себя счастливым человеком. Незадолго до того, как Верлен умер от воспаления легких, его избрали "королем поэтов", самым великим из всех живущих  поэтов Франции. Для Верлена это  была любовь с первого взгляда, когда  он познакомился с 16-летней Матильдой  Моте, которая восхищалась его  стихами и не считала самого Верлена  уродливым. Позже Матильда написала о том, что влюбленный Верлен был  таким счастливым, что "он перестал быть уродливым, а я даже вспомнила  о сказке "Аленький цветочек", в которой любовь превращает чудовище в принца-красавца". На протяжении всех 10 месяцев, пока они были помолвлены, Верлен оставался преданным и  целомудренным. Он писал банальные  стихи, в которых прославлял и  идеализировал любовь. Женитьба, однако, очень быстро расставила все по своим  местам. "Красавица" оказалась  пустой и тщеславной, а "Принц" опять превратился в "чудовище". Верлен стал много пить, у него появились пугающие всплески дикой агрессивности, которые, впрочем, чередовались с про явлением искренней нежности. Однажды в порыве гнева он попытался поджечь волосы на голове своей жены, а в другой раз в ярости швырнул своего новорожденного сына так, что тот ударился о стену. В конце концов, он просто сбежал из дома с 17-летним поэтом Рембо. После безуспешной по пытки соблазнить своего собственного мужа и по пытаться таким образом вернуть его домой, Матильда развелась с Верленом. Со дня их первой встречи прошло лишь три года.

Рембо был гениальным мальчиком французской поэзии, прекрасным, не по годам хорошо знающим жизнь юношей, который писал необыкновенно оригинальные стихи. Он был, к тому же, еще и неисправимым хулиганом, жестоким извращенцем и садистом. Его теория о необходимости испытания на себе всех форм любви, страдания и безумия для того, чтобы найти поэтическую "истину", превращала его в желанную сексуальную добычу для Верлена. Рембо сначала отправил Верлену свои стихи и рекомендательное письмо, а затем и сам приехал в Париж, оборванный, грязный и без гроша в кармане. Верлен вначале поселил его в доме родственников своей жены, где и сам жил в то время. Затем Верлен стал устраивать Рембо в до мах всех своих друзей по очереди. Один из них, музыкант-гомосексуалист, привил Рембо любовь к гашишу. День и ночь оба поэта веселились и пировали. На публике они специально вели себя очень провокационно, оказывая друг другу знаки любви и внимания. Наедине Верлен и Рембо проводили "ночи Геркулеса", занимаясь тем, что они сами называли "любовью тигров". Из них двоих Рембо явно был доминирующим партнером. Верлен, который сам считал себя "женственным" человеком, ищущим любви и защиты, был просто очарован этим "юным Казановой", с его неотразимым сочетанием красоты, гениальности и насилия. Рембо однажды полоснул Верлена ножом, чтобы раз влечься и проверить заодно свое могущество над старшим товарищем. Он также постоянно насмехался над "супружеской респектабельностью" Верлена. В июле 1872 года Верлен оставил семью и уехал из Франции вместе с Рембо. По всей вероятности, мать Верлена оказала им финансовую по мощь, поскольку она ревновала Верлена к Матильде. Верлен и Рембо путешествовали почти год. Этот год стал для Верлена самым счастливым в его жизни. Он позже вспоминал этот год "интенсивно, всем своим существом". Сначала они путешествовали по Бельгии, а затем перебрались в Лондон, где стали жить в самых дешевых гостиницах. Иногда они пытались зарабатывать на жизнь, давая уроки французского языка. В основном же они жили на те деньги, которые присылала им мать Верлена и которая позже подсчитала, что Рембо обошелся ей в 30000 франков.

Это был период подъема творческой активности Верлена. Вскоре, впрочем, отношения между  ними стали портиться. Они все  чаще стали ссориться, поскольку  Рембо надоело быть в постоянной зависимости от своего старшего товарища-поэта. Вер лен, не в состоянии более  выносить накаленной до предела обстановки, внезапно покинул Лондон и уехал  в Брюссель в июле 1873 года. Он разослал письма с уведомлением о том, что  собирается покончить жизнь самоубийством, всем лицам, которых это могло  касаться, включая свою бывшую жену, и стал ждать, кто из них и когда  его спасет. Первой примчалась мать Верлена, за которой приехал и  весьма агрессивно настроенный Рембо. Во время пьяного эмоционального разбирательства, переросшего в  ссору, Верлен схватил пистолет, с  помощью которого собирался покончить  жизнь самоубийством, и выстрелил  в Рембо, ранив его в кисть  руки. Рембо обратился за помощью  в полицию, опасаясь повторного нападения  со стороны Верлена. Верлен был арестован. Во время медицинского обследования были найдены доказательства его  участия в гомосексуальных половых  актах. Верлен был приговорен к двум годам тюремного заключения за попытку  убийства.

Верлен оказался на свободе в январе 1875 года. Его  выпустили из тюрьмы за полгода до окончания срока за примерное  поведение. Поэт сразу же разыскал Рембо  и стал опять домогаться его дружбы. Тот ответил на ухаживания Верлена  тем, что избегал его и однажды  оставил в бессознательном состоянии  около дороги. Рембо вскоре забросил поэзию и стал неуемным искателем  приключений. Он умер от рака в 1891 году в 36-летнем возрасте. Верлен не затаил зла на Рембо и до последних  своих дней считал годы, проведенные  с ним, интеллектуальной, эмоциональной  и физической вер шиной своей  жизни, когда удовлетворение, получаемое от общения с Рембо, было таким  глубоким и интенсивным, что граничило  с болью.

В 1879 году, когда  Верлен работал учителем в провинциальной школе, он познакомился с молодым  студентом, который своей наглостью  напоминал ему Рембо. 19-летний Люстен Летинуа был красивым, честным, откровенным и прямым крестьянским парнем. Он принял проявление знаков внимания и финансовую поддержку от 35-летнего поэта, хотя и заявил одному из своих друзей, что было бы лучше, если бы они никогда не встретились. Верлен рассказывал всем сентиментальную историю о том, что Люсьен является его приемным сыном. Он взял его с собой в Англию и стал платить за его проживание в Лондоне, а сам начал работать преподавателем в графстве Хэмпшир. Верлен бро сил свою должность и примчался в Лондон спасать Люсьена, когда до него дошли слухи о том, что его "приемный сын" влюбился в молоденькую англичанку. Затем Верлен купил во Франции ферму и поселил на ней всю семью Люсьена для того, чтобы они на ней жили и работали. Эта романтика сельской жизни вскоре закончилась полным банкротством. Когда Люсьен ушел в армию, Верлен стал писать стихи о "красивом бодром солдате". Не смотря ни на что, Верлен, укрепив свою волю об ращением к религии во время тюремного заключения, по всей вероятности, сумел удержаться от сексуального совращения своего "сына". Когда Люсь ен умер от брюшного тифа в 1883 году, Верлен похоронил его в гробу, обернутом девственно белой тканью. После похорон он на какое-то время с головой ушел в пьянство и гомосексуальное бродяжничество.

После смерти матери Верлен провел последние годы своей  жизни — когда не находился  на лечение в какой-нибудь больнице — с двумя стареющими проститутками. И Филомена Буден, и Южен Кранц, с которыми попеременно жил Верлен, были грязными и неряшливыми. Они удовлетворяли его сексуальные инстинкты и стимулировали его мазохизм, ссорясь и ругаясь с ним, а иногда и избивая его. Они были жадными и требовали, чтобы он по чаще писал стихи. Листки со стихами они вырывали у него из рук и тут же бежали их продавать.

Южени была с Верленом, когда он умер. Она руководила его похоронами с траурной повязкой вдовы. Затем стала бойко торговать поддельными литературными сувенирами, а пьянство на заработанные таким образом деньги быстро свело ее в могилу.

Информация о работе Поль Верлен