Поэзия серебряного века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:55, доклад

Описание работы

Символизм (от греч. symbolon - знак, символ) - направление в европейском искусстве 1870 - 1910-х годов; одно из модернистский течений в русской поэзии на рубеже XIX - XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Работа содержит 1 файл

Поэзия Серебряного Век2.docx

— 28.57 Кб (Скачать)

*  *  * 1984

Колокольный звон. Сонет

Как нежный звук любовных слов

На языке полупонятном,

Твердит о счастьи необъятном

Далекий звон колоколов.

В прозрачный час вечерних снов

В саду густом и ароматном

Я полон дум о невозвратном

О светлых днях иных годов.

Но меркнет вечер, догорая,

Теснится тьма со всех сторон;

И я напрасно возмущен

Мечтой утраченного рая;

И в отдаленьи замирая,

Смолкает звон колоколов.

 

Зинаида Гиппиус (1869 - 1945)

Зинаида Николаевна Гиппиус, жена и ближайший единомышленник Д. С. Мережковского, считала литературно-общественную деятельность наиболее важной для себя. В историю литературы она вошла  не только как поэтесса, но и как  блестящий критик и яркий публицист (под псевдонимом Антон Крайний). Гиппиус стояла у истоков русского символизма и стала одним из его  лидеров. Вместе с Мережковским и  Минским она принадлежала к религиозному крылу этого направления: они  связывали обновление искусства  с богоискательскими задачами.

Ее стихи отличались не только новыми для русской поэзии мотивами, но и зрелым мастерством, стилистической и ритмической изысканностью  при внешней скромности и отсутствию эффектов. Поэтесса обладала исключительным умением писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные, легко запоминающиеся формы.

После революции Гиппиус  вместе с мужем эмигрировала из России, не приняв советской власти.

*  *  * 1896

 

Любовь - одна

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

Измены нет: любовь – одна.

Мы негодуем, иль играем,

Иль лжем - но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна - любовь одна.

Однообразно и пустынно,

Однообразием сильна,

Проходит жизнь… И в  жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном - бесконечность,

Лишь в постоянном - глубина.

И дальше путь, и ближе  вечность,

И все ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,

Но верная душа - верна,

И любим мы одной любовью…

Любовь одна, как смерть одна.

 

 

Валерий Брюсов (1873 - 1924)

Валерий Яковлевич Брюсов занимал одно из главенствующих мест в русской литературе начала прошлого века, открыв и проложив немало новых  путей ее развития. Обладая необыкновенным трудолюбием и эрудицией, Брюсов выступал не только как поэт: он был  историком и литературоведом, переводчиком и драматургом, писал исследования по теории стихосложения. Поэтический  мир Брюсова практически всеохватен: стихи его отличаются тематическим многообразием, неустанным поиском  новых форм.

Являясь одним из основателей  и теоретиков символизма, Брюсов не разделял взглядов своих единомышленников на символизм как на миропонимание. Для него это была только литературная школа. Брюсов настойчиво отстаивал право художника на свободу, заявляя, что поэт должен стоять вне общественной, философской и религиозной борьбы.

*  *  * 27 апреля 1893

Мы встретились с нею  случайно,

И робко мечтал я об ней,

Но долго заветная тайна

Таилась в печали моей.

Но раз в золотое  мгновенье

Я высказал тайну свою;

Я видел румянец смущенье,

Услышал в ответ я «люблю».

И вспыхнули трепетно взоры,

И губы слилися в одно.

Вот старая сказка, которой

Быть юной всегда суждено.

 

Андрей Белый (1880 - 1934)

Андрей Белый (псевдоним  Бориса Николаевича Бугаева), представитель  младшего поколении символистов, был  самобытным и оригинальным поэтом. В своих стихах он разработал множество  новых приемов, смело экспериментируя  ради обновления искусства слова. В  его поэзии контрастно сосуществовали ирония и пафос, бытовые картины  и интимные переживания, пейзажные  зарисовки и философские мотивы.

Белый выступал как критик, литературовед и мемуарист; разрабатывал теорию символизма. Большое место  в его творчестве занимала проза: он автор «Петербурга», ставшей одной  из вершин европейского романа. Но и  в поэзии, и в прозе он оставался  прежде всего лириком.

*  *  * Февраль 1903. Серебряный  Колодезь

 

Заброшенный дом.

Заброшенный дом

Кустарник колючий, но редкий.

грущу о былом:

«Ах, где вы - любезные предки?!

Из каменных трещит торчат

проросшие мхи, как полипы.

Дуплистые липы

над домом шумят.

И лист за листом,

тоскуя о неге вчерашней,

кружится под тусклым  окном

разрушенной башни.

Как стерся изогнутый серп

средь нежно белеющих лилий -

облупленный герб

дворянских фамилий.

Былое, как дым…

И жалко.

Охрипшая галка

глумится над горем  моим.

Посмотришь в окно -

часы из фарфора с китайцем.

В углу полотно

с углем нарисованным зайцем.

Старинная мебель в пыли,

да люстры в чехлах, да гардины…

И вдаль отойдешь… А  вдали -

равнины, равнины.

Среди многоверстных равнин

скирды золотистого хлеба.

И небо…

Один.

Внимаешь с тоской,

обвеянный жизнию давней,

как шепчется ветер с листвой,

  как хлопает сорванной ставней.      

 

Александр Блок (1880 - 1921)

Александр Александрович  Блок - единственный из символистов, признанный еще при жизни поэтом общенационального  значения. В русской поэзии он занял  свое место как яркий представитель  символизма, но в дальнейшем значительно  перешагнул рамки и каноны этого  литературного направления, значительно  расширяя его, однако при это не разрушая.

Романтизм зрелого Блока  не имеет уже ничего общего с субъективизмом его юношеской лирики, ярко обозначенном как в «Стихах о Прекрасной Даме», так и в более позднем  демоническом образе Незнакомки. Восприятие поэтом революции как взрыва народной стихии отразилось в его поэме  «Двенадцать», сразу же обретшей всемирную  известность.

Вклад Блока в русскую  поэзию необычайно велик. В его творчестве завершились все важнейшие течения русской лирики дооктябрьского периода. Блок явился одним из зачинателей новой сове-

тской поэзии и своим творчеством  оказал огромное влияние на ее дальнейшее развитие.

 

*  *  * 4 июня 1901. С. Шахматовой.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо.

И молча жду, - тоскуя и  любя.

Весь горизонт в огне, и  близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик ТЫ,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные  черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В  русской  литературе  будут чувствоваться  кризис старых  представителей  об  искусстве  и  ощущение исч ерпанности  прошлого развития.будет  формироваться  переоценка.

 

 

 


Информация о работе Поэзия серебряного века