Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:05, сочинение
Роман «Герой нашего времени» - первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В центре произведения – «история души человеческой». Лермонтов исследует мысли, порывы, причины и последствия поступков такой сложной личности, как Печорин. В каждой главе автор показывает различные стороны психической жизни героя, рассматривает проявление его инстинктов, страстей, воли, духа, разума. Остальные действующие лица оттеняют характер Печорина – по контрасту и по сходству – и иллюстрируют его размышления о людях.
Роман «Герой нашего
времени» - первый русский психологический
и реалистический роман в прозе.
В центре произведения – «история
души человеческой». Лермонтов исследует
мысли, порывы, причины и последствия
поступков такой сложной
В «Бэле» показаны горцы – люди страсти
в чистом виде. Азамат, Казбич – действенные,
волевые, решительные, порывистые натуры.
Печорин имеет много общего с этими персонажами.
У горцев Азамата и Казбича наследственная
традиционная страсть к лошадям. «В первый
раз, как я увидел твоего коня… в моей
душе сделалось что-то непонятное, и с
тех пор все мне опостылело… Я умру, Казбич,
если ты мне не продашь его! – сказал Азамат
дрожащим голосом». Так порабощен своим
желанием иметь чудесного коня пятнадцатилетний
мальчик. Взрослый горец переживает такие
же сильные чувства. Вот как он рассказывает
о погоне казаков за его Карагезом, в то
время как сам он был вынужден притаиться
на дне оврага: «… я слышал, как они бросились
ловить моего коня. Сердце мое облилось
кровью…» Потерю любимого коня Казбич
воспринимает как трагедию: он «… повалился
на бок и зарыдал, как ребенок…» Максим
Максимыч, потрясенный силой страданий
горца, сочувственно рассказывает, как
Казбич «… никого не замечал… лежал себе
ничком, как мертвый. Поверите ли, он так
пролежал до поздней ночи и целую ночь?..»
Как и «дети природы», Печорин тоже способен
страстно увлечься. Он действительно полюбил
Бэлу, а после ее смерти «был долго нездоров».
Главного героя с горцами сближает то,
что ради удовлетворения своих прихотей
они идут на все, проявляя при этом не только
отчаянную смелость, решимость, но и дерзость,
жестокость, коварство. И Печорин, и горцы
– похитители. Григорий Александрович
помогает Азамату украсть коня, а Азамат
содействует похищению Бэлы. Казбич, убивая
Бэлу, мстит обоим и за коня, и за девушку.
В Печорине живут те же инстинкты, что
и у горцев. Он не боится опасностей, риска,
упрямо добивается поставленной цели,
не может отступать от своих желаний. Печорин
говорит о Бэле: «Дьявол, а не женщина!..
только я вам даю мое честное слово, что
она будет моя…» Препятствия только распаляют
Печорина. Он, как азартный игрок, делает
последнюю ставку в игре с Бэлой: «Я виноват
перед тобой и должен наказать себя; прощай…»
Максим Максимыч, тайно наблюдавший эту
сцену, видел, как Печорин дрожал, и понимал,
что он непременно осуществит задуманное.
А когда Казбич на глазах у офицеров мчался
на коне с похищенной Бэлой в седле, «Григорий
Александрович взвизгнул не хуже любого
чеченца».
Итак, в Печорине живет и джигит, и охотник.
Не случайно автор отмечает, что Печорин
был вынослив, как горец, и «ходил на кабана
один на один». Смысл сопоставления главного
героя с Азаматом и Казбичем в том,что
дикие нравы горцев в какой-то степени
можно оправдать силой обычаев, традицией,
наследственностью, особенностями темперамента.
что дикие нравы
горцев в какой-то степени можно
оправдать силой обычаев, традицией,
наследственностью, особенностями
темперамента. Печорина же нужно осудить
за то, что он охотится не только на
кабана, но и на человеческие сердца.
Главный герой – человек, умеющий
играть на чувствах людей. Он научился
использовать окружающих для удовлетворения
своих капризов. Печорин не имеет
никаких нравственных ограничений.
В среде простых людей Печорин показан
как разрушитель. Именно он толкает на
путь преступлений Казбича и Азамата.
Своей игрой на недостатках людей главный
герой увеличивает зло: Азамат убегает
из дома, побоявшись мести Казбича. Отец
Бэлы теряет покой после исчезновения
сына и дочери, а затем погибает от руки
все того же Казбича. Автор представляет
нам чеченца как убийцу. Однако все его
кровавые дела предопределены действиями
Печорина. Я думаю, что даже в физической
смерти Бэлы больше виноват Печорин. Именно
из-за его поспешного выстрела Максим
Максимычу не удалось захватить Казбича,
и тот ударил Бэлу кинжалом. Печорин сам
никого не убивает, но страшнее то, что
это убийца интеллектуальный. Герой грубо
вторгается в чужую жизнь и приносит людям
несчастья.
Не случайно глава романа названа именем
горянки. Образ Бэлы – один из самых ярких
и трагических женских образов романа.
Это глубокая, цельная натура. В Бэле есть
то, чего не хватает Печорину. Она обрела
смысл жизни в любви, а Печорин так и не
понял своего предназначения. Страсть
Печорина – инстинктивное влечение, а
порывы сердца девушки глубоко человечны
и разумны. Верность в чувствах и постоянство
Бэлы выгодно отличают ее от Печорина,
который не способен на самозабвенную
любовь. И дело даже не в том, что между
героями существует социальная и интеллектуальная
пропасть. Лермонтов показывает, как морально
искалечен «герой нашего времени», ведь
он сам признается: «я любил для себя, для
собственного удовольствия…».
Я думаю, что автор осуждает крайний индивидуализм
и эгоизм своего героя. Печорин так объясняет
свое охлаждение к Бэле: «Я опять ошибся:
любовь дикарки немногим лучше любви знатной
барыни; невежество и простосердечие одной
так же надоедают, как и кокетство другой».
Однако за ошибки и эксперименты главного
героя расплачиваются живые сердца.
Информация о работе Печорин и горцы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"