Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:03, творческая работа
В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни -лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как "град Петров" и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.
Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время - столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерией (во главе с А.Х.Бенкендорфом, попортившим немало крови поэту; чего стоит объемная переписка только по поводу цензуры его произведений), оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь различные образы Петербурга в творчестве Пушкина.
Петербург в жизни Пушкина
В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни -лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как "град Петров" и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.
Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время - столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерией (во главе с А.Х.Бенкендорфом, попортившим немало крови поэту; чего стоит объемная переписка только по поводу цензуры его произведений), оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь различные образы Петербурга в творчестве Пушкина.
Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение - Царкосельский лицей. (Есть сведения, что Пушкин на втором году жизни увидел Петербург, но прожила семья Пушкиных в Петербурге всего около года. Об этом Пушкин пишет в письме к жене: "Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку". (1801 г.) Он приехал вместе со стихотворцем Василием Львовичем Пушкиным (дядей поэта) и приятельницей В.Л.Пушкина Анной Николаевной Ворожейкиной. Жили они, в считавшейся одной из лучших в Петербурге, гостинице Демута.
Столица ошеломила
Александра. Она была так не похожа
на его родную тихую Москву! (Много
позже в письме к своей жене
Н.Н.Гончаровой он напишет: "Не люблю
я твоей Москвы!") После пестрой
Москвы Петербург поразил его своей величественной
красотой, блеском вод и белыми ночами.
Испытания (экзамены) проходили в доме
самого министра народного просвещения
графа А.К.Разумовсвкого. Вскоре после
экзамена Иван Пущин, живший на Мойке в
доме своего деда, направился к Пушкину,
"как к ближайшему соседу". "С той
поры, - вспоминал он, - установилась и постепенно
росла наша дружба…" Он же вспоминал
о том, что Пушкин знал гораздо больше
других детей, "многое прочел, о чем
мы и не слыхали, все, что читал, помнил".
Случилось так, что приехав в Петербург
в июле 1811 года, Александр Пушкин жил недалеко
от дома Пущиных. Спустя четверть века
поэт снова оказался на Мойке - в доме Волконских.
И этот, соседний с пущинским, дом стал
его последним жилищем. Осенью 1811 года
(19 октября) началась учеба в лицее и на
5 лет Пушкин расстается с Петербургом.
"Безбожно молодого человека держать
взаперти…" - жаловался Пушкин в письме
к Вяземскому за год до выпуска из лицея
. Наконец, наступил долгожданный июнь
1817 года. Окончив Лицей, Пушкин переезжает
в Петербург (в квартиру родителей на Фонтанке
у Калинина моста) и начинает самостоятельную
жизнь взрослого человека. От ощущения
свободы и независимости у него кружится
голова, он не знает, куда броситься, с
чего начать; ему теперь доступно всё -
и театры, которые он непрестанно посещает,
и балы, и "Арзамас". Заветное в начале
XIX века слово "театр" рождает у Пушкина
желание воспеть это славное детище русской
культуры в романе "Евгений Онегин"
и ключом к "онегинскому" Петербургу
является театр:
"Волшебный
край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младовой Семеновой делил,
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рай…"
Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа, - это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, исполненный красоты и добра, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной (1812 года) поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к ее спасению от абсолютной монархии, пути к парламентаризму. Пушкин знакомится с членами тайных антиправительственных организаций - с Рылеевым, Каховским, Якушкиным, поэтом-партизаном Денисом Давыдовым. Постоянно бывает на литературных "субботах" у Жуковского вместе с Крыловым, Гнедичем и Батюшковым; вводит в круг признанных корифеев своих лицейских друзей - Дельвига и Кюхельбекера. Пущин Жано осуждал жизнь Пушкина этого периода, наблюдая, например, за поведением Пушкина в театре, Пущин недоумевал и досадовал, видя, как тот, "либеральный по своим воззрениям", искал внимания у светских "львов",… "желалось, чтобы он (Пушкин), наконец, настоящим образом взглянул на себя и понял свое призвание". К огорчению друзей, Пушкин слишком часто проводит дни и ночи в обществе петербургских "прелестниц" и повес. "Пушкин здесь - весь исшалился…", "Праздная леность, как грозный истребитель всего прекрасного и всякого таланта, парит над Пушкиным…" - встревоженно сообщал Вяземскому их общий друг А.И.Тургенев. Но именно в этот период Пушкин создал поэму "Руслан и Людмила" и по прочтении ее в доме у Жуковского получил портрет его со знаменитой, триумфальной надписью: "Победителю - ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила". 1820 марта 26 великая пятница. Пушкин стал певцом декабристов, певцом свободы. Ода "Вольность", эпиграммы на графа Аракчеева и министра просвещения князя Голицина по словам Лажечникова "…наскоро, на лоскутках бумаги, карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть" . И все - разом, катастрофически мгновенно - рухнуло 14 декабря. Декабристский город был повержен, Петербург завоевал император Николай I, сделав его твердыней самодержавия и оплотом своего правления.
Пушкин за оду "Вольность" был выслан из Петербурга еще 6 мая 1820 года. Вернулся после ссылки ровно через семь лет - в мае 1827 года уже в Петербург императорский. Всё изменилось. Пушкин в 1829 году констатировал: в новом Петербурге истреблена духовность. Устами одного из героев повести, начатой в это время Пушкин утверждал: в 1818 году "строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы не снимая шпаг - нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами… Теперь это все переменилось, - французская кадриль заменила Адама Смита…" . Пушкин возвращается знаменитым поэтом и поселяется в гостинице Демута - это жилище стало прибежищем поэта в Петербурге, пока он не завел своего семейного очага. Вот тогда-то и появились строчки: