Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:12, реферат
В центре внимания литературы критического реализма - анализ средствами художественного мировосприятия классовой структуры, социальной сущности, социально-политических противоречий современной ей общественной системы - капиталистических отношений. Поэтому основным в специфике этого литературного направления и творческого метода является художественное осмысление действительности как фактора социального, а следовательно, и раскрытие социальной [26] детерминированности изображаемых событий и характеров.
1. Критический реализм. Сущность метода……………………………..4
2. Эстетические истоки критического реализма………………………...8
3. Георг Веерт…………………………………………………………….13
4. Георг Гервег……………………………………………………………15
5. Фердинанд Фрейлиграт……………………………………………….17
6. Список использованной литературы…………………………………20
Творческая эволюция некоторых романтиков, как бы воспроизводя общую эволюцию романтизма, отмечена все большим обращением к изображению конкретной реальной действительности, ослаблением субъективного начала, отходом от нормативных абстракций и аллегорий. Такова, например, эволюция Байрона, Шелли, Гейне. В различной степени выражения мы имеем здесь дело с вызреванием реалистических тенденций в недрах романтизма.
С другой стороны, существенное и плодотворное воздействие романтизма испытали и многие значительные представители критического реализма. Глубоко связанным с художественным сознанием романтизма был Диккенс, все творчество которого окрашено романтически-утопической мечтой о непременном торжестве добра, о всеобщей любви и братстве. Стендаль, также усвоивший уроки романтиков, в своей творческой манере был особенно близок им. Это сказалось не только в его глубоком и мастерском психологизме, но и в самой идейно-эстетической структуре его романов, в центре которых всегда стоит главный герой, противопоставленный действительности и возвышающийся над ней.
Свой
характер восприятия романтической традиции
свойствен и некоторым, особенно ранним,
произведениям Мериме, Бальзака.
В критическом реализме как в литературном направлении заложено не только критическое начало (как это, может быть, и могло бы представиться в связи с самим этим термином). Для большинства реалистов высокий положительный идеал, положительной начало были не менее важными, нежели социально-критическая направленность. Суровые обличители современной им общественной системы, они противопоставляли ей мечту о справедливом социальном устройстве, хотя мечта [32] и была утопической; разоблачаемому социальному злу противопоставлялся высокий нравственно-этический идеал. И пожалуй, одно из самых убедительных тому свидетельств - обширная галерея ярких положительных героев в произведениях критических реалистов. При этом следует подчеркнуть, что большая часть этих положительных героев принадлежала к социальным низам общества. Именно в представителях народных масс критические реалисты искали и видели подлинное воплощение своих нравственно-этических идеалов.
В этой связи следует особо сказать о значении самого термина «критический реализм». Он весьма несовершенен, поскольку заведомо истолковывает определяемые им явления литературного процесса как нацеленные только на раскрытие отрицательных явлений действительности. Такой исходный тезис глубоко ошибочен не только потому, что он вступает в полное противоречие с фактами самого литературного процесса, но и потому, что всякое подлинное искусство не может существовать и развиваться вне положительных идеалов.
Первенствующее
значение имеют традиции реализма XIX
в. для литературы нашего столетия. Хотя
пути, которыми идет современная литература,
различны, ведущая линия ее развития связана
с восприятием и переосмыслением принципов
реализма в искусстве XIX в.
ВЕЕРТ Георг [Georg Weerth, 1821—1856] — выдающийся немецкий поэт раннего социализма, близкий друг Маркса, Энгельса, Фрейлиграта и Гейне. Как почти все рейнские поэты 40-х годов, Веерт предназначался к профессии коммерсанта и всю жизнь служил агентом различных фирм. В Бонне он совмещал службу с посещением университетских лекций, близко сошелся с кружком поэтов позднего романтизма — К. Зимрока и Г. Кинкеля, в котором преобладали политические интересы. С 1843 жил в Англии, где изучал под руководством Энгельса экономическую и социальную жизнь страны, особенно чартистское движение. В 1844—1847 сотрудничал в журналах немецкого "истинного" социализма: опубликовал там ряд стихотворений и рассказов, рисующих положение рабочего класса при раннем капитализме. Благодаря основательному изучению экономических вопросов, а также под влиянием чартистской рабочей поэзии, Веерт очень быстро освободился от сентиментально-народнических иллюзий "истинного" социализма и воспел классово-сознательного промышленного пролетария (цикл — "Песни из Ланкашира", затем "Литейщик пушек", "Индустрия" и мн. др.). В это же время он публикует серию рассказов — "Очерки из социальной и политической жизни британцев" [1845—1846] и "Юмористические рассказы из торгового мира". В 1845 Веерт переезжает в Брюссель, тогдашний центр революционного движения, и в 1847 вступает в только что организованный Союз коммунистов. Известно его выступление с речью о свободе торговли и рабочем классе на брюссельском международном экономическом конгрессе [1847]. После февральской революции Веерт живет в Париже, затем в Кельне, вступает в редакцию "Новой рейнской газеты", руководимой Марксом. Многочисленные политические стихотворения и фельетоны Веерта направлены против реакционных стремлений юнкерства и бичуют буржуазию за ее двойственную политику. Из прозаических работ Веерта особенно следует отметить роман "Leben und Taten des Ritters Schnapphahnski" (Жизнь и деяния рыцаря Шнаппганского) — карикатура на высмеянного Гейне в "Атта Тролле" юнкера графа Лихновского, убитого во время франкфуртского восстания. Этот роман, вышедший в 1849 году отдельной книгой, задуман автором как сатира на немецкое юнкерство. Он хочет здесь следовать примеру "Дон-Кихота" Сервантеса. Но Веерт не владел формой большого романа: "Шнаппганский" слагается из отдельных, мастерски написанных юмористических отрывков. После победы реакции Веерт ничего не написал.
Он — блестящий мастер маленьких новелл и фельетонов на актуально-политические темы. Свои лучшие произведения он создал, когда редактировал отдел фельетона "Новой рейнской газеты", в которой поэтически обрабатывал основные мысли передовиц Маркса. Маркс и Энгельс всегда считали Веерта поэтом партии коммунистов; его стихи наряду со стихами Фрейлиграта в этой же газете принадлежат к лучшему, что создано в этой области революцией 1848.
Поэзия
Веерта часто напоминает своим юмором,
сатирой и приемами Гейне. Отличаясь
реалистическим тоном, она не теряет
звучности и простоты народной песни.
Некоторыми своими чертами Веерт
даже превосходит Фрейлиграта, Гервега
и Гейне: из всех ранних социалистических
поэтов только Веерт хорошо разбирался
в экономических вопросах и усвоил материалистическое
понимание истории. Его образ рабочего
гораздо ближе к современному классово-сознательному
пролетарию, нежели аналогичные образы
у названных трех поэтов. Творчество Веерта,
более чем творчество какого-либо иного
поэта эпохи раннего социализма, заслуживает
имени пролетарского. Энгельс недаром
называет Веерта "первым и самым значительным
поэтом немецкого пролетариата".
ГЕРВЕГ Георг [Georg Herwegh, 1817—1875] — немецкий поэт, сын трактирщика, вырос в эпоху борьбы южно-германского либерализма за конституцию. Учился в гимназии в Штутгарте и, по воле родителей, в богословской семинарии в Тюбингене, откуда был исключен за радикальные взгляды. Из-за столкновения с военным начальством бежал в Швейцарию, где написал первый том знаменитых "Стихов живого человека" (Gedichte eines Lebendigen, 2 Bde, 1841—1844); они — выражение стремлений пробуждающейся к политической жизни немецкой буржуазии. Политические лозунги дня искусно переданы здесь на языке поэзии. Книга имела огромный успех. Большое впечатление произвело и другое выступление Гервега: на страницах самого радикального органа домартовской Германии — "Рейнской газеты" — он поместил песню о партии, направленную против "надпартийности" Фрейлиграта.
После
непродолжительного пребывания в Париже,
где Гейне приветствовал
В 1843 Гервег переехал с Марксом и Руге в Париж, сотрудничал в "Немецко-французских ежегодниках", издал второй том "Стихов живого человека" [1844]. После Февральской революции он разошелся с Марксом, организовав среди немецких ремесленников в Париже отряд для авантюрного похода на Германию с целью установления республики. После поражения бежал в Швейцарию. Быстрое возвышение и еще более быстрое падение Гервега, объясняющиеся отсутствием ясной политической устремленности у тогдашней немецкой буржуазии, оказались роковыми для творчества поэта. Лучшее произведение Гервега за период 50—70-х гг. — гимн в честь Всеобщего германского рабочего союза, написанный под влиянием "Песни к британцам" Шелли. Гервег также переводил произведения Ламартина и Шекспира на немецкий язык.
Как
художник Гервег, наряду с Гейне и Фрейлигратом,
— один из выдающихся политических поэтов
Германии. Форма "Стихов живого человека",
в отличие от стиля "Молодой Германии",
приближается к классицизму, но и включает
в себя много элементов немецкой народной
песни. Самые характерные черты творчества
Гервега — революционный темперамент,
насыщенность идеологией, политическими
лозунгами дня.
Фрейлиграт
(Фердинанд Freiligrath, 1810—1876) — немецкий поэт,
выдающийся представитель революционной
поэзии 1848 г.; родом из зажиточной бюргерской
семьи, предназначался родителями к купеческому
званию, служил клерком в банкирской конторе.
Его выдающийся талант рано обратил на
себя внимание Граббе и Шамиссо. В 1833 г.
появился первый сборник его стихотворений,
сразу составивший ему громкое имя и вызвавший
общие симпатии к молодому поэту, который
к тому же выделялся необыкновенной, интересной
наружностью и обаянием своей восторженной
натуры. В 1838 г. появился второй сборник
стихотворений, и с этих пор Фрейлиграт
имел возможность отказаться от ненавистной
ему коммерческой карьеры, поселился в
Дармштадте и всецело отдался поэтическому
творчеству. В этот первый период своего
творчества Фрейлиграт был чистым романтиком.
Он сильно увлекался Виктором Гюго, в особенности
его "Orientales", и стал одним из самых
видных представителей экзотизма в немецкой
романтической поэзии. Самые знаменитые,
имевшие огромный успех стихотворения
и поэмы Фрейлиграта в этом роде: "L öwenritt",
"Mohrenfü rst", "Der Blumen Rache", "Prinz
Eugen, der edle Ritter" и др. В них сказывается
характерное для романтика стремление
бежать от действительности в мир фантазии,
упиваться красками экзотической природы,
выдумывать яркий, сказочный Восток, ничего
общего с действительным не имеющий. Характерные
черты экзотической лирики Фрейлиграта
заключаются в пестроте красок, в искании
всякого рода контрастов, как внешних,
так и внутренних (бедуину показывают
в пустыне газету, или среди пирушки в
военном лагере раздаются звуки церковного
хорала). Больше всего Фрейлиграт любит
контрасты красок (на черной руке мавра
блестит золотое запястье и т. п.), во всем
видно стремление к антитезам и к яркости
фантастических красок и бушующих страстей
ко всему, что заставляет забыть о серости
жизни. Пальмы и львы постоянные аксессуары
поэзии Фрейлиграта этого периода; такое
прославление Востока потеряло свое обаяние
с падением романтизма (уже Гейне ядовито
вышутил "M ohrenfü rst'a" Фрейлиграта)
и теперь возбуждает только улыбку своей
фальшивостью и наивностью; но оно именно
и создало в свое время огромный успех
Фрейлиграта. Наряду с экзотическими стихотворениями
Фрейлиграт обнаруживал истинный лирический
талант в задушевных стихотворениях, как,
например, в знаменитом "O lieb so lang', du
lieben kannst". В 40-х гг. с "певцом пальм
и львов" произошла резкая перемена:
его охватило революционное настроение
тогдашней Германии, и он стал одним из
лучших певцов революции. Еще в 1842 г. он
стал получать (об этом хлопотал Александр
фон Гумбольд) пенсию от прусского короля,
будучи противником всякой партийности;
стихотворение "Aus Spanien" (1841) заканчивается
знаменитым стихом "Der Dichter steht auf einer
h ö hern Warte, als auf den Zinnen der Partei". Но через
два года он отказался от пенсии и всецело
примкнул к демократической партии. Он
поселился на время в Швейцарии, а потом
в Лондоне, где поступил на коммерческую
службу. Когда началась революция 1848 г.,
он вернулся в Германию и приветствовал
революцию стихотворениями: "Die Revolution"
и "Februar Kl ä nge". За стихотворение "Die
Todten an die Lebenden" он был привлечен к суду,
но был оправдан присяжными (см. "Stenogr.
Bericht des Prozesses gegen den Dichter F. Freiligrat", Дюссельдорф,
1848). Затем он был соредактором издаваемой
Карлом Марксом в Кельне "Neue Rheinische Zeitung".
Не будучи оратором, Фрейлиграт, как литератор,
играл видную роль в революционном движении,
сплачивая вокруг себя оппозиционные
элементы. В 1851 г. он бежал от новых политических
преследований в Лондон, где жил до 1868
г. Потеряв службу, Фрейлиграт должен был
вернуться в Германию, где его друзья устроили
в пользу его национальную подписку, давшую
Фрейлиграту возможность дожить безбедно
до конца жизни. Лучшие произведения революционного
периода его деятельности собраны в сборниках:
"Glaubensbekenntniss" (1844), " Ç a ira" (1846),
"Neuere politische und sociale Gedichte" и др. В стихотворениях
этого периода много тенденциозности
и односторонности, но в лучших из них,
как, например, в "Die Todten an die Lebenden"
и "Berlin" звучит глубокий пафос и могучее
негодование, возвышающее их над всей
поэзией той поры, не исключая стихов Гервега.
Революционная поэзия Фрейлиграта уже
тем выше чисто романтической первого
периода, что она утратила свою беспочвенность
и сентиментальность, что певец выдуманного
Востока стал поэтом действительности,
борцом за справедливость, сохранив пламенность
и яркость поэтического темперамента.
Стихотворения Фрейлиграта последнего
послереволюционного периода ниже прежних.
В 70-м г., заразившись шовинистскими настроениями
тогдашней Германии, он написал популярные
песни: "Hurrah Germania" и "Trompete von Vionville"
— очень искренние и мощные. Фрейлиграт
- большой мастер стиха; это сказывается
как в его оригинальных произведениях,
так и в многочисленных прекрасных переводах.
Он перевел "Odes" и "Chants du Cr é puscule"
Виктора Гюго, стихотворения Бернса, "Песнь
о Гайавате" Лонгфелло, издал английскую
антологию "The Rose, Thistle a. Shamrock". Кроме
того, Фрейлиграт издал вместе с Зимроком
и Матцератом "Rheinisches Jahrbuch f ür Kunst und Poe
sie" (Кельн, 1840 и 1841), с Шюкингом: "Das
malerische und romantische Westfalen" (Бармен, 1840—42).
Полное собрание произведений Фрейлиграта
вышло в Нью-Йорке (1858) и в Штутгарте (1870;
6 изд., 1898). После смерти Фрейлиграта вышло:
"Nachgelassenes von Ferdinand F." ("Ma z eppa",
"Der Eggerstein", Штутгарт, 1883).
Информация о работе Поэзия Германии 40-50 годов XIX века (Веерт, Гервег, Фрейлиграт)