Петербург в жизни Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:03, творческая работа

Описание работы

В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни -лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как "град Петров" и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.
Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время - столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерией (во главе с А.Х.Бенкендорфом, попортившим немало крови поэту; чего стоит объемная переписка только по поводу цензуры его произведений), оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь различные образы Петербурга в творчестве Пушкина.

Работа содержит 1 файл

Петербург в жизни Пушкина.doc

— 32.00 Кб (Скачать)

Петербург в  жизни Пушкина

В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни -лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого  подъема и бренных житейских  проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как "град Петров" и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.

Но Петербург  в восприятии великого поэта оставался  всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время - столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерией (во главе с А.Х.Бенкендорфом, попортившим немало крови поэту; чего стоит объемная переписка только по поводу цензуры его произведений), оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь различные образы Петербурга в творчестве Пушкина.

Пушкин впервые  осознанно познакомился с Петербургом  в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение - Царкосельский лицей. (Есть сведения, что Пушкин на втором году жизни увидел Петербург, но прожила семья Пушкиных в Петербурге всего около года. Об этом Пушкин пишет в письме к жене: "Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку". (1801 г.) Он приехал вместе со стихотворцем Василием Львовичем Пушкиным (дядей поэта) и приятельницей В.Л.Пушкина Анной Николаевной Ворожейкиной. Жили они, в считавшейся одной из лучших в Петербурге, гостинице Демута.

Столица ошеломила  Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! (Много  позже в письме к своей жене Н.Н.Гончаровой он напишет: "Не люблю  я твоей Москвы!") После пестрой  Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Испытания (экзамены) проходили в доме самого министра народного просвещения графа А.К.Разумовсвкого. Вскоре после экзамена Иван Пущин, живший на Мойке в доме своего деда, направился к Пушкину, "как к ближайшему соседу". "С той поры, - вспоминал он, - установилась и постепенно росла наша дружба…" Он же вспоминал о том, что Пушкин знал гораздо больше других детей, "многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил". Случилось так, что приехав в Петербург в июле 1811 года, Александр Пушкин жил недалеко от дома Пущиных. Спустя четверть века поэт снова оказался на Мойке - в доме Волконских. И этот, соседний с пущинским, дом стал его последним жилищем. Осенью 1811 года (19 октября) началась учеба в лицее и на 5 лет Пушкин расстается с Петербургом. "Безбожно молодого человека держать взаперти…" - жаловался Пушкин в письме к Вяземскому за год до выпуска из лицея . Наконец, наступил долгожданный июнь 1817 года. Окончив Лицей, Пушкин переезжает в Петербург (в квартиру родителей на Фонтанке у Калинина моста) и начинает самостоятельную жизнь взрослого человека. От ощущения свободы и независимости у него кружится голова, он не знает, куда броситься, с чего начать; ему теперь доступно всё - и театры, которые он непрестанно посещает, и балы, и "Арзамас". Заветное в начале XIX века слово "театр" рождает у Пушкина желание воспеть это славное детище русской культуры в романе "Евгений Онегин" и ключом к "онегинскому" Петербургу является театр: 

"Волшебный  край! там в стары годы, 
Сатиры смелый властелин, 
Блистал Фонвизин, друг свободы, 
И переимчивый Княжнин; 
Там Озеров невольны дани 
Народных слез, рукоплесканий 
С младовой Семеновой делил, 
Там наш Катенин воскресил 
Корнеля гений величавый; 
Там вывел колкий Шаховской 
Своих комедий шумный рай…"
 

Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа, - это декабристский  Петербург, Петербург высокой духовности, исполненный красоты и добра, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной (1812 года) поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к ее спасению от абсолютной монархии, пути к парламентаризму. Пушкин знакомится с членами тайных антиправительственных организаций - с Рылеевым, Каховским, Якушкиным, поэтом-партизаном Денисом Давыдовым. Постоянно бывает на литературных "субботах" у Жуковского вместе с Крыловым, Гнедичем и Батюшковым; вводит в круг признанных корифеев своих лицейских друзей - Дельвига и Кюхельбекера. Пущин Жано осуждал жизнь Пушкина этого периода, наблюдая, например, за поведением Пушкина в театре, Пущин недоумевал и досадовал, видя, как тот, "либеральный по своим воззрениям", искал внимания у светских "львов",… "желалось, чтобы он (Пушкин), наконец, настоящим образом взглянул на себя и понял свое призвание". К огорчению друзей, Пушкин слишком часто проводит дни и ночи в обществе петербургских "прелестниц" и повес. "Пушкин здесь - весь исшалился…", "Праздная леность, как грозный истребитель всего прекрасного и всякого таланта, парит над Пушкиным…" - встревоженно сообщал Вяземскому их общий друг А.И.Тургенев. Но именно в этот период Пушкин создал поэму "Руслан и Людмила" и по прочтении ее в доме у Жуковского получил портрет его со знаменитой, триумфальной надписью: "Победителю - ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила". 1820 марта 26 великая пятница. Пушкин стал певцом декабристов, певцом свободы. Ода "Вольность", эпиграммы на графа Аракчеева и министра просвещения князя Голицина по словам Лажечникова "…наскоро, на лоскутках бумаги, карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть" . И все - разом, катастрофически мгновенно - рухнуло 14 декабря. Декабристский город был повержен, Петербург завоевал император Николай I, сделав его твердыней самодержавия и оплотом своего правления.

Пушкин за оду "Вольность" был выслан из Петербурга еще 6 мая 1820 года. Вернулся после ссылки ровно через семь лет - в мае 1827 года уже в Петербург императорский. Всё изменилось. Пушкин в 1829 году констатировал: в новом Петербурге истреблена духовность. Устами одного из героев повести, начатой в это время Пушкин утверждал: в 1818 году "строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы не снимая шпаг - нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами… Теперь это все переменилось, - французская кадриль заменила Адама Смита…" . Пушкин возвращается знаменитым поэтом и поселяется в гостинице Демута - это жилище стало прибежищем поэта в Петербурге, пока он не завел своего семейного очага. Вот тогда-то и появились строчки:

Информация о работе Петербург в жизни Пушкина