Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:11, биография
Начиналось же все с музыки. И живописи. Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. Мать поэта Розалия Исидоровна Кауфман была замечательной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Отец – Леонид Осипович Пастернак, знаменитый художник, иллюстрировавший произведения Льва Толстого, с которым был тесно дружен. Кроме Бориса в семье были еще дети Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989). Дух творчества жил в квартире Пастернаков на правах главного, всеми боготворимого члена семьи
ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ (1890–1960)
русский поэт, прозаик, переводчик.
Родился 10 февраля 1890 в Москве.
Начиналось же все с музыки.
И живописи. Будущий поэт родился в Москве
в интеллигентной еврейской семье. Мать
поэта Розалия Исидоровна Кауфман была
замечательной пианисткой, ученицей Антона
Рубинштейна. Отец – Леонид Осипович Пастернак,
знаменитый художник, иллюстрировавший
произведения Льва Толстого, с которым
был тесно дружен. Кроме Бориса в семье
были еще дети Александр (1893—1982), Жозефина
(1900—1993) и Лидия (1902—1989). Дух творчества
жил в квартире Пастернаков на правах
главного, всеми боготворимого члена семьи.
Здесь часто устраивались домашние концерты
с участием Александра Скрябина, которого
Борис обожал. Мальчику пророчили карьеру
музыканта. Еще в пору учебы в гимназии
он прошел 6-летний курс композиторского
факультета консерватории, но... В 1908 Борис
оставил музыку – ради философии. Он не
мог себе простить отсутствие абсолютного
музыкального слуха В 1903 году при падении
с лошади сломал ногу и из-за неправильного
срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак
скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён
от воинской повинности.
В 1900 году Пастернак не был принят
в пятую гимназию (ныне московская школа
№ 91) из-за процентной нормы, но по предложению
директора на следующий 1901 год поступил
сразу во второй класс. С 1906 по 1908 год в
пятой гимназии на два класса младше, чем
Пастернак, в одном классе с братом Пастернака
Шурой учился Владимир Маяковский. Пастернак
окончил гимназию с золотой медалью и
всеми высшими баллами, кроме закона Божьего,
от которого был освобождён. После ряда
колебаний отказался от карьеры профессионального
музыканта и композитора. В 1908 году поступил
на юридическое отделение историко-филологического
факультета Московского университета
(впоследствии перевелся на философское).
Летом 1912 году изучал философию в Марбургском
университете в Германии у главы марбургской
неокантианской школы проф. Германа Когена.
Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой,
но получил отказ, как описано в стихотворении
«Марбург». В 1912 году вместе с родителями
и сестрами посещает Венецию, что нашло
отражение в его стихах того времени. Виделся
в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг
(дочерью литератора и изобретателя Моисея
Филипповича Фрейденберга). С ней его связывала
многолетняя дружба и переписка.
он начинает входить в круги
московских литераторов.
близко знакомится с другим
футуристом — Владимиром Маяковским,
чья личность и творчество оказали на
него определённое влияние. Позже, в 1920-е,
Пастернак поддерживал связи с группой
Маяковского «Леф», но в целом после революции
занимал независимую позицию, не входя,
ни в какие объединения.. Опасаясь возможного
призыва в армию, зиму 1916 года Пастернак
провёл на Урале, под городом Александровском
Пермской губернии, приняв приглашение
поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими
химическими заводами Б. И. Збарского помощником
по деловой переписке и торгово-финансовой
отчётности
Родители Пастернака и его сёстры
в 1921 году покидают советскую Россию по
личному ходатайству и обосновываются
в Берлине. Начинается активная переписка
Пастернака с ними и русскими эмиграционными
кругами вообще, в частности, с Мариной
Цветаевой, а через неё — с Р.-М. Рильке.
В 1922 году Пастернак женится на художнице
Евгении Лурье, с которой проводит в гостях
у родителей в Берлине вторую половину
года и всю зиму 1922-23 годов.
Наконец 20-х — начало 30-х годов
приходится короткий период официального
советского признания творчества Пастернака.
Он принимает активное участие в деятельности
Союза писателей СССР и в 1934 году выступает
с речью на его первом съезде, на котором
Н. И. Бухарин призывал официально назвать
Пастернака лучшим поэтом Советского
Союза. Его большой однотомник с 1933 по
1936 год ежегодно переиздаётся.
В 1935 году Пастернак участвует
в работе проходящего в Париже
Международного конгресса писателей
в защиту мира, где с ним случается
нервный срыв . К концу 30-х он обращается
к прозе и переводам, которые
в 40-х годах становятся основным
источником его заработка. В 1935 году
Пастернак заступился за мужа и сына
Ахматовой, которые были освобождены
из тюрьмы после писем Сталину
Пастернака и Ахматовой. В 1937 году проявляет
огромное гражданское мужество —
отказывается подписать письмо с
одобрением расстрела Тухачевского
и других, демонстративно посещает
дом репрессированного
В 1952 году у Пастернака произошёл
первый инфаркт.
С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно
выдвигался на соискание Нобелевской
премии по литературе. В 1958 году его кандидатура
была предложена прошлогодним лауреатом
Альбером Камю, и Пастернак стал вторым
писателем из России (после И. A. Бунина),
удостоенным этой награды.
Присуждение премии воспринималось
советской пропагандой как повод усилить
травлю (к примеру, «Литературная газета»
25 октября 1958 года писала: «Пастернак получил
„тридцать сребреников“, для чего использована
Нобелевская премия. Он награждён за то,
что согласился исполнять роль наживки
на ржавом крючке антисоветской пропаганды…
Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду,
доктора Живаго, и его автора, уделом которого
будет народное презрение.»). В писательской
среде этот факт тоже был воспринят негативно.
По одной из версий премия всё же должна
была достаться итальянскому писателю
Альберто Моравиа, но, благодаря ЦРУ, досталась
советскому писателю.
Несмотря на то, что премия была
присуждена Пастернаку «За значительные
достижения в современной лирической
поэзии, а также за продолжение традиций
великого русского эпического романа»,
усилиями официальных советских властей
она должна была надолго запомниться только
как прочно связанная с романом «Доктор
Живаго», антисоветская сущность которого
постоянно выявлялась в то время агитаторами,
литературными критиками, лекторами общества
«Знание». На Пастернака было оказано
и личное давление, которое, в конечном
счёте, принудило его отказаться от премии.
В телеграмме, посланной в адрес Шведской
академии, Пастернак писал : «В силу того
значения, которое получила присуждённая
мне награда в обществе, к которому я принадлежу,
я должен от неё отказаться. Не сочтите
за оскорбление мой добровольный отказ».
Джавахарлал Неру и Альбер Камю
взяли на себя ходатайство за нового нобелевского
лауреата Пастернака перед Никитой Сергеевичем
Хрущевым, но всё оказалось тщетно, хотя,
конечно, писатель не был, ни расстрелян,
ни посажен в тюрьму, что было бы невозможно
в сталинское время.
Несмотря на исключение из Союза
Писателей СССР, Пастернак продолжает
оставаться членом Литфонда, получать
гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного
на Западе стихотворения «Нобелевская
премия» он был вызван к Генеральному
прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале
1959 года, где ему было предъявлено обвинение
по статье 64 «Измена Родине», однако никаких
последствий для него это событие не имело,
возможно потому, что стихотворение было
опубликовано без его разрешения. обнаруженная
вскоре болезнь (рак лёгких) в последние
месяцы жизни приковывает его постели.
Дмитрий Быков, биограф Пастернака,
считает, что болезнь развилась на нервной
почве во время травли, и возлагает на
власти ответственность за смерть Бориса
Леонидовича.
Пастернак умер от рака лёгких
30 мая 1960 в Переделкино. Сотни людей (среди
них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский)
пришли 2 июня 1960 года на его похороны,
несмотря на опалу поэта. Александр Галич
посвятил его смерти одну из своих песен.
Борис Пастернак был похоронен
на Переделкинском кладбище, в то время
это было небольшое скромное сельское
кладбище. Автор памятника - скульптор
Сара Лебедева.
Борис Пастернак был похоронен
на Переделкинском кладбище, в то время
это было небольшое скромное сельское
кладбище. Автор памятника - скульптор
Сара Лебедева. Однако памятник, сделанный
ею, неоднократно осквернялся, и через
некоторое время была установлена копия,
точно такая же, сделанная ее учениками.