Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:05, реферат
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899-1951), русский писатель. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937). В романах «Чевенгур» (опубликован в 1972, в России — 1988), «Счастливая Москва» (не окончен, опубликован в 1991), повести «Котлован» (опубликована в 1969), «Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе — в 1987), «Джан» (опубликована в 1964) — неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни.
ПЛАТОНОВ Андрей
Платонович (1899-1951), русский писатель.
В прозе Платонова мир предстает как противоречивая,
часто трагическая целостность человеческого
и природного бытия: повести «Епифанские
шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река
Потудань» (1937). В романах «Чевенгур» (опубликован
в 1972, в России — 1988), «Счастливая Москва»
(не окончен, опубликован в 1991), повести
«Котлован» (опубликована в 1969), «Ювенильное
море» (опубликована в 1979; в России обе
— в 1987), «Джан» (опубликована в 1964) — неприятие
навязываемых форм социалистического
переустройства жизни. Своеобразие стиля
Платонова определяют «косноязычие»,
«шероховатость» языка, сопрягающиеся
в ткани повествования с отвлеченными
понятиями и метафорическими образами.
* * *
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (наст. фам.
Климентов) [1 сентября (20 августа) 1899, Воронеж
— 5 января 1951 года, Москва], русский писатель
Начало пути
Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных
мастерских. Учился в церковно-приходской
школе, затем в городской. С 14 лет начинает
овладение рабочими профессиями (слесаря,
литейщика, помощника машиниста паровоза)
— нужно было поддерживать семью. Мотив
паровоза прошел через все его творчество,
а трудное детство описано в рассказах
о детях. Рано проявляет интерес к техническому
изобретательству и одновременно — к
литературе. Первая проба пера — юношеские
стихи, вошедшие в его поэтический сборник
«Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно
занимается журналистикой, совмещая ее
с работой на железной дороге и учебой
в Воронежском политехническом институте.
Рабочий-интеллигент.
Воронеж
В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором
в Воронежской губернии и на строительстве
электростанции. Он увлечен делом преобразования
хозяйства, однако упорно продолжает заниматься
литературой. Печатает публицистические
статьи, рассказы и стихи в воронежских
газетах и журналах и даже в московском
журнале «Кузница». В публицистике Платонов
этих лет — мечтатель-максималист, борец
со стихийными силами в природе и жизни,
призывающий к скорейшему превращению
России «в страну мысли и металла», к подавлению
влечений пола как препятствию на пути
ко всеобщему братству. Вместе с тем, напряженные
философско-этические искания Платонова
этих лет (на него оказали влияния идеи
А. Богданова, К. Э. Циолковского, Н. Ф. Федорова,
В. В. Розанова) не позволяют ему слиться
с пролетарской литературой. Пишет рассказы
на темы деревенской жизни («В звездной
пустыне», 1921, «Чульдик и Епишка», 1920), а
также научно-фантастические рассказы
и повести («Потомки солнца», 1922, «Маркун»,
1922, «Лунная бомба», 1926), в которых вера
в технический прогресс соединяется с
утопическим идеализмом ремесленника-изобретателя.
От «дела» к «слову»
В 1927 году Платонов оставляет службу и
перебирается с семьей в Москву: писатель
в Платонове победил инженера. Вскоре
появляется повесть «Епифанские шлюзы»,
давшая название сборнику рассказов (1927).
В этой повести в экспрессивно-сгущенной
символике сюжета и языка дана острая
метафора трагического и жестокого облика
России, обреченность в ней рациональных
начинаний. Платонов подвергает в это
время критической ревизии не только свои
социальные утопические воззрения, но
и радикализм в сфере пола. В сатирической
утопии-памфлете «Антисексус» (1928) высмеивается
идея отказа от плотской любви в пользу
общественной деятельности, а также документально-монтажная
литература левых.
В этот период кристаллизуется поэтика
Платонова: спрямленность в выражении
идеи уступает место двойственности авторской
позиции; устремленность в будущее сменяется
поисками глубинных смыслов жизни — «вещества
существования»; герои — одинокие изобретатели,
странники, раздумчивые чудаки. Складывается
неповторимая языковая фактура: стиль
мастера основан на поэтических приемах
и словообразовательном механизме языка,
выявляющем скрытое, первичное значение
слова. Выразительное косноязычие Платонова
не имеет прецедентов в русской литературе,
отчасти опираясь на традиции символизма,
а также перерабатывая опыт авангарда
и газетную лексику своего времени.
Новая поэтика нашла свое выражение в
повестях «Ямская слобода» (1927), в которой
Платонов продолжил деревенскую тему
ранней прозы, «Город Градов» (1928) — сатире
на советскую бюрократию, «Сокровенный
человек» (1928) о приключениях «размышляющего
пролетария» в годы гражданской войны.
В этой прозе Платонов уходит от декларативно-иллюстративного
представления утопической идеи к напряженному
поиску алгоритма существования, подчиненного
многоуровневому единству человека и
извечных проблем бытия. Граница между
внутренним миром человека и внешней средой,
между живой и неживой природой становится
проницаемой, понятия и вещи сближаются,
а суть жизни проявляется на грани ее исчезновения.
Героика ветхости
Сотканные из парадоксов угловатые герои,
язык, сюжеты Платонова с трудом обретали
признание современников. Успех публикаций
в журналах «Красная новь», «Новый мир»
вскоре сменяется критическими отзывами,
редакторскими купюрами и отказами. Положение
Платонова усугубляется бытовыми неурядицами:
семья долго скитается по временным квартирам,
пока в 1931 не поселяется во флигеле особняка
на Тверском бульваре (ныне Литературный
институт им.Герцена). 1929 год, год «великого
перелома», принесший ужесточения в области
литературной политики, сделал атмосферу
вокруг Платонова еще более отчужденной.
После публикации очерка «Че-Че-О» и особенно
рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) Платонов
был обвинен в анархо-индивидуализме.
Писателя перестают печатать — не помогает
даже обращение к Горькому.
В 1928 Платонов завершает работу над романом
«Чевенгур», однако целиком он увидел
свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет
собой многоплановое повествование, в
котором лирика и сатира переплетены с
философскими построениями и политическими
аллюзиями. В основе сюжета — описание
возникновения и гибели города-коммуны
Чевенгур, куда приезжают после ряда приключений
герои романа, сын утопившегося рыбака
Саша Дванов и Дон Кихот революции Копенкин.
В Чевенгурской коммуне «кончилась история»
— очистив город от буржуев и «остаточной
сволочи», уничтожив хозяйство, люди питаются
дарами земли и солнца. Напавшие на город
солдаты приносят окончательную гибель
обитателям города. Роман пронизан двойственностью:
коммуна — и идеал, и предмет осмеяния;
федоровские воззвания к братству людей,
воскрешению предков, предосудительности
проявлений пола, которым Платонов был
привержен в молодости, здесь иронически
остраняются. Поэтика в «Чевенгуре» получает
дальнейшее развитие: сюжет выражен неявно,
речь персонажей и рассказчика не различаются;
язык «корявый и афористически изысканный»
(Е. Яблоков). Мерцание смыслов создает
особую экспрессивно-вязкую среду неразрешенного
трагического конфликта как основы существования.
Этот конфликт универсален и не сводим
лишь к разрыву между идеалом и практическим
устройством жизни, к политическим и историческим
реалиям.
Тридцатые годы
В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется
талант Платонова. В 1930 он создает один
из своих главных шедевров — повесть «Котлован»
(впервые опубликована в СССР в 1987) — социальную
антиутопию на темы индустриализации,
трагико-гротескное описание краха идей
коммунизма (вместо дворца выстроена коллективная
могила). Платонов «подчинил себя языку
эпохи» (И. Бродский), напряженная фактура
которого определила тему разрыва идеала
с действительностью, мотива истончения
существования, щемяще-трагической отчужденности
каждого живого существа.
Однако социальная атмосфера накалялась.
На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок»
(1931) — иронического описания коллективизации
— следует резкая реакция Сталина, и Платонова
перестают печатать. Даже рассказ на антифашистскую
тему «Мусорный ветер» (1934) был осужден
за гротеск и «ирреальность содержания».
В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий
главным образом в стол. Вместе с тем, обилие
замыслов переполняет писателя. Он напряженно
работает. В это время им были написаны
роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос
отца», статьи о литературе (о Пушкине,
Ахматовой, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском).
После создания близкой по проблематике
к «Чевенгуру» и «Котловану» повести «Ювенильное
море» (опубликована в 1986) и пьесы «Шарманка»
писатель постепенно удаляется от масштабных
социальных полотен в мир душевных переживаний
и любовных драм (рассказы «Река Потудань»,
«Фро», «Афродита», «Глиняный дом в уездном
саду»), в которых усиливается психологическая
моделировка персонажей; ироническое
отношение к любви уступает место глубине
психологического прочтения. Замечательны
рассказы о детях («Семен», 1936) — в них
сопрягаются героика «отдельного существования»
с состраданием к сиротству человечества.
В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов
создает повесть «Джан». Ее герой, ведомый
прометеевской страстью спасти свой вымирающий
в пустыне народ, хочет научить людей счастливой
жизни в коммуне, но терпит неудачу. Лирический
и социально-утопический пласты соединились
здесь в единое целое. Яркость фразы и
слова, звукопись и ритм делают прозу Платонова
1930-х годов экспрессивно-насыщенной.
В 1937 Платонову удается опубликовать сборник
рассказов «Река Потудань», который подвергся
уничтожительной критике, Платонов снова
в опале, его положение отягощается еще
одним событием — в 1938 по сфабрикованному
делу был арестован единственный сын Платонова,
пятнадцатилетний подросток.
Война и послевоенное
творчество
В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом
газеты «Красная звезда». В созданных
им рассказах о войне сохраняется присущая
Платонову неоднозначность оценок, атмосфера
парадоксальности бытия, внутреннего
конфликта человека и мира. Рассказ «Семья
Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую
критику за «клеветничество» в адрес советской
семьи.
В последние годы жизни писатель, на которого
обрушивается новая волна нападок, вынужден
искать обходных путей — он пишет вариации
русских и башкирских народных сказок,
работает над сатирической пьесой на тему
американской действительности (с аллюзиями
на СССР) «Ноев ковчег» (не закончена).
Однако приспособиться к послевоенному
террору Платонову было не дано: он вскоре
умер от туберкулеза, которым заразился
от сына, выпущенного из лагеря.
С 1980-х годов яркая самобытность мастера
вызвала огромную волну интереса во всем
мире. Большая часть произведений Платонова
все еще находится в рукописях. Платонов
— художник победившей музы: «темная воля
к творчеству» и сокрушительная мощь слова
многократно перекрыли узость времени
и идей, которым он был предан.