Падение дома Ашеров

Автор: f********@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 14:11, доклад

Описание работы

Художественный мир этого произведения не совпадает с повседневной действительностью. Бесполезно задавться вопросом: в чем причина болезни Ашера? Почему он похоронил свою сестру? Что погубило его? В рассказе отсутствует причинно-следственная связь. Рассказ этот психологический и страшный. С одной стороны, главным приедметом изображения в нем служит болезненное состояние человеческой психики, сознание на грани безумия, с другой стороны здесь показана душа, трепещущая от страха перед грядущими неизбежным.

Работа содержит 1 файл

Падение дома Ашеров модуль.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

Предметом внимания По стала человеческая душа, ужаснувшаяся при столкновении с  миром, в котором для нее не оставалось места. Классический образец - «Падение дома Ашеров».

Обманчивая  простота и ясность этого рассказа рождает сотни предположений, но под этой простотой скрывается глубина и сложность.

Художественный  мир этого произведения не совпадает  с повседневной действительностью. Бесполезно задавться вопросом: в  чем причина болезни Ашера? Почему он похоронил свою сестру? Что погубило его?  В рассказе отсутствует причинно-следственная связь. Рассказ этот психологический и страшный. С одной стороны, главным приедметом изображения в нем служит болезненное состояние человеческой психики, сознание на грани безумия, с другой стороны здесь показана душа, трепещущая от страха перед грядущими неизбежным.

При выявлении  глубинного смысла этого рассказа вопрос об истоках «ужаса души» приобретает  принципиально важное значение.

 Дом  Ашеров, взятый в его символическом  значении - это своеобразный мир,  пребывающий в состоянии глубокого распада, угасающий, мертвеющий. Когда-то это был прекрасный мир, где жизнь человека протекала в атмосфере творчества. Но теперь жизнь ушла из него, остались только воспоминания. Трагедия обитателей этого дома проистекает из непреодалимой власти, которую Дом иеет над ними, над их сознанием и поступками. Всякое соприкосновение с реальностью  для них болезненно и живут они в страхе перед ужасом от столкновений с действительностью жизни.

Родерик - герой  новеллы «Падение дома Ашеров»- предрекает себе потерю разума и самой жизни в борьбе с «мрачным фантазмом - страхом». В финале рассказа предчувствие его сбывается: он гибнет, пораженный ужасом и безумием, и самый Дом Ашеров рушится в мертвые воды черного озера.

Аспекты связи сюжетной линии этого рассказа можно соотнести с особенностями духовной жизни Америки в 3-е гг. 19 века.

______________________________________________________________

Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики, тяги человека к злу раскрыта в  новелле «Вильям Вильсон». Главный герой рассказывает о своей жизни, о том, как он познакомился со своим двойником, которого даже зовут так же, он признается читателям, что ненавидит этого самого двойника за то, что тот всегда лучше него, что он мешает ему наслаждаться жизнью, раскрывает все его авантюры. Вильям Вильсон почувствовал мистический страх перед двойником, а значит и перед собой, так как в конце мы понимаем, что его соперник был галлюцинацией и что на самом деле герой боролся с собой, со своим разумом, который пытался направить Вильсона на истинный путь и пытался его исправить. Ведь в этой борьбе Вильсон мог стать лучше, но он уничтожил свой последний шанс.

Так же признаки страха и безумия мы видим в  другой новелле «Падение дома Ашеров». Недаром избираются такие ужасные моменты, как преждевременное погребение, замуравление живьем. В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живет последний его владелец — Родерик Ашер. С болезненно-нервной восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но он не в силах пойти и помочь ей, у него страх перед тем ужасом, которым ему доведется испытать. Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает ее брата, они оба умирают, и замок Ашеров падает, разрушенный грозой. Возможно, этого бы не произошло, если бы Родерик поборол в себе страх перед местью Мэдилейн. Ведь он сам мог пойти в склеп и открыть сестру еще живой. И тогда его не мучила бы совесть и страх возмездия. А так получается, что в уничтожении своей семьи виноват он сам, и страх, который Ашер не смог побороть победил разум.

Сюжет «падение дома ашеров»

Безымянный  рассказчик, получив письмо от своего друга юности Родерика Ашера, приезжает  к нему в поместье. Подъезжая к  дому, он обращает внимание на невероятно мрачный пейзаж: сам Дом Ашеров, озеро, на берегу которого стоит дом, камыши, остовы деревьев. Также он обращает внимание на еле заметную трещину, рассекающую здание сверху донизу. Встретившись с хозяином дома, он узнает о его странной наследственной болезни — все его чувства мучительно обострены — он болезненно воспринимает яркий свет, громкие звуки, яркие краски. Фактически вся его жизнь проникнута страхом. Родерик Ашер также уверен, что в его жилище гнездится некая сила, которую он не может определить. Рассказчик узнает, что сестра Родерика, леди Мэдилейн, его единственный близкий человек, также больна странной болезнью: она ко всему равнодушна, тает день ото дня, а иногда ее члены коченеют и дыхание приостанавливается. Как раз перед приездом рассказчика состояние ее особенно ухудшилось. Рассказчик проводит дни, общаясь с Ашером; он рассматривает картины Родерика, весьма причудливые, слушает его музицирования на гитаре и читает книги. В один из дней Ашер исполняет песню «Обитель привидений», развивая в дальнейшем в разговорах мысль о том, что растения способны чувствовать и вокруг озера и стен дома сгущается своя особенная атмосфера, веками влияющая на судьбу всех Ашеров.Однажды Ашер сообщает рассказчику, что его сестра, леди Мэдилейн, умерла, и просит помочь ему спустить ее тело до похорон в подземелье. Вдвоем они относят туда тело, плотно закрыв гроб и заперев тяжелую железную дверь. После этого Родерик Ашер становится все более и более тревожен, его тревога и страх постепенно передаются и рассказчику. Где-то через неделю рассказчик ночью, перед надвигающейся бурей слышит странные глухие удары, непонятно откуда доносящиеся. В его комнате появляется Ашер, который, распахнув настежь окно, впускает бурю в комнату, наблюдая за пейзажем снаружи. Решив успокоить друга, рассказчик принимается читать ему роман Ланселота Каннинга «Безумная печаль». Происходящее в доме перекликается с текстом книги: рассказчик читает о треске и грохоте ломающихся досок — и откуда-то доносится еле слышный шум; текст говорит об ужасном звуке, изданным умирающим драконом — и слышится отдаленный вопль; в книге описывается оглушительный звон от упавшего на пол щита — и до героев доносится глухой, но явственный звон металла. Родерик Ашер, находясь в ужасном состоянии, шепчет другу, что они на самом деле похоронили его сестру заживо. Он, благодаря своим обостренным чувствам, давно уже понял это, однако не смел сказать. Дверь в залу распахивается, и появляется леди Мэдилейн, измученная и в крови. Она падает на руки брату, увлекая его, уже бездыханного, за собой на пол. Рассказчик, объятый страхом, кидается прочь из дома. Буря как раз в самом разгаре. Убегая, герой замечает, что трещина в Доме, которую он заметил еще по прибытии, быстро расширяется. «… раздался дикий оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов… и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров».

Сюжет Ирвинга Рип ванн Винкль

У подножия Каатскильских гор расположена  старинная деревушка,  основанная голландскими переселенцами в самую  раннюю пору колонизации.  В давние времена,  когда этот край еще  был британской провинцией,  жил в ней добродушный малый по имени Рип Ван Винкль.  Все соседи его любили,  но жена у него была такая сварливая,  что он старался почаще уходить из дома,  чтобы не слышать её брани.  Однажды Рип пошёл в горы на охоту.  Когда он собирался возвращаться домой,  его окликнул какой-то старик.  Удивленный,  что в столь пустынном месте оказался человек,  Рип поспешил на помощь.  Старик был одет в старинную голландскую одежду и нес на плечах бочонок — очевидно,  с водкой.  Рип помог ему подняться по склону.  Всю дорогу старик молчал.  Пройдя ущелье,  они вышли в лощину,  похожую на маленький амфитеатр.  Посередине на гладкой площадке странная компания играла в кегли.  Все игроки были одеты так же,  как старик,  и напомнили Рипу картину фламандского художника,  висевшую в гостиной деревенского пастора.  Хотя они развлекались,  их лица хранили суровое выражение.  Все молчали,  и только стук шагов нарушал тишину.  Старик стал разливать водку в большие кубки и знаком показал Рипу,  что их следует поднести играющим.  Те выпили и вернулись к игре.  Рип тоже не удержался и выпил несколько кубков водки.  Голова его затуманилась,  и он крепко уснул.

Проснулся Рип на том же бугре,  с которого вечером впервые заметил старика.  Было утро.  Он стал искать ружье,  но вместо нового дробовика обнаружил рядом какой-то ветхий,  изъеденный ржавчиной самопал.  Рип подумал,  что давешние игроки сыграли с ним злую шутку и,  напоив водкой,  подменили его ружье,  кликнул собаку,  но она исчезла.  Тогда Рип решил навестить место вчерашней забавы и потребовать с игроков ружье и собаку.  Поднявшись на ноги,  он почувствовал ломоту в суставах и заметил,  что ему недостает былой подвижности.  Когда он дошел до тропинки,  по которой накануне вместе со стариком поднимался в горы,  на её месте тек горный поток,  а когда он с трудом добрался до того места,  где был проход в амфитеатр,  то на его пути встали отвесные скалы.  Рип решил вернуться домой.  Подходя к деревне,  он встретил несколько совершенно незнакомых ему людей в странных одеждах.  Деревня тоже переменилась — она разрослась и стала многолюднее.  Вокруг не было ни одного знакомого лица,  и все удивленно смотрели на Рипа.  Проведя рукой по подбородку,  Рип обнаружил,  что у него выросла длинная седая борода.  Когда он подошел к своему дому,  то увидел,  что он почти развалился.  В доме было пусто.  Рип направился к кабачку,  где обычно собирались деревенские «философы»  и бездельники,  но на месте кабачка стояла большая гостиница.  Рип посмотрел на вывеску и увидел,  что изображенный на ней король Георг III тоже изменился до неузнаваемости: его красный мундир стал синим,  вместо скипетра в руке оказалась шпага,  голову венчала треугольная шляпа,  а внизу было написано «Генерал Вашингтон».  Перед гостиницей толпился народ.  Все слушали тощего субъекта,  который разглагольствовал о гражданских правах,  о выборах,  о членах Конгресса,  о героях 1776 г.  и о прочих вещах,  совершенно неизвестных Рипу.  У Рипа спросили,  федералист он или демократ.  Он ничего не понимал.  Человек в треуголке строго спросил,  по какому праву Рип явился на выборы с оружием.  Рип стал объяснять,  что он местный житель и верный подданный своего короля,  но в ответ раздались крики: «Шпион! Тори! Держи его!»  Рип начал смиренно доказывать,  что ничего худого не замыслил и просто хотел повидать кого-нибудь из соседей,  обычно собирающихся у трактира.  Его попросили назвать их имена.  Почти все,  кого он назвал,  давно умерли. «Неужели никто тут не знает Рипа Ван Винкля?» — вскричал он.  Ему показали на человека,  стоявшего у дерева.  Он был как две капли воды похож на Рипа,  каким тот был,  отправляясь в горы.  Рип растерялся вконец: кто же тогда он сам? И тут к нему подошла молодая женщина с ребенком на руках.  Внешность её показалась Рипу знакомой.  Он спросил,  как её зовут и кто её отец.  Она рассказала,  что её отца звали Рипом Ван Винклем и вот уже двадцать лет,  как он ушел из дому с ружьем на плече и пропал.  Рип спросил с опаской,  где её мать.  Оказалось,  что она недавно умерла.  У Рипа отлегло от сердца: он очень боялся,  что жена устроит ему взбучку.  Он обнял молодую женщину. «Я — твой отец!» — воскликнул он.  Все удивленно смотрели на него.  Наконец нашлась старушка,  которая его узнала,  и деревенские жители поверили,  что перед ними действительно Рип Ван Винкль,  а стоящий под деревом его тезка — его сын.  Дочь поселила старика отца у себя.  Рип рассказывал каждому новому постояльцу гостиницы свою историю,  и вскоре вся округа уже знала её наизусть. Кое-кто не верил Рипу,  но старые голландские поселенцы до сих пор,  слыша раскаты грома со стороны Каатскильских гор,  уверены,  что это Хенрик Гудзон и его команда играют в кегли.  И все местные мужья,  которых притесняют жены,  мечтают испить забвения из кубка Рипа Ван Винкля.

Информация о работе Падение дома Ашеров