Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:52, шпаргалка
Конфликт поколений, проблема взаимопонимания отцов и детей, сложные взаимоотношения и разногласия, возникающие между ними, – все эти проблемы существовали всегда и всегда привлекали внимание писателей различных эпох.
Конфликт поколений, проблема взаимопонимания отцов и детей, сложные взаимоотношения и разногласия, возникающие между ними, – все эти проблемы существовали всегда и всегда привлекали внимание писателей различных эпох.
В композиции тургеневских
романов идейные споры героев,
их мучительные размышления, страстные
речи всегда играют огромную роль. Обыкновенно
в споре или образуется завязка
романа, или борьба сторон достигает
кульминационного накала. Тургенев начинает
роман «Отцы и дети» с
Конфликт романа
«Отцы и дети» в семейных сферах,
конечно, не замыкается. Все действие
романа представляет собой цепь конфликтов,
в центре которых стоит главный
герой – Базаров. Тургенев умел угадывать
нарождающиеся явления в
В романе сталкиваются не только представители разных социальных групп, но и разные поколения. Спор идет между либералами, которыми были Тургенев и его ближайшие друзья, и революционными демократами типа Чернышевского и Добролюбова (Добролюбов отчасти послужил прототипом главного героя Евгения Базарова). Центральное место в романе занимает конфликт идейных противников: Павла Петровича Кирсанова – представителя «отцов», и Евгения Базарова – представителя «детей», нового типа людей. В их спорах проявляется закостенелость и эгоизм Павла Петровича и нетерпимость и заносчивость Базарова. Позиция образованного либерала Павла Петровича во многом близка автору. Его «принсиўпы» («принципы» на французский манер) и «авторитеты» – знак уважения и доверия к опыту прошлых поколений. Но он не способен с отеческим вниманием отнестись к умственным запросам и беспокойству «детей». Для Тургенева одним из решающих критериев в определении личности было то, как эта личность относится к современности, к окружающей его жизни. Представители «отцов» – Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы – не понимают и не приемлют того, что происходит вокруг них. Павел Петрович, одержимый сословной спесью и гордыней, упорно держится за принципы, усвоенные им в молодости, благоговеет перед старыми авторитетами, а Николай Петрович понимает в современности только то, что угрожает его покою. Базаров же – крайний индивидуалист. Он беспощадно отрицает нравственность, любовь, поэзию, все чувства. В романе он характеризуется как нигилист: «От латинского nihil, ничего… стало быть, это слово означает человека, который … ничего не признает». Фигура Евгения Базарова появляется в романе на фоне широкой панорамы деревенской жизни, мира на грани социальной катастрофы, показанной в первых главах романа. Этот прием помогает связать нигилизм с общенародным недовольством, с социальным неблагополучием. Его нигилизм питается подспудным брожением народного недовольства и этим силен.
Базаров прав до известной
степени: любые истины и авторитеты
должны проходить проверку сомнением,
но при этом надо по-сыновьи относиться
к культуре прошлого. Базаров же
впадает в нигилистическое
По ходу действия круг лиц, с которыми сталкивается Базаров, расширяется. Но все возникающие конфликтные ситуации направлены на то, чтобы проверить стойкость характера Базарова, его взглядов. Тургенев не критикует действия героя, а просто повествует о его жизни. Демократ-разночинец с новым материалистическим мировоззрением и новыми практическими требованиями к жизни – Базаров показан Тургеневым в соприкосновении с чужой и чуждой ему средой. Эта ситуация, постоянно и остро осознаваемая Базаровым, служит психологической мотивировкой для раскрытия определенных сторон в характере героя: его угрюмой сдержанности, враждебной недоверчивости, презрительной насмешливости, черствости, сухости и грубости. Базаров презрительно именует никогда и нигде не работавших дворян «барчуками». Он держится особняком, смиряет свои порывы, постоянно пресекает попытки к сближению и взаимопониманию со стороны Одинцовой, братьев Кирсановых. Автор с виду малоприметными штрихами, вставками, репликами подчеркивает монотонно «волчье» в настроениях Базарова.
Тургенев создал
характер полный и внутренне самостоятельный.
Базаров – молодой небогатый
человек, сын лекаря, получившего
дворянство по службе. Это сильная,
не поддающаяся чужому влиянию личность,
отстаивающая свои взгляды на жизнь.
В его характере – сила, самостоятельность,
энергия, большие потенциальные
способности к революционному делу.
Базаров является приверженцем нового
течения – нигилизма, т. е. он –
«… человек, который не склоняется
ни перед какими авторитетами, который
не принимает ни одного принципа на
веру, каким бы уважением ни был
окружен этот принцип». Базаров отрицает
природу как источник получения
эстетического наслаждения, как
объект восторгов. «Природа не храм, а
мастерская, а человек в ней
работник», - говорит герой. Он изучает
природу, знает ее до мелочей, даже по-своему
любит, но признает ее только с практической
стороны жизни. Также Базаров
отрицает искусство, считая, что это
«бледная копия действительности».
Он пренебрежительно относится к
классикам, например, к Пушкину, а
о великом художнике говорит,
что «Рафаэль гроша ломанного
не стоит». И это происходит из-за
его излишнего увлечения
Внутренний облик главного героя Тургенев раскрывает через портрет, через описание внешности и поведения, пользуясь приемами тайной психологии. Базаров не обращает никакого внимания на свой внешний вид и поэтому одет небрежно. Глядя на его красные руки, можно понять, что он знает, что такое труд. Его широкий лоб говорит об уме. Тот факт, что он не сразу подал руку при встрече Николаю Петровичу, говорит о его гордости, чувстве собственного достоинства, о его уверенности в себе. Но в разговоре с людьми он ведет себя грубовато: отвечает на вопросы нехотя, показывает свое пренебрежение к собеседнику. Этим нарочитым пренебрежением в словах, в действиях герой отрицает правила, принятые в светском обществе. Своими поступками, в частности, представлением себя как Евгением Васильевым, Базаров подчеркивает свою близость к народу. Он обладает «…особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших…», хотя все-таки он был далек от народа.
Тургенев наградил
Базарова иронией, которой тот пользуется
очень разнообразно: ирония для Базарова
– средство отделить себя от человека,
которого он не уважает, или «поправить»
человека, на которого он еще не махнул
рукой. Он иронически относится и
к своим поступкам, и к своему
поведению. В характере Базарова
– сила, самостоятельность, энергия,
большие потенциальные
Базаров имеет высокие
моральные качества, благородную
душу. Так, на дуэли с Кирсановым
вместо того, чтобы оставшейся пулей
убить своего противника, Базаров
оказывает ему медицинскую
Базаров отрицает
чувства: «И что за таинственные отношения
между мужчиной и женщиной?.. Это
все романтизм, чепуха, гниль «художеств».
По словам Писарева, Базаров имеет
«ироническое отношение к чувству
всякого рода, к мечтательности,
к лирическим порывам, к излияниям…».
И в этом его трагедия. Базаров
считает, что любовь – это ерунда,
лишнее в жизни человека. Но несмотря
на все свои суждения, влюбляется в
Одинцову и оказывается способным
на искреннее, глубокое чувство. В его
душе происходят значительные перемены,
которые даже противоречат некоторым
его принципам. Конфликт произведения
из внешнего (Базаров и Павел Петрович)
в этот момент переводится во внутренний
(«поединок роковой» в душе Базарова).
Любовь к Одинцовой - начало трагического
возмездия заносчивому
Непримиримые противоречия обнаруживаются в характере героя. Возникшие перед ним вопросы о смысле жизни, опровергающие его прежний, упрощенный взгляд на человека и мир – не пустяки. Так начинается глубокий кризис веры героя в неизменную сущность человека. Любовь к Одинцовой пробудила в Базарове тревожные сомнения: может быть, точно всякий человек загадка? Эти вопросы делают его духовно богаче, щедрее и человечнее, в нем проявляется «романтизм», от которого он пытается избавиться, но который все-таки проявляется перед смертью Базарова, когда медицина и естественные науки, обожествляемые им, не смогли ему помочь, зато отрицаемые им, но хранимые на дне души чувства восстановили цельность и стойкость духа умирающего героя.
Сцена смерти Базарова – самая сильная сцена в романе. Герой умирает в расцвете творческих и физических сил, не прожив и третьей части своей жизни. Перед смертью он не впадает в истерику, не теряет чувства собственного достоинства, а пытается сохранить ясность мысли до последней минуты, собирает последние силы, чтобы попрощаться со всеми, кого любил. Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается с возлюбленной. Любовь к женщине, любовь к родителям сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине. Он умер твердо и спокойно. Смерть Базарова трагична, так как этот умный и мужественный человек с благородными целями бессмысленно прожил свою жизнь. Тургенев не находит в нигилизме созидающей творческой силы. Он заставляет героя умереть, так как не видит продолжения его деятельности. Но писатель признавал, что последнее слово остается за Базаровым, что его время еще придет.
И. С. Тургенев про
свое произведение говорил: «Базаров –
мое любимое детище». Но все-таки
оценка писателя весьма противоречива.
На протяжении всего романа он композиционно
спорит со своим героем. В спорах
с Павлом Петровичем Базаров оказывается
морально сильнее, но несамостоятельность
его нигилизма доказывается всем
художественным построением романа.
Базаров отворачивается от природы
– Тургенев создает прекраснейшие
поэтические образы русской природы,
и заканчивает свое произведение
описанием природы на кладбище, где
похоронен его герой, тем самым
показывая, что, несмотря на смерть Базарова,
природа жива, красота вечна. Базаров
отрицает тесные связи родителей
со своими детьми – автор описывает
сцены родительской любви; Базаров
чуждается жизни – автор