Ответственность за общую судьбу народа в повести В.Распутина "Живи и помни"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:55, реферат

Описание работы

Цель: дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на проблемы повести: истоки предательства, одиночество среди людей, ответственность за общую судьбу народа.

Оборудование: портрет В.Г. Распутина.

Методические приемы: лекция учителя, аналитическая беседа.

Работа содержит 1 файл

Ответственность за общую судьбу народа в повести В.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

  Тема  урока: «Ответственность за общую судьбу народа в повести В.Распутина «Живи и помни»»

  Цель: дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на проблемы повести: истоки предательства, одиночество среди людей, ответственность за общую судьбу народа.

  Оборудование: портрет В.Г. Распутина.

  Методические  приемы: лекция учителя, аналитическая беседа.

  Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

  «Когда  мы читаем художественное произведение нового автора, – писал Л.Н. Толстой, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?»»

  Так вот, Распутин сказал о жизни своё, только ему свойственное. «Современная жизнь необычно динамична, многие торопятся, я же решил повествовать о жизни спокойной, - говорит Распутин. Есть ли такая жизнь в действительности? Несомненно. На бескрайних просторах Сибири разбросаны большие и малые деревни, в них множество людей, ведущих размеренный, давно устоявшийся образ жизни. Этих-то странных людей литераторы как-то упорно не замечали. Между тем они наши современники, живущие в одно время с нами, создающие огромные материальные ценности. Они живые люди, со своими судьбами, страстями».

  Первые  очерки выпускника Иркутского университета и его первая книга рассказов «Человек с этого света» свидетельствовали о том, что в нашей литературе вызревает талант большой художественной силы. И впоследствии это подтвердилось появлением таких ярких и волнующих произведений, как повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Прощание с Матёрой».

  Мысль о судьбе духовных ценностей, выдержавших напор времени, проверяемых в трагических обстоятельствах, проходит через всё произведение Распутина. Но с особым напряжением звучит она в повести «Живи и помни».

  Распутину не довелось самому участвовать в Великой Отечественной войне, но он был в таком возрасте, что понимал трагический смысл войны, и хотя он жил в Сибири и не слышал непосредственного гула войны, война определяла жизнь сибирских деревень, наложила отпечаток на сознание мальчика, и эти чувства он сохранил на всю жизнь. Много лет назад Валя Распутин увидел, как через его родное село, что в Иркутской области, провели обросшего, оборванного, выглядевшего диким человека. Детское сознание поразило непонятное ещё слово «дезертир». Наверное, именно тогда началась повесть «Живи и помни», значительно раньше, чем были написаны первые её строки.

  Эта повесть – произведение огромной обобщенной силы о событиях войны в особом плане. Здесь изображена жизнь в военные годы в далекой сибирской деревне Атамановке, расположенной на берегу Ангары. В центре повести Андрей Гуськов, человек сложной и запутанной судьбы и его жена Настена, настоящая русская женина, скромная труженица, горячо любящая своего мужа.

  Аналитическая беседа.

  Попробуем раскрыть внутренний мир этих людей.

  1. Андрей Гуськов. Где начало его предательства, начало нравственного падения человека? Проникнув в психологию Андрея, попробуем проследить, максимально исследовать процесс развития обратной жизни героя.
  2. Обернемся на свою собственную судьбу, на свои поступки, взглянем на них глубже, искренней. Настолько захватывает и современно звучит эта тема, настолько общечеловечны проблемы, решаемые писателем.
  3. Сообщения учащихся (Примерный план ответов: Андрей Гуськов на фронте; что-то сломалось в волевом настрое этого 30-ти летнего крестьянина-сибиряка; страх смерти, тоска по родным, госпиталь, недалеко от родной деревни, в которую он так и не поспел после войны).

  Беседа  по вопросам.

  1. Психология человека на войне. Андрей Гуськов и война.
  2. Беседа с Настей (пересекаются два взгляда на жизнь, на судьбу человека, на долг человека перед своей совестью).
  3. «Я есть, что бы там завтра ни случилось, а сегодня, а пока я есть…
  4. В чём трагедия Андрея? (в понимании всей тяжести преступления, в безвыходности своего положения).

  Слово учителя

  Мы  видим ступени предательства, ступени  потери Гуськовым человеческого  облика. Распутин показывает и человеческое в Андрее через воспоминания, и размышления о нем жены. И тем острее ощущение вины предателя, дезертира, разорвавшего связь с людьми. Гуськов начинает с того, что пытается избавиться от памяти, связывающей его с людьми, обрывает все связи с домом, миром, а заканчивает тем, что воет по-волчьи, набрасывается на теленка, как зверь. О гибели жены, он может думать только как о чём-то таком, что грозит ему. Из всех человеческих чувств в нем остается только страх за свою жизнь, да и страх этот скорее животный, чем человеческий.

  /Обобщение и элементы диспута по вопросам начала разговора об Андрее (I п)./

  Настена (Беседа и обобщение).

  1. В чём трагедия Настёны?
  2. Почему Настёна выбрала смерть?
  3. Осуждение или сочувствие вызывает героиня повести?

  Слово учителя.

  Рядом – другая трагедия, трагедия одиночества, публичного одиночества Настены. Одиночество среди людей, с которыми прожито много лет и которых она вынуждена обманывать, избегать их взглядов. Трагедия её и в том, что в этой женщине вместе с чувством ответственности за любимого человека, вместе с борьбой за него, растет и чувство вины перед ним: всей свой жизнью с Андреем она не уберегла его от неверного, рокового шага. Она делает всё, что бы помочь Андрею просуществовать вдали от людей: снабжает продуктами, одеждой, достаёт ружьё, припасы.

  Она понимает, что Андрей совершил преступление перед людьми и что она стала  добровольной соучастницей преступления. В её душе нарастает страдание. Чем  больше дичает, звереет в своём  отшельничестве Андрей, тем сильнее  отчаяние Настёны.

  «Родишь – будет легче – утешает её Андрей, ребенок спасёт тебя от зла. Да разве есть во всем белом свете такая вина, что бы не накрылась им, нашим ребенком?». Есть. И Настена это чувствует. Измена Родине, народу – вот тот предел, переступив который человек не может ни оправдаться ни спастись.

  Настёна, расплачиваясь за вину Андрея, бросается  в Ангару и гибнет вместе с будущим ребенком. Она выбрала смерть, чувствуя вину, ничем неизгладимую перед людьми, перед Андреем, перед собой. Она сама наказывает себя.

  1. Почёму повесть называется «Живи и помни».

  (ответы  учащихся и обобщение  учителя).

  Показывая страшное зло, зло предательства, зло губящая, как радиация, всё вокруг себя, писатель обошёл молчанием конец Андрея. Он не достоин гибели, вызывающей сочувствия. Она оказывается вне жизни, вне памяти людей? Оставляя Гуськова в живых, автор клеймит его страшным заклятием «Живи и помни». Но название повести имеет не только этот смысл.

  В памяти людей остаётся и гибель Настены, не вынесшей стыда. Перед смертью она чувствует связь со всеми людьми «Нет, сладко жить», думает она в последние минуты. И тут же: «Страшно жить, стыдно жить». Смерть её - это как неизбежность правды, в которую верит сама Настена. «Правда - она сквозь камни прорастёт, посреди Ангары в самом быстром и глубоком месте поднимается из воды говорящим деревам. Никакой силой её не скрыть».

  Судьба  Андрея и Настены – это часть  народной судьбы. На примере их жизни Распутин проводит мысль о трагедии человека, оторвавшегося от народа. Отсюда вытекает: борьба с фашизмом - общенародное дело. Этой борьбой жил весь народ на фронте и в тылу, внося свой посильный вклад в общее дело победы. Андрей Гуськов, дезертировавший с фронта, чувствует тяжесть своего преступления перед народом, сознавал, что такие преступления невозможно искупить. Он сознательно порывает с людьми со своими родными и теряет человеческий облик.

  Настену нельзя осуждать за верность, любовь и  преданность Андрею, но она сама себя осудила за то, что помогала человеку совершившему страшное преступление перед народом. Она сама себе вынесла беспощадный приговор. В этом величие её характера, её справедливость, честность.

  «Живи и помни, человек в беде, в самые тяжкие дни и испытания – место твоё с твои народом. Всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» - вот идея повести, заключающаяся и в судьбах героев, и в её названии.

  Переплетаются судьбы Настёны и Андрея. Житейские  истины выстраиваются в стройный философский ряд размышлений о назначении человека на этой земле, о войне. И понятие родная земля «долг, преданность» становятся не умозрительными, а конкретно выраженными, через конкретные судьбы двух людей.

  Домашнее  задание: подготовится к письменной работе по повести «Последний срок».

Информация о работе Ответственность за общую судьбу народа в повести В.Распутина "Живи и помни"