Подготовка ЕГЭ по литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:35, аттестационная работа

Описание работы

Как преодолеть трудности при подготовке к выпускному экзамену по литературе

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….. 3
2.Основная часть…………………….……….………………………………… 4
3. Заключение ……………………………………………………………………7
4. Список литературы………………………....................................................8

Работа содержит 1 файл

Итоговая работа .doc

— 42.50 Кб (Скачать)


2

 

 

 

Государственное  образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт  повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

 

Факультет повышения квалификации

 

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

 

 

 

 

 

 

«Некоторые вопросы подготовки к ЕГЭ по литературе»

 

Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации

с 14.11 по 03.12.2011 г.

 

 

 

Исполнитель:

Петрова Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №35» Осинниковского городского округа

Консультант:

Вертилецкая  Инга Геннадьевна,

зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, канд. пед. наук, доцент

 

 

 

Кемерово 2011

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….. 3

2.Основная часть…………………….……….………………………………… 4

3. Заключение ……………………………………………………………………7

4. Список литературы………………………....................................................8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». (Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение. 2011. Под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова).

Процесс образования - это не только процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и процесс развития личности, принятия национальных ценностей, в первую очередь, духовно-нравственных.

Литература является одним из традиционных источников нравственности, одной из основ гуманитарного образования, она определяет уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуру в широком смысле, его способность владеть родным языком, искусством речи и мышления.

Цель преподавания литературы – воспитание эстетически развитого и мыслящего читателя, способного понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос подготовки обучающихся к единому государственному экзамену, в частности, к литературе.

Одна из проблем – как преодолеть трудности при подготовке к экзамену? 

 

 

 

Так как в основе курса литературы лежит чтение и изучение литературных произведений, то важным звеном в подготовке к экзамену становится организация домашнего чтения. Не менее важна методика работы с текстом произведения в классе.

Творческий читатель – читатель, владеющий такими понятиями, как тема, проблема, пафос, идея, система образов-персонажей, время, пространство, авторская позиция. Эти стороны литературного творчества необходимо не только уметь называть, но обнаруживать, определять, осмысливать, соотносить между собой, включать в свое соразмышление о писателе, в диалог с ним.

Как выпускник может проверить собственную готовность к сдаче экзамена по литературе?

Сначала надо дать себе отчет в знании элементарных, но важных понятий, без которых литературное произведение не поддается объяснению.

Далее надо проверить свое умение обнаруживать в тексте ведущую роль автора, мотивы поведения и отношений героев, художественные средства их изображения.

Необходимо также использовать литературоведческие знания.

Экзамен – проверка сил и возможностей, в которой экзаменуемый должен быть заинтересован: что я знаю? что умею? как понимаю прочитанное?  как выражаю свои мысли, чувства, свою жизненную позицию, интересы, стремления, себя самого?

В связи с этим на уроках литературы и при подготовке к экзамену, как советуют авторы книги «Сдаем единый государственный экзамен. Литература». ФИПИ. М. 2008. С.А.Зинин, Э.А.Красновский, Л.Н.Гороховская, следует уделить особое внимание следующим сторонам учебной деятельности:

- освоению теоретико- и историко-литературных знаний;

- совершенствованию навыков «медленного чтения» с выявлением особенностей содержания и формы литературного произведения;

- формированию умений логико-аналитического и речевого характера, необходимых для письменного ответа на проблемный вопрос.

Для овладения этими умениями необходимо:

- регулярное проведение на уроках литературы сочинений на заданную тему;

- письменное комментирование учителем и оценка самим учеником сильных и слабых сторон выполненной работы;

- переработка учеником текста сочинения по замечаниям учителя;

- систематическое включение в процесс обучения и выполнение учащимися письменных заданий небольшого объема, требующих точности мысли и твердого знания фактов;

- последовательное формирование навыка составления тезисов, конспекта, реферата;

- анализ готовых сочинений с точки зрения сильных и слабых сторон;

- систематическое рассмотрение литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей в контексте развития литературы.

В связи с вышесказанным возникает вопрос: где взять время для того, чтобы у обучающихся сформировались эти умения?

Во-первых, учитель должен научить школьника уметь учиться, владеть способами и приемами учебной работы.

Во-вторых, искать резервы учебного времени. Здесь, безусловно, помогут новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический. Следовательно, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Самое главное преимущество использования ИКТ на уроках, по мнению В.Г.Применко, - это «повышение мотивации обучения,…активизация самостоятельной деятельности учащихся».(Статья «Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов» в книге «Уроки литературы с применением информационных технологий». М.: Планета. 2011).

Самой распространенной формой работы  стали компьютерные презентации, создаваемые как учителем, так и учащимися.

Для подготовки к ЕГЭ по литературе можно использовать так называемые «шпаргалки», рекомендации, представляющие собой опорные конспекты: краткий анализ программных произведений (проза и поэзия), включающий сведения об основных героях, сюжете, композиции, жанре, проблематике, а также словарь литературных терминов.

Кроме того, в презентации можно включать требования к сочинениям, опорную лексику и синтаксические конструкции для творческих работ, советы по стилистике, опорные схемы-планы и др.

 

 

Использование электронных пособий для подготовки к ЕГЭ по литературе сэкономит время учителя и ученика, увеличит объем изучаемого материала, активизирует самостоятельную деятельность школьников, расширит возможности применения дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 



Информация о работе Подготовка ЕГЭ по литературе