Петр Степанович Комаров (12.07.1911 – 30.09.1949)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:31, реферат

Описание работы

Петр Комаров родился в деревне Боево Крестецкого уезда Новгородской губернии. Его отец – инвалид, рабочий брезентовой фабрики, мать – Татьяна Семеновна, работница писчебумажной фабрики. Семья жила очень бедно. В 1918 году родители переселились в Приамурье, в таежную зазейскую деревню Поповку. Жизнь переселенцев была очень нелегкой: за сотни километров от железной дороги, от городских и культурных центров. Таежная жизнь закаляла Петра, делала его стойким, выносливым, наблюдательным.

Работа содержит 1 файл

Комаров.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

                 Петр  Степанович  Комаров  (12.07.1911 – 30.09.1949)

                                                                                Подготовил ученик 7 Е класса Зиновьев  Иван

      Петр  Комаров родился в деревне  Боево Крестецкого уезда Новгородской губернии. Его отец – инвалид, рабочий брезентовой фабрики, мать – Татьяна Семеновна, работница писчебумажной фабрики. Семья жила очень бедно. В 1918 году родители переселились в Приамурье, в таежную зазейскую деревню Поповку. Жизнь переселенцев была очень нелегкой: за сотни километров от железной дороги, от городских и культурных центров. Таежная жизнь закаляла Петра, делала его стойким, выносливым, наблюдательным.

      Мать  поэта, Татьяна Семеновна, рассказывала, что Петя уже в 10 лет был помощником в семье, возил дрова из лесу вместе с братом Василием, ездил на пашню, помогал сестрам грести сено. В школе он считался прилежным учеником.

      В 14 лет он вступил в комсомол. По комсомольской путевке едет в  город Свободный и поступает  в школу крестьянской молодежи, затем – в сельскохозяйственном техникуме города Благовещенска. Однако агрономом Петр не стал: иные чувства волновали юношу. Окружающий его мир укладывался в обычные книжные схемы и понятия. Он начал писать стихи, которые появились в печати в 1926 году.

      С 1929 по 1939 год Петр Комаров активно  работает в газетах Дальнего Востока: “Набат молодежи”, “Тихоокеанский комсомолец”, “Тихоокеанская звезда”. Период журналистской деятельности был важным в творческой биографии поэта: научился творческой дисциплине, умению среди обилия материалов и фактов выбирать и обобщать главное, оригинальное, писать ярко и выразительно. Петр изучил весь Дальний Восток: Приморье, нижнее и среднее Приамурье, Камчатку, Хабаровский район.

      В те годы на Дальнем Востоке начиналось большое строительство новых поселков, городов, фабрик, заводов, железнодорожных и шоссейных магистралей, колхозов, совхозов. Сюда из центральных областей страны ехала молодежь, строить город юности – Комсомольск. Комаров жил с ними в палатках зимой, писал о них стихи и очерки.

    1939 год  можно  считать  переходным  от  журналистики к литературе, когда 

Комаров работал ответственным секретарем и членом редколлегии литературно-художественного  журнала “На рубеже”. Петр был душой журнала, вокруг которой группировались молодые, начинающие литераторы. В 1940 году журнал опубликовал  роман  мало  известного  журналиста  и  работника  молодого комсомольского драматического театра Николая Задорнова “Амур-батюшка”. В начале войны, в 1941г, издание журнала “На рубеже” было прекращено, а возобновлено только после войны и под названием “Дальний Восток”.

    В 1940 году вышел первый сборник поэта  “У берегов Амура”. Петр несмотря на похвалы друзей, высказал сокровенное: “Я чувствую, что во мне сидит поэт, а не могу его поймать в себе никак, но обязательно его поймаю!”   В октябре 1941 года  он вступает в ряды Коммунистической партии.

      В годы Великой Отечественной войны  в г.Хабаровске выпускались окна плаката и сатиры “Удар по врагу”. Петр Комаров часто выступал в них как автор стихотворных текстов к рисункам Вадима Павчинского и других художников. Только что переданное сообщение Совинформбюро (Советское информационное бюро передавало последние сводки с фронтов) “В последний час” зачастую подсказывало тему очередного рисунка. Короткий телефонный разговор художника и поэта по уточнению темы, и к концу того же дня редакция окна плаката и сатиры уже принимала готовый плакат или сатирический рисунок.

    За  тысячи километров от фронта он всеми  доступными средствами – меткой сатирой, подписью под плакатом, лирическими стихами или поэмой с яркими историческими примерами и сравнениями – активно участвует в защите Родины от фашистов. Поэт был болен туберкулёзом, но ни болезнь, ни трудный быт не остановили творческого порыва. Он целые ночи просиживал за работой, а утром новые стихи, зовущие советских людей к победе в войне и труде появлялись в фронтовой газете  “Тревога” или в “Тихоокеанской звезде”.

    Не  усидел он за редакционным столом и  в августе 1945 года, когда развернулись военные события в Маньчжурии. Вместе с Николаем Задорновым они добились разрешения отправиться с воинской частью в действующую армию. Результатом этой поездки стал цикл стихотворений, посвященных освободительному походу нашей армии, “Маньчжурская тетрадь”. Маньчжурия была, в основном, освобождена. В Петре пробудилось рыцарское благородство в отношении к людям на улицах, на поэтических встречах, в его стихах, прославляющих советского солдата и его подвиг, проникнутых чувством гуманизма к тем, кто увидел брата-освободителя в советском воине.

    Для воинов в зеленых фуражках стихи  Петра Комарова имеют особую притягательную силу, ведь поэт много внимания уделял и военной, и пограничной тематике: бойцы Красной армии и пограничники в событиях на КВЖД (китайская восточная  железная дорога), в боях на Халхин-Голе, у озера Хасан явили миру образцы невиданного героизма и стойкости.

        Правительство высоко оценило  этот труд Петра Комарова. За  стихи о Маньчжурском походе, о воинах Красной и Советской  армии, о пограничниках: “Маньчжурская тетрадь”, “Новый перегон”, “Зеленый пояс” Петр Комаров в 1950 году удостоен (посмертно) Государственной премии СССР.

    В Харбине, после выступления перед  солдатами и офицерами, Комарову и Задорнову подарили трофейные  японские сабли, с которыми обычно японские офицеры не хотели расставаться при сдаче. Уезжая с Дальнего Востока, Н.Задорнов сдал свой экземпляр в музей, но его теперь там нет. Где же сабля Петра Комарова?

    В годы войны и до 1946 года Комаров  работает в Хабаровском отделении  Союза Советских писателей. Этот период был самым плодотворным в творчестве Петра Комарова. 17.11.1947 года трудящиеся г. Комсомольска-на-Амуре выдвинули Петра Комарова кандидатом в депутаты Хабаровского краевого Совета по Комсомольскому избирательному округу.

    Стихи Комарова содержательны, свежий и точный язык, оригинальный поэтический образ присущи его творчеству. Стихотворение “Кедр” можно поставить эпиграфом к стихам о героических подвигах соотечественников. Не сгибаться перед бедами, преодолевать их, а если погибнуть – то в борьбе.

                     Если мне придется умереть  – 

                     Кедром упаду я поутру.

                     Лучше сразу факелом сгореть,

                     Чем всю жизнь сгибаться на  ветру.

    Герои Комарова не думают о славе, не стучат себя в грудь, не требуют к себе особого внимания, как это делали герои некоторых “модных поэтов”. Солдат после ранений возвратился с фронта, но идёт уборка хлебов, а механизаторы на фронте. Будет раненный солдат сидеть дома?

                     Чуть прихрамывая от боли,

                     Сам себе приказав –  “терпи”,

                     В тот же день он выехал  в поле

                     И комбайны повел в степи.

    Биографию советского дальневосточника можно  проследить по стихам Комарова “Начало города”, “Изыскатели железных дорог”, “Тигролов”, “В родном селе”, “Первый из удэге”, “Золотая просека”, “Эвенкийский мотив”,  “Геологи на привале”, “Жень-шень”,  “Костром бивачьим чай пропах” и другие.

    После войны Петр Комаров продолжил писать новые циклы стихов, создал новые книги “Зеленый пояс”,  “Новый перегон”, “Маньчжурская тетрадь”, и пишет для маленьких земляков стихи-миниатюры о дальневосточной природе. Его сборники печатают в Хабаровске, Иркутске, Москве.

    Поэт  упорно работал над сюжетом каждого произведения. Часто, уже готовые к печати стихи, он обновлял, делая их более выразительными. Так он нередко поступал и с уже напечатанными стихами.

    Своеобразен поэтический язык Петра Комарова: он отлично владеет русским литературным словом, умело использует богатейший народный язык, смело и  удачно вводит в поэтическую речь названия местных растений и животных, рифмуя их с обычными словами:  колонок – приволок, кустарник – золотарник, рано – гурана, кусок – туесок  и  другие.

    Ярки и свежи у Петра Комарова образы и сравнения. Дуб у него, словно часовой в широкой пойме, а жёлудь, как патрон в обойме;  леса у него стоят в зеленых гимнастёрках, как будто на поверке боевой;  быструю рыбу – тайменя сравнивает он с холодной стрелой;  козодой – ночной молотобоец, дятел – телеграфист, ставит точки и тире на берёзовой коре.

    В основе творчества Петра Комарова прочно лежит пушкинская поэтика, он любил  Лермонтова, Блока, Есенина. Комаров  – поэт-лирик, поэт большой гражданской  темы. Комаров – певец Дальнего Востока. Его творчество год от года приобретало все более широкий размах, глубже проникало в сознание дальневосточников.

    Читая  стихи  Комарова,  думаешь  о  сильном  характере  поэта:

                       А жизнь велит: иди! 

                       Иди и не сворачивай с дороги.

                       И что бы ни случилось впереди,

                       Увидишь солнце на своем пороге.

Это сам  Комаров с его биографией, начиная  от того первого шага, который         он сделал юношей, уходя из зазейской  деревни в сшитой матерью                  кумачёвой   рубашке…  Это сам Комаров, уже смертельно больной, писал Анатолию Тарасенкову: “…Сам я уже пятый месяц лежу в постели при полном упадке сердечной деятельности и остром туберкулёзе.   …но, видимо, организм сдал окончательно, и, если успею увидеть свой сборник изданным, –  это будет моим великим счастьем. Да и сейчас, в постели, я не имею права жаловаться на жизнь. Прожил я её хорошо и честно, и пока ясная голова – буду писать стихи. “Зеленый пояс” написал уже в постели”.

    Поэт  был полон творческих планов. Но после продолжительной болезни  Петр Степанович Комаров скончался 30.09.1949 года в г. Хабаровске в возрасте 38 лет. Последние его стихи:

                      …Он жил для тебя и работал  неплохо,

                      Бродил по дорогам лесным,

                      Был сыном твоим до последнего  вздоха

                      И верным солдатом твоим…

    _______________

“У берегов Амура” (1940)                                “Время бесстрашных” (1941)

“Как пруссак попал впросак” (1942)              “С востока на запад” (1943)

“Хинганский родник” (1945)                           “Золотая просека” (1945)

“На сопках Маньчжурии” (1946)               “Таёжные жители” (1946) – стихи детям

“Загадка кривой протоки”,                               проза для детей среднего и

 “Лесной гость”    –                                            старшего возраста  

“Под небом Азии” (1947)

“Маньчжурская тетрадь”, “Новый перегон”,  “Зеленый пояс” (1948) – за этот   

                                               Цикл Государственная премия

“П.Комаров. Стихотворения. Огиз-Дальгиз” (1947) – редкое издание

     _____________   

      Вот Молчаново-Поповка. Два села слились  в одно. На берегу реки Зеи стоял  дом, в котором жила семья Комаровых. Вот две березы, белая и черная, им лет сто, срослись.

      Станция Разливная, Бузули, Свободный. Цветы  у камня: место, где в последний  раз был Петр Комаров в 1946 году, дом бывшей школы крестьянской молодежи в Свободном.

    В пятый раз отмечают “Комаровские чтения”. Теперь уже не вспомнит        никто инициаторов этих чтений. Главное, праздник прижился. Первый раз он проходил на родине поэта в 1986 году, летом, когда знаменитому нашему  земляку поэту Петру Степановичу Комарову исполнилось бы 75 лет.            Сегодня – уже 80.  (Амурская газета, 1991, №25(21-27 октября), с.8-9)

    В последующей прессе упоминания о  Комаровских чтениях отсутствуют. 

 

К оружью, патриот! (1941) 

В твой дом родной и твой очаг

Информация о работе Петр Степанович Комаров (12.07.1911 – 30.09.1949)